Как сделать виброплиту с электродвигателем своими руками?

Содержание
  1. Особенности самодельных моделей
  2. Необходимые инструменты и детали
  3. Этапы сборки
  4. Правила эксплуатации

Утрамбовать землю под садовую дорожку, подготовить участок для постройки фундамента, уплотнить почву на дне канавы или оврага — для такой работы нужна виброплита. Из этой статьи вы узнаете, как сделать виброплиту с электродвигателем своими руками.

Особенности самодельных моделей

Для небольшой работы на дачных участках или в стеснённых помещениях нет смысла покупать дорогое устройство, ведь работать оно будет редко. Но и задачу нужно выполнить качественно. Поэтому сделать своими руками виброплиту с электродвигателем будет лучшим решением.

Самодельные конструкции обладают рядом преимуществ:

  • полное соответствие требованиям — вы сами выбираете размеры и массу виброплиты;
  • простота конструкции и высокая надёжность;
  • низкая стоимость изготовления.

Недостаток у самодельных машин только один — для сборки нужны инструменты и немного свободного времени. А материалы наверняка найдутся на чердаке или в подвале.

Устройство этой машины очень простое.

  • Собственно, сама плита. Спереди и сзади на ней есть загибы, которые нужны для прохождения неровностей почвы.
  • Вибратор. Это валик, который установлен с эксцентриситетом. Именно дисбаланс при вращении создаёт вибрацию.
  • Двигатель. Не нуждается в описании.
  • Рама. На ней через амортизаторы закреплён электромотор.
  • Ручка. С её помощью осуществляются повороты.
  • Пульт управления. Необходим для включения и выключения электромотора.
  • Колёса. Нужны для транспортировки плиты.

Теперь можно подбирать заготовки и инструменты для дальнейшей сборки.

Необходимые инструменты и детали

Для самостоятельного изготовления виброплиты понадобятся самые простые инструменты, которые точно найдутся в вашей мастерской:

  • болгарка с отрезным диском;
  • сварочный аппарат и электроды к нему;
  • молоток или небольшая кувалда;
  • комплект гаечных ключей;
  • инструменты для разметки (рулетка, линейка, маркер и прочее);
  • обязательно средства защиты: сварочная маска и перчатки;
  • возможно, паяльная лампа.

Такого набора вполне достаточно для выполнения работы.

Из деталей понадобится следующее.

  • Электродвигатель. Для самой простой машины подойдёт однофазный асинхронный мотор с номинальным напряжением 220 Вольт – его можно взять от стиральной машины, холодильника и других бытовых приборов. Кроме того, его очень легко подключить к сети. Если хотите регулировать частоту оборотов, возьмите универсальный коллекторный двигатель (УДК) или машину постоянного тока (МПТ). Для них понадобится выпрямитель, например, диодный мост. В цепь управления нужно последовательно подключить переменный резистор – с ростом его сопротивления обороты двигателя падают.
  • Провода и разъёмы для подключения (в простейшем случае подойдёт двужильный кабель и штепсельная вилка).
  • Лист металла толщиной 8-10 мм (из него нужно сделать саму плиту). Отличным решением станет обычная углеродистая сталь. Легированная – слишком дорогая. Можно использовать серый или ковкий чугун – только убедитесь, что в нём нет трещин и раковин. Белый чугун брать не рекомендуется – он слишком хрупкий.
  • Швеллеры или квадратные профили для сборки рамы.
  • Круглая труба диаметром 20 мм для ручки. Для человека среднего роста длина ручки должна быть около 120 см, поэтому длина заготовки – 3 м.
  • Набор метизов: болты М10-М12, гайки и пружинные шайбы к ним.
  • Детали от автомобилей нужны для гашения вибрации. Подойдут почти любые сайлентблоки, пружины, подушки двигателя, части рессор и прочее. В крайнем случае резиновые амортизаторы можно вырезать из автомобильных покрышек.
  • Другие мелочи, которые пригодятся в процессе работы.

Когда все части найдены, можно приступать к сборке.

Этапы сборки

Не спешите сразу брать в руки инструменты – для начала проведите расчёты.

Виброплиты делятся на 4 группы.

  • Лёгкие – масса до 75 кг. Пригодны для прессования почвы на глубину до 15 см. Используются на придомовых территориях при обустройстве тропинок, укладке плитки и другой несложной работе.
  • Средние – масса 75-90 кг, глубина трамбовки – до 25 см. Применяются для укладки асфальта и тротуарной плитки.
  • Среднетяжёлые – вес до 140 кг. Рабочая глубина – до 160 см. Нужны для укрепления коммуникационных канав, укладки нескольких слоёв асфальта и подобных задач.
  • Тяжёлые – масса 140 кг и более. Это профессиональные машины, которые используют строители.

Для нечастого использования оптимальной будет плита массой до 75 кг. Если нужно больше – увеличьте размеры и мощность электрического двигателя. Конструкция при этом принципиально не меняется.

Дальше подберите мотор – на 100 кг веса плиты нужна мощность 3,7 кВт или 5 л. с. Если она меньше, машина закопается в грунт, если больше – не сможет трамбовать.

Если двигатель нерегулируемый (например, однофазный), рассчитайте передаточный механизм.

  • Частота вращения эксцентрика 180 об/мин. Тогда по земле будет ровно 3 удара в секунду.
  • Выясните частоту двигателя – она указана на табличке или в паспорте. Например, 1000 об/мин. Тогда рассчитайте диаметр шкивов.
  • 1000/180 = 5,5 – передаточное число. Это значит, что шкив на эксцентрике должен быть ровно в 5,5 раз больше шкива на двигателе.

Когда все расчёты закончены, приступаем к изготовлению.

При работе с инструментами соблюдайте технику безопасности.

Сначала собираем рабочую часть.

  • От листа толщиной 8 мм отрежьте заготовку размером 720х400 мм. Скруглите острые грани.
  • Передний край нужно согнуть на 100 мм, а задний – на 70 мм. Для этого в местах сгиба болгаркой сделайте разрез глубиной 5-6 мм и по нему согните. Далее заварите разрез. Или, как вариант, прогрейте место сгиба паяльной лампой.
  • При необходимости усильте загиб косынками. Рабочая часть готова.

Через резиновые амортизаторы закрепите электродвигатель. Сделать это можно несколькими способами.

  • В местах фиксации мотора приварите к плите 2 швеллера или профиля (на них лапами закрепляется мотор). После этого или просверлите в них отверстия и зафиксируйте мотор болтами, или приварите сами болты (тогда мотор крепится гайками). В любом случае между рамой и двигателем должна быть толстая резиновая прокладка.
  • Можно приварить уголки, к которым через амортизаторы закрепляется тавр. Тогда мотор фиксируется на тавре болтами.

Дальше нужно изготовить вибратор. Он представляет собой вал, установленный с эксцентриситетом.

Для дисбаланса к нему нужно закрепить тяжёлую металлическую пластину (если её сделать заменяемой, вибрацию можно будет регулировать). Вот очень условный чертёж.

Важно! Шкивы вала и двигателя должны быть строго на одной прямой.

После этого установите подшипники (лучше скольжения, а не качения – в условиях вибрации они долговечнее). Хорошо, если у вас есть корпусные подшипники – они легко закрепляются на плите (под них нужно приварить болты). Если их нет – из профиля сделайте обойму.

Далее установите вал и соедините его с двигателем. Для этого идеально подходит клиноременная передача (она не передаёт вибрации на двигатель), лучше – двойная. И не забудьте хорошо смазать все подвижные элементы.

Обязательно закройте привод защитным кожухом. Если ремень оборвётся, рабочий не пострадает.

После этого соберите и установите ручку. Закрепите её шарнирно, чтобы вибрации не передавались на руки рабочего. Ось вращения шарнира должна быть перпендикулярно движению машины, перемещение ручки в стороны не допускается (иначе машиной будет невозможно управлять). К шарниру добавьте пружины или амортизаторы.

Загрунтуйте и покрасьте изделие. Нижнюю часть можно не обрабатывать – всё равно сотрётся о землю.

Теперь можно приступать к испытаниям. Но сначала несколько правил.

Правила эксплуатации

Какой бы простой ни была конструкция, с ней нужно грамотно обращаться.

  1. Перед включением мультиметром проверьте сопротивление изоляции мотора. Оно должно быть бесконечным.
  2. Перед работой смажьте все подвижные элементы машинным маслом или солидолом.
  3. Проверьте все крепления. Они должны быть затянутыми.
  4. Периодически повторяйте такие осмотры и проверки. Не забывайте добавлять свежее масло.
  5. Никогда не используйте машину на твёрдой поверхности – асфальте и бетоне.
  6. Подключать виброплиту к сети желательно через УЗО (устройство защитного отключения). Тогда, если перегреется мотор, машина автоматически отключится.
  7. Влажная земля трамбуется легче. Если на машине нет специального оросителя, перед работой полейте участок земли водой.
  8. Храните устройство в сухом месте.

Во время работы плита будет двигаться самостоятельно. Вам остаётся направлять её рукояткой. А чтобы каждый раз её не разворачивать, двигатель можно сделать реверсивным.

О том, как сделать виброплиту с электродвигателем своими руками, смотрите в видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.