Описание стали Hi-ten
Описание стали Hi-ten не может быть ограничено общим определением, что это такое. Важно обратить внимание и на обзор основных характеристик. А также заслуживают интереса еще и сферы применения такой стали.
Что это такое?
Само название стали Hi-ten – это сокращение от High Tensile. В дословном переводе – это сталь высокой прочности. Это тяжеловесный материал, и сделанные из него велосипедные рамы не «катят». Использовать где-либо, кроме велосипедов, такой сплав будет едва ли возможно.
Характеристики
Сколько-то выдающихся свойств такие сплавы не демонстрируют. Существует большое количество видов продукции, в том числе и в металлургии, которая имеет довольно слабые качества. Однако при этом они по крайней мере предсказуемы и хорошо стандартизированы. Сталь категории Hi-ten похвастаться этим не может.
Никаких единых стандартов или регламентов на нее нет. Это скорее коммерческая категория. В отличие от тех же быстрорежущих или кипящих сталей производители могут произвольно выбирать рецептуру и технологию получения продукта. Как следствие, подавляющее большинство фирм следует политике жесткой экономии.
Рамы из сплавов Hi-ten ставятся на ретромодели велосипедов. В современных самых бюджетных образцах они также встречаются.
По большей части под такой маркой подразумевают простую конструкционную высокоуглеродистую сталь. Именно добавка заметного количества углерода позволяет добиваться жесткости продукции. По той же причине, однако, пластичность деталей невелика, а вязкое поглощение ударов ими — неэффективно. Коррозионная стойкость Hi-ten, как и любой высокоуглеродистой стали, незначительна. Варить такой металл сложно, даже в условиях хорошо оборудованного производства.
Если поверхность (лакокрасочный материал) деформирована, возможно ее «цветение». Приходится идти конструкторам на сознательное повышение тяжести велосипедных рам, иначе они не будут иметь других необходимых характеристик. Упругость изготавливаемой продукции также будет под вопросом. Для многих людей по вкусу придется доступная стоимость ее, а инженеры давно обратили внимание на простоту обработки.
Нужно все же тщательно проверять, каков состав и свойства конкретного варианта сплава, чтобы покупать Hi-ten со средними и высокими характеристиками, а не посредственные поделки.
Полезно обратить внимание на общие положительные и отрицательные свойства стальных рам, вообще (в сравнении с изделиями из прочих металлов). Хорошая сталь прочнее и жестче даже лучших алюминиевых сплавов. Она в целом надежнее и служит дольше. Hi-ten достойного уровня не боится нагрузок при падении и столкновении, при ударе обо что-то. Этот материал неприхотлив с точки зрения обслуживания.
Рама из стали не накапливает механическую усталость. Ее поломка неизбежна (как и у всех вещей, вообще), но этот процесс происходит постепенно. Для сравнения: те же алюминиевые сплавы, а также карбон, разламываются моментально и резко. На стальном изделии изначально обнаруживается трещина.
Заметив ее, можно исключить разрушение рамы непосредственно в процессе движения, что грозило бы тяжелыми повреждениями для велосипедистов и их «стальных коней».
Ограниченная свариваемость не такая уж большая проблема. Принципиальных сложностей для опытного сварщика при ремонте она не создаст. Рама из стали подавляет вибрации и понижает интенсивность ударов. Благодаря ей проще ехать на неровной дороге. При этом изделия из стали проигрывают алюминиевым из-за своей тяжести. Что касается коррозии, то при грамотном и бережном уходе она не даст о себе знать как минимум 7-10 лет.
Применение
В велосипедах – как обычных, так и предназначенных для акробатических трюков – используют хромомолибденовые сплавы либо сталь категории Hi-ten. Условия и границы допустимости второго типа веществ должны быть разобраны тщательно. Переплата за Cro-mo в большинстве случаев вполне оправдана.
Рамные конструкции на их основе предпочитают, если какая-то часть велосипеда особенно критична в плане коррозии.
Hi-ten выбирают в том случае, когда готовы примириться с усложненной подготовкой к сварке. Для BMX трубы и оборудование из этого сплава недопустимы, поскольку это крайне мягкий материал, не способный перенести высокие нагрузки. Исключение составляют звездочки и подседельные штыри. В комбинированных BMX-велосипедах из Hi-ten делают относительно слабо нагруженные части конструкции. Любительский двухколесный транспорт и модели для детей могут быть сделаны из подобного металла практически полностью, включая рули.