Сплит-система не охлаждает: причины и устранение поломки

Содержание
  1. Что входит в состав сплит-кондиционера?
  2. Основные элементы
  3. Неисправности

Сплит-кондиционеры в домах и квартирах давно вытеснили оконные. Они сейчас пользуются наибольшим спросом. Более того, современный кондиционер стал и тепловентилятором в холодное время года, заменяющим масляный радиатор.

На второй год активной эксплуатации холодопроизводительность сплит-системы заметно понижается – холодит она значительно хуже. Но устранить неполадку своими силами возможно всегда.

Что входит в состав сплит-кондиционера?

Сплит-кондиционер – разделённая на внешний и внутренний блоки система. Только поэтому она и высокоэффективна. Оконные кондиционеры не могли похвастаться таким свойством.

В состав внутреннего блока входят воздухофильтр, вентилятор и змеевик с радиатором, в трубопроводе которого циркулирует фреон. Во внешнем же блоке располагаются компрессор и второй змеевик, а также конденсатор, способствующий превращению фреона из газа обратно в жидкость.

Во всех типах и разновидностях кондиционеров фреон поглощает тепло при испарении в испарителе внутреннего блока. Он же отдаёт его обратно при конденсации в конденсаторе внешнего блока.

Сплит-кондиционеры разнятся по типу и мощности:

  • с настенным внутренним блоком – до 8 киловатт;
  • с напольно-потолочным – до 13 кВт;
  • кассетного типа – до 14;
  • колонные и канальные – до 18.

Редкими разновидностями сплит-кондиционеров считаются центральные и системы с внешним блоком, ставящимся на крыше.

Основные элементы

Итак, в змеевике (контуре) циркулирует испаряющийся и конденсирующийся фреон (хладагент). И внутренний, и внешний блоки оснащены вентиляторами – чтобы поглощение тепла в комнате и сброс его на улицу происходил в несколько раз быстрее. Без вентиляторов испаритель внутреннего блока быстро забил бы змеевик ледяными пробками из этого же фреона, и работа компрессора в наружном блоке остановилась бы. Цель производителя – снизить энергопотребление и вентиляторов, и компрессора – они-то и потребляют тока больше, чем остальные блоки и узлы.

Компрессор гоняет фреон по замкнутой системе трубопроводов кондиционера. Давление паров фреона низкое, компрессор вынужден его сжимать. Сжиженный фреон нагревается и отдаёт тепло в наружный блок, которое и «сдувает» находящийся там вентилятор. Став жидким, фреон проходит в трубопровод внутреннего блока, там испаряется и забирает с собой тепло. Вентилятор внутреннего блока «сдувает» холод в воздух комнаты – а фреон уходит опять в наружный контур. Цикл замыкается.

Однако в обоих блоках есть и теплообменник. Он ускоряет съём тепла или холода. Его делают максимально большим – насколько позволяет основное пространство блока.

«Трасса», или медная трубка, соединяет внешний блок с внутренним. Всего их в системе две. Диаметр трубки для газообразного фреона несколько больше, чем для сжиженного.

Неисправности

Каждый из элементов и функциональных узлов кондиционера важен для его чёткой и эффективной работы. Поддержание их всех в исправном состоянии – залог работы кондиционера в течение многих лет.

Неполадки с электропитанием

Из-за низкого напряжения, если оно упало, например, от хронических летних перегрузок до 170 вольт (со штатных 220), компрессор не включится. Кондиционер будет работать как вентилятор. Отключите его от сети и дождитесь, пока оно поднимется хотя бы до 200 вольт: компрессор допускает отклонение на 10% от ординара. Но если конца проседанию напряжения не видно – приобретите стабилизатор, рассчитанный на нагрузку свыше 2 кВт.

Не хватает фреона

Фреон медленно испаряется через микроскопические бреши в соединениях, появляющиеся со временем. Причин нехватки фреона несколько:

  • заводской брак – недозаправка фреоном изначально;
  • значительное увеличение протяжённости межблочных трубок;
  • при транспортировке, неаккуратном монтаже пробили брешь;
  • змеевик или трубка изначально бракованные и быстро прохудились.

В результате компрессор излишне греется, пытаясь нагнать давление, которого достичь невозможно. Внутренний блок продолжает дуть тёплым или слабо охлаждённым воздухом.

    Перед дополнительной заправкой все трубопроводы проверяют на наличие бреши: если фреон испаряется, это удастся обнаружить сразу же. Найденную брешь запаивают. Затем выполняют вакуумирование и повторную заправку фреонного контура.

    Сломался вентилятор

    Из-за высыхания, выработки всей смазки подшипники трещат и скрипят, когда пропеллер ещё крутится, – затем рассыпаются окончательно. Пропеллер может заклинить. Часто это происходит, когда наружный или внутренний блок охлаждает слишком грязный, пыльный воздух. От наслоений пыли и расшатанных подшипников пропеллер задевает за расположенные рядом детали (корпус, решётки и т. д.) либо со временем растрескивается от ежедневного перепада температуры.

    Если подшипники целы, то подозрение падает на обмотки. Со временем они выгорают: лак эмальпровода темнеет, растрескивается и облезает, появляются межвитковые замыкания. Вентилятор окончательно «встаёт». Неполадки в плате (залипли контакты коммутирующих реле, сгорели силовые транзисторные ключи) также могут быть виновниками поломки. Неисправный двигатель и/или пропеллер меняют. Реле и ключи на плате управления – тоже.

    Клапан переключения режимов сломан

    Он позволяет кондиционеру переключиться в режим обогрева помещения и обратно. Инфо-панель кондиционера (светодиоды, дисплей) не сообщит о такой поломке, но кондиционер, наоборот, может дуть только горячим воздухом. Если точно такой же клапан найден – его полностью удаляют. С ним пропадает и функция обогрева.

    Засорение трубок

    Закипевший из-за невозможности дойти до охладителя фреон лишит вас холода. Но на поломку укажет обледенение одной из трубок, ведущих к внутреннему блоку.

    Компрессор работает почти непрерывно. Удалить засор можно с помощью продувания сжатым воздухом либо гидравлической прокачкой.

    В случае неуспешности прочистки трубку попросту меняют.

    Сломался компрессор

    Вентиляторы работают без охлаждения. Компрессор либо заклинило, либо сломались электрические конденсаторы, играющие роль пускорегулирующей схемы, либо повредилось термореле, защищающее компрессор от перегрева. Замена всех этих деталей под силу любому пользователю.

    Сломались датчики

    Три датчика: на входе, выходе внутреннего блока и общий, проверяющий температуру в комнате. Здесь два варианта: компрессор включается или выключается редко. Опытный мастер сразу заподозрит поломку этих термисторов, дающих ЭБУ неправильные сигналы. В результате комната перемерзает или плохо охлаждается.

    ЭБУ неисправно

    Электронный блок управления содержит ПЗУ и процессор, исполнительные элементы – транзисторные ключи большой мощности и реле.

    Если их замена ничего не дала, подозрение падает на неисправный процессор – виной всему старение полупроводникового чипа, ошибки микропрограммы, микротрещины в наноструктуре микросхем и в самой многослойной плате.

    При этом кондиционер перестал вообще охлаждать. Вариант – замена платы.

    Засорились фильтры

    Сетчатые фильтры присутствуют в обоих блоках. Поток воздуха снижается, холод отдаётся в помещение не весь. Неиспользованный холод откладывается на одной из трубок в виде льда. Проигнорировав засор фильтров, вы столкнётесь с засором вентилятора и испарителя.

    О том, что делать, если кондиционер не охлаждает, смотрите далее.

    Комментариев нет
    Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.