Все об аккумуляторах для снегоходов
Снегоход – агрегат для быстрой езды в зимний период. Чтобы он не подвел в ответственный момент, важно своевременно осуществлять технический осмотр и пристально следить за состоянием аккумулятора. В случае необходимости устаревшую батарею нужно поменять на новую. Чтобы не ошибиться в выборе, следует изучить типы современных аккумуляторов, их отличия, преимущества и недостатки.
Особенности
Снегоходы нередко эксплуатируются в сложных и даже экстремальных условиях. Это накладывает ряд требований на используемую аккумуляторную батарею (АКБ). Вне зависимости от вида, она должна обладать некоторыми важными особенностями:
- иметь достаточный уровень заряда для запуска мотора в условиях пониженных температур;
- обладать способностью сохранять заряд и быстро его не расходовать в случаях простоя батареи;
- иметь достаточную мощь для пуска стартера;
- иметь хорошее сопротивление возможным ударам и вибрациям.
Корпус источника питания должен быть прочным и герметичным с возможностью установки в вертикальном и горизонтальном положении.
Разновидности
В основном ассортимент аккумуляторов для снегоходов представлен гелевыми и литиевыми (литий-ионными) батареями. Все они имеют характерные особенности. Например, гелевая АКБ (имеет на корпусе маркировку YTZ) обладает возможностью долгое время хранить заряд и обходиться без очередной подзарядки, что крайне важно при эксплуатации в условиях низких температур. К их другим преимуществам относят:
- хорошую и постоянную продуктивность, вне зависимости от положения батареи;
- высокий уровень безопасности – при потере герметичности электролит не выльется из корпуса (чего не скажешь об АКБ на основе свинца и серной кислоты);
- максимальный резерв – гелевый аккумулятор выдерживает до 400 циклов перезарядки и полного разряда;
- стойкость к глубоким разрядам, за счет чего им не требуется обслуживание;
- при условиях исправной электроники гелевые батареи прослужат гораздо дольше, чем кислотно-свинцовые аналоги.
Несмотря на весомые преимущества, аккумуляторы с маркировкой YTZ обладают некоторыми существенными недостатками. К таковым относят их дороговизну и изменение физико-химических показателей при экстремально низких температурах. Дело в том, что если столбик термометра опустится ниже -20 градусов Цельсия, плотность АКБ начнет быстро падать. Это часто приводит к невозможности завестись уже при -25 градусах. Если аккумулятор новый, шансы запуска мотора еще имеются, а вот 3- и 4-летние аккумуляторные батареи, скорее всего, подведут.
Литиевые АКБ также обладают рядом преимуществ. Они отличаются малым весом, быстрым набором уровня заряда, простотой в уходе, безвредностью и безопасностью для экологии. Они надежны и долговечны, выдерживают до 2000 подзарядок.
Способны прослужить более 5 лет. К их недостаткам относят высокую цену и нехватку пускового тока для завода двигателя при экстремально низких температурах.
Спросом также пользуются литий-железо-фосфатные АКБ. В таких источниках питания предусмотрена собственная система управления, благодаря которой аккумуляторы защищены как от перезарядки, так и от сильного разряжения. За счет такой особенности батареи становятся более долговечными и надежными. Срок их службы при соблюдении правил эксплуатации может достигнуть 7 лет. Существенные недостатки литий-железо-фосфатных источников питания заключаются в их больших показателях массы и габаритов, за счет чего они не подойдут для компактных моделей снегоходов.
Помимо этого, в продаже есть свинцово-кислотные батареи с электролитом серной кислоты и АКБ, произведенные по технологии Nano-gel.
Последние способны выдержать высокие пусковые токи. Они обладают отличными эксплуатационными характеристиками – сохраняют работоспособность при температуре до –30 градусов, служат не менее 5 лет.
Рейтинг моделей
Рынок переполнен различными моделями аккумуляторов для снегоходов. Все они различаются техническими параметрами, массой, габаритами, физико-химическими свойствами и другими характеристиками. Порой сделать выбор в пользу качественного источника питания бывает сложно. Возможно, приведенный ниже рейтинг популярных моделей аккумуляторных батарей поможет определиться с типом АКБ.
- Первое место принадлежит источнику питания RDrive eXtremal Gold YTX20HL-BS, произведенному по технологии AGM. Это необслуживаемая абсорбированная батарея с напряжением 12 вольт и пусковым током 310 А. Отличается увесистостью и габаритностью.
- На второй строчке расположился аккумулятор GS от GS Yuasa (сухозаряженный AGM). Это емкий источник питания (22,4 А·ч), обладающий высокими пусковыми токами.
- Следующей в таблице рейтинга оказалась аккумуляторная батарея Delta EPS 12201. Изделие изготовлено на гелевой основе, отличается повышенной емкостью. Однако в ходе эксперимента было установлено, что при отрицательных температурах (-20 и ниже) пусковые токи сильно падают, из-за чего в морозы снегоход не заводится.
- Bosch YTX20L-4 занял четвертое место в рейтинге. Несмотря на слабую емкость, этот источник питания имеет высокие показатели пускового тока.
- Varta YTX20L-4 расположился на последнем месте. Этот сухозаряженный AGM по сравнению с вышеприведенными моделями, имеет средние результаты по емкости.
Это одни из самых популярных источников питания, приобретаемых для современных снегоходов.
Советы по выбору
Покупка аккумуляторной батареи – мероприятие, к которому нужно подойти ответственно. Многие владельцы снегоходов задаются вопросом о том, каким же источникам питания лучше всего отдать предпочтение. Попробуем разобраться.
- Специалисты советуют отказаться от приобретения АКБ с жидким электролитом. Предпочтение желательно отдать сухозаряженным (AGM) герметизированным батареям с электролитом гелеобразного типа – они считаются безопасными для человека и наиболее экологичными для природы.
- Лучше всего выбрать необслуживаемые аккумуляторы.
- Нужно обратить внимание на напряжение. Для современных снегоходов подойдут АКБ с показателями не менее 12 В.
- Важной технической характеристикой считается емкость. Чем больше значение этого показателя, тем больше тока аккумулятор готов отдавать в единицу времени.
- Эксплуатационный срок или максимальное количество циклов заряда/разряда. Эта информация указывается производителем на корпусе источника питания или в инструкции. По заявлению изготовителей, некоторые АКБ могут сохранять работоспособность до 15 лет. Однако чем больше эксплуатационный срок, тем дороже обойдется покупка аккумулятора. Здесь важно выбрать для себя «золотую середину».
- Габариты. Источники питания с одинаковыми техническими параметрами от разных производителей могут иметь различные по размерам корпуса. Если не учесть физические параметры предыдущей батареи, можно оказаться в ситуации, при которой новая АКБ не поместится в отведенное для нее место.
Не стоит экономить и приобретать товары сомнительного качества от неизвестных производителей. Раскрученные и проверенные компании, существующие на рынке не один год, часто дают на свою продукцию расширенную гарантию. Они производят АКБ по новым технологиям из качественного сырья.
Эксплуатация и зарядка
Чтобы аккумуляторная батарея прослужила как можно дольше, важно правильно за ней ухаживать и хранить. Есть несколько основных правил ухода:
- если техника простаивает в летний период, рекомендуется отсоединять клеммы от источника питания;
- АКБ следует хранить в сухом и прохладном месте, не допуская попадания прямых лучей солнца (оптимальная температура хранения для конкретной модели указана в техническом паспорте);
- стоит ежемесячно подзаряжать батарею, поскольку ее естественный саморазряд составляет не менее 10%.
Перед пуском важно проверить заряд аккумулятора – значение должно быть не менее 12,5 В. При более низких показателях нужно воспользоваться зарядным устройством и подключить его к сети. Стоит отметить, что заряд падает во время запуска двигателя, однако при работе техники происходит его восстановление. Если аккумулятор не может восстановиться после получасовой работы – пора менять источник питания или произвести замену электролита (у обслуживаемых моделей АКБ).
Если необслуживаемый аккумулятор разрядился за лето, его нужно поставить на подзарядку в соответствии с инструкцией:
- выставление на зарядном устройстве (ЗУ) напряжения cycle use (с нулевым током);
- подключить устройство в соответствии с полярностью;
- установить ток, следя при этом за показателями напряжения.
Для зарядки следует использовать специализированные зарядные устройства, которые будут обеспечивать ток заряда не более 10% от номинальной емкости. Например, для источника питания с емкостью 20 ампер нужно подобрать ЗУ, выдающий ток 2 Ампера.
Во избежание преждевременной порчи батареи специалисты советуют использовать «умные» устройства для подзарядки с возможностью плавной регулировки тока. Предпочтение стоит отдать трансформаторным ЗУ с металлическим корпусом (или коробкой из сверхпрочного пластика). Для удобной эксплуатации лучше всего купить устройства для подзарядки с ручкой и крючками.
Замеры и проверка аккумуляторов снегохода представлены в видео далее.