Все, что нужно знать о снегоходах
В этой статье расскажем вкратце все, что нужно знать о снегоходах, о мотосанях с кабиной, о других бюджетных (и не очень) моделях. Можно будет уверенно разбираться в лучших аксессуарах и понять, как выбрать разборный снегоход, и что это такое, вообще. Но, кроме выбора, придется обратить внимание и на такой немаловажный аспект, как уровень безопасности при вождении.
Что это такое?
Сам по себе термин «снегоход» содержит значительную часть ответа на вопрос — это сухопутный транспорт, рассчитанный на покорение снежной целины. Но не всякий транспорт, а исключительно лыжно-гусеничный, сравнительно малой величины, управляемый наподобие мотоцикла. Аналогичный английский термин на этом фоне смотрится чрезмерно широким — он охватывает, к примеру, всю массу вездеходов, рассчитанных на зиму колесных внедорожников, аэросани и так далее. В какой-то степени соответствуют термину снегоход более старые мотосани или мотонарты. Но они обычно еще меньше и существенно дешевле, экономия появляется и при техническом обслуживании.
Снегоходы обычно оснащаются гусеницами на основе резины, изредка применяются современные кевларовые модели. Корпуса изготавливают из легких марок металла либо из стеклопластика. Снегоходы рассчитываются на максимально низкое давление при движении, что и позволяет спокойно ехать по рыхлой массе.
Современные машины могут отлично двигаться даже по крутому склону горы. Но особенно приятно на них все равно катить по бескрайнему заснеженному простору.
Разновидности
Снегоходы классифицируются на несколько больших групп. Рассмотрим их основные разновидности более подробно.
Утилитарные
Еще их называют в разных источниках рабочими либо транспортными моделями. Такие машины уверенно пройдут по глубокому снегу, в том числе и при тяжелой загрузке. По большей части утилитарный снегоход рассчитывается на 2 посадочных места и оснащается прицепом. Подобные характеристики достигаются исключительно при использовании максимально крепких материалов. Для повышения практичности предусматриваются электрический стартер и задний ход.
Задняя подвеска продумывается очень тщательно. При максимальной загрузке поэтому сохраняются базовые динамические параметры. Гарантируется четкое удержание лыж на поверхности.
Количество утилитарных моделей очень велико, и важнейшей их характеристикой является пригодность к использованию на сильном холоде. А вот скорость и степень разгона не так значимы.
Туристические
Подобные модели предсказуемо мощнее и быстрее предназначенных для перевозки грузов; максимальная скорость может достигать иногда 170-200 км/ч. Такие устройства более комфортабельны, оснащаются сравнительно мягкой подвеской. Важная их черта — отличная проходимость даже в довольно сложных условиях. Обязательно предусматривается электрический стартер. Почти все модели проектируются в двухместном формате: четко разделяются обязанности водителя и пассажира.
Горные
Практически все снегоходы этого вида имеют одноместное исполнение. Их обычно стараются по максимуму облегчить. Чаще предусматривается оснащение одной удлиненной и при этом довольно узкой гусеницей. Такие модели применяют даже на равнинных местностях, и они отлично подходят для условий суровой зимы. Конструкторы старательно заботятся о сокращении массы и повышении грузоподъемности своих разработок.
Спортивные
Подобные устройства отличаются максимальным облегчением — с них снимают решительно все, что только можно. Зато их оборудуют двигателем как можно большей мощности. По умолчанию предусматривается максимально жесткая подвеска. Эти аппараты разгоняются иногда более чем до 200 км/ч, но только по тщательно подготовленным трассам.
При изготовлении лыж применяют гибкий, но одновременно максимально крепкий пластик; ездить на спортивном снегоходе могут только продвинутые водители.
Кроссовые
Это подвид спортивных моделей, но рассчитанных только на одну дисциплину — соревнования по сноукроссу. Этот вид спорта подразумевает заезды по кольцевой трассе с предельно уплотненным снегом. Чаще всего ставятся двухтактные моторы вместимостью 600 либо 800 см3. Но есть и модели с четырехтактным приводом. Характерны повышенная жесткость подвески и расчет вариатора на стремительный разгон. Для транспортировки на других видах транспорта оптимально подойдут разборные снегоходы. Конструкция подразумевает деление на 6-7 составных частей. Подобные модели очень удобно хранить в ограниченном пространстве.
Сборка проходит без вспомогательных приспособлений, чаще всего занимает максимум 10 минут. Что касается снегоходов-самокатов, то это чаще всего самые легкие модели, рассчитанные на использование детьми. Есть еще и отдельные модификации на колесах — правда, по большей части это самодельные устройства, изготавливаемые на базе мотоблоков. Предусматривается оснащение приводами с водяным или принудительным воздушным отводом тепла. Важное различие между серийными моделями — изготовление с одной лыжей или с двумя движителями. Первый вариант наилучшим образом подходит для эксплуатации в условиях леса. Это существенно упрощает развороты и другие маневры на ограниченном пространстве.
На открытых участках, в поле, на лугу гораздо правильнее использовать модели с двумя лыжами. Стоит отметить, что на деле даже посреди деревьев многие люди разницы не ощущают. Причина, судя по всему, в привычке. Для сложных погодных условий как в лесу, так и в степи или в горах оптимальным образом проявляют себя закрытые (оснащенные кабиной) снегоходы. Обычно их еще оснащают отопительными системами, рассчитанными на поддержание оптимального микроклимата при температуре атмосферы до -50 градусов Цельсия.
Важнейшую роль, конечно, играет привод. Бензиновые моторы отличаются превосходным ускорением. Однако рассчитывать на высокую грузоподъемность в таком случае не приходится. Коэффициент полезного действия у дизельных снегоходов куда выше, чем у карбюраторных аналогов.
Они экономически выгоднее, однако создают довольно сильный шум и испытывают большие трудности с запуском при морозе ниже -30 градусов Цельсия.
Размеры
Ширина и высота у всех моделей снегоходов более или менее одинакова. А вот длина может различаться существенно. Двухместные модели всегда длиннее и тяжелее рассчитанных на единственного ездока. Это касается и туристических, и утилитарных разработок. Самые компактные версии сравнительно легки, однако не позволяют возить серьезный груз.
Стоит учесть, что от габаритов зависит еще и:
- маневренность;
- стабильность на ровном пути и при маневрах;
- практичность использования.
Средний расход топлива
Игнорировать этот показатель могут или очень обеспеченные люди, или настоящие ценители экстрима и скорости (что, впрочем, одно и то же). Но проблема в том, что ни один изготовитель официально не заявляет тот или иной расход горючего. Да это и невозможно, поскольку кататься предстоит не на шоссе, а на заведомо необорудованной местности. Точный учет затраты топлива возможен только с поправкой на:
- технические качества снегохода;
- его техническое состояние;
- тип мотора;
- систему впрыска;
- камеру сгорания (ее емкость);
- температуру, влажность и давление окружающего воздуха;
- плотность, температуру и механические качества поверхности;
- рельеф;
- скорость перемещения;
- нагрузку, которую испытывает снегоход.
Лучшие модели
«Тайга Варяг 500»
В рейтинге новых бюджетных снегоходов выгодно выделяется «Тайга Варяг 500». Эту модель эксперты указывают в числе лучших по надежности и сроку службы. В пользу версии свидетельствует высокая постановка руля и повышенная надежность стального бампера. Ход задней подвески равен 19 см. Она ценится за повышенную энергоемкость.
Motoland Snowmax
Хорошей альтернативой, которую оценили многие люди в мире, можно считать Motoland Snowmax. Мотор 7,6-сильный, разгоняет транспортное средство до 50 км/ч. Емкость камеры сгорания составляет 200 см3. Управлять устройством несложно благодаря проработанной детально АКПП. Расход топлива у этого дешевого снегохода составляет не более 5 л за час.
Lynx 49 Ranger
Как мощные, так и относительно слабые машины из Финляндии давно заслужили репутацию эффективных и качественных аппаратов. В европейских странах отличную репутацию имеют модели марки Lynx. Аппарат Lynx 49 Ranger рассчитан, согласно заявлению производителя, и на лесистые участки, и на крутые горные склоны.
А также акцентируется внимание на возможность доехать до нужного места даже по самой сложной местности. В пользу этой версии свидетельствуют отличный фаркоп и емкий отсек под багаж.
Yamaha VK540V
Среди товаров из Японии выгодно выделяется продукция фирмы Yamaha. А в ее числе обращает внимание модель VK540V. Аппарат примерно на ¼ экономичнее, чем предшественник в модельном ряду. Двухцилиндровый двухтактный мотор выдает 33,8 кВт, впуск обеспечивается лепестковым клапаном. Зажигание электронное, дисковый тормоз проявляет себя сравнительно неплохо.
Аксессуары
Такие аксессуары, как наклейки, не стоит недооценивать. Эти компоненты позволяют успешно продемонстрировать свою индивидуальность. Всегда можно либо купить полностью готовый комплект наклеек, либо заказать индивидуальный проект. Но никакие украшения не позволят проехать зимой с комфортом. Зато такую помощь окажут муфты на руль — как бы холодно ни было, касаться их весьма комфортно; многие версии дополнительно утепляют флисом изнутри. Ту же самую роль выполняют и специальные ручки с подогревом. Дело не только в комфорте прикосновения, но и в безопасности. Если рука соскользнет с рукояти, это может привести к очень неприятным последствиям.
В ряде случаев снегоходы комплектуются таким устройством по умолчанию. Однако гораздо чаще его приходится докупать дополнительно. Очень важную функцию выполняет передняя подвеска. Она состоит из амортизаторов, рычажной системы и специальной пружины. В большинстве случаев выбирают очень простую телескопическую подвеску. Она характерна в первую очередь для машин утилитарной категории. Такие устройства гасят успешно незначительные удары — и ход подвески ограничивается характеристиками амортизатора.
Задняя подвеска снегохода включает линейный силовой элемент. На каждую модель такой компонент подбирают индивидуально. Основная роль задней подвески — максимальное гашение ударов при езде по пересеченным участкам. Во многих случаях обе части подвески тесно соединены между собой. Это решение позволяет максимально комфортно ездить и оптимально распределить массу.
А также иногда применяется подвеска формата DSA, ADSA, RAS. Что касается катков, то, несмотря на более или менее одинаковый черный цвет и типовые размеры, каждая модель предназначена для строго определенной версии снегохода. Обслуживание транспортного средства в домашних условиях требует использования подъемников (домкратов). Изготовить такую технику, что немаловажно, можно даже собственными силами.
Часть производителей поставляет усиленные многосекционные домкраты, рассчитанные на довольно высокие подъемные характеристики.
А также иногда приходится покупать ремни вариатора. Но при езде бывают разные ситуации — и порой ни мощь моторов, ни мастерство водителей не позволяют избежать увязания в снегу. В этом случае очень хорошим подспорьем являются специальные лопаты. С их помощью можно иногда соорудить убежище, вести спасательные работы, расчистить площадку для стоянки и даже постоянного базового лагеря.
Фирменные лопаты отличаются:
- эргономичностью;
- возможностью использования даже в рукавицах или перчатках;
- оснащением стальными пилами (не во всех моделях).
Чтобы снегоход меньше увязал и отличался повышенной проходимостью, его гусеницы оснащают иногда шипами. Они существенно жестче ставящихся на автомобильные колеса, потому расставляются с большим вылетом. Шипы помогают пройти по плотно укатанному снегу и по полностью открытому льду. Кроссовый транспорт должен оснащаться шипами с зацеплением в продольной и поперечной плоскостях. Дробление шипами ледяного основания приводит к попаданию снежной пыли на двигатель и немного остужает его.
Что касается тележки для снегохода, то обычно она делается или в широком, или в узком варианте. Этот показатель зависит от характеристик основных лыж. Кроме указанных устройств, могут использоваться:
- кантователи;
- подкатные ролики;
- разборные домкраты;
- кофры;
- левые газы;
- зеркала;
- адаптеры;
- бампера;
- фаркопы;
- сумки;
- сиденья и спинки.
Как выбрать?
Выбор снегоходов сейчас очень велик, и покупать можно смело продукцию любого известного производителя. А вот товары от малоизвестных фирм заказывать вряд ли стоит. Необходимо учитывать тип оборудования. Так, спортивные снегоходы, несмотря на свои преимущества, малопригодны для езды по глубокому снегу. Размеры устройства необходимо выбирать с учетом собственных предпочтений.
К западу от Урала обычно выпадает сравнительно немного снега, и потому можно ездить на любом транспорте. В этих местностях наилучшим выбором для гонок станут чистые спортивные модели. А вот при поездках по Сибири критически важны габариты, точнее, высота — чем она больше, тем проходимее машина. При знакомстве с документацией надо обращать внимание на вес и мощность, а при изучении отзывов — на то, какой аппарат наиболее надежный среди прочих.
Для рыбалки и для охоты нет особого смысла покупать самый быстрый или самый большой снегоход, зато на первый план выходят:
- маневренность;
- наличие емкого грузового отсека;
- дальность автономного пробега;
- возможность запуска на холоде;
- комфортабельность при длительной посадке.
Бывшие в употреблении иностранные снегоходы могут иметь самую разную предысторию, и предсказать ее нельзя. Проблемы могут возникнуть и при покупке новой отечественной модели.
Российские заводы поставляют продукцию весьма неоднородного качества. Однако можно заручиться хотя бы гарантией и без проблем покупать запчасти. Самый же надежный вариант, по мнению многих, это бывший в употреблении импортный аппарат, которым владел проверенный человек. Рычажная подвеска гарантирует идеальную управляемость. Однако телескопический тип куда устойчивее к ударам. Именно его предпочитают охотники. А вот сверхширокая модель является совершенным излишеством. Дополнительно стоит ознакомиться с:
- комплектацией;
- скоростью езды;
- комфортабельностью;
- допустимой температурой;
- емкостью камеры сгорания.
Правила безопасности при эксплуатации
Поездки на снегоходах при всей комфортабельности и увлекательности могут быть очень опасны. Такой транспорт может легко терять устойчивость и опрокидываться даже при незначительном наклоне. Падение на большой скорости, особенно если ездока ударит еще и сам вездеход, является смертельным риском. Угрозой является и опрокидывание на склонах. Даже очень опытные ездоки могут пострадать, если попытаются заехать на крутой склон — и это недопустимо.
Многие травмы причиняются при столкновении транспорта с проводами, жердями, шестами, камнями, пнями, лыжами, другими низкими препятствиями. Потому не стоит ездить по неровным заведомо местам, и даже там, где никаких проблем вроде быть не должно, целесообразно снижать скорость до разумного минимума. Однозначно следует избегать перемещения по слабому льду. В морях и океанах, особенно в заливах, проливах, бухтах и лиманах, даже в разгар зимы могут образоваться промоины. Аналогичные проблемы возникают на реках с бурным течением, на местах впадения ручьев (это относится и к озерам).
Обязательно следует избегать езды по местам с неоднородным рельефом. Опасность представляют ямы, канавы, траншеи, овраги. Особенно велик риск в ночные часы, при снегопаде, сильном ветре и тумане. В таких условиях даже на идеально ровной местности может произойти ЧП. Ездить по дорогам общего пользования на снегоходе можно, только имея права. Снегоход должен быть основательно оборудован (речь об указателях поворота, зеркалах и сигнальных устройствах); на гусеницах по асфальту и бетону кататься строго запрещено, потому — только грунтовки.
Поднимаясь на вершину, надо стоять на сиденье на одном колене. И все время сохранять готовность поменять позу, чтобы сцепление с трассой не потерялось. Нельзя терять повышенные обороты, поскольку только стабильная скорость в таком режиме — залог успеха. Остановки вплоть до самой вершины очень сомнительны, велик риск, что машина завязнет. При повороте нужно наклоняться в соответствующую сторону, чтобы сохранить оптимальный контроль.
Пересекая автомобильную дорогу, места, где ходят люди или ездят велосипедисты, надо выбирать участки, где есть хорошая видимость во все стороны. Перед этим надо останавливаться и внимательно оценивать обстановку. Движение должно идти строго вперед и прямо, начинать его надо на малой скорости. От пересечения перекрестков, езды через рельсовые пути, по мостам и туннелям лучше вовсе воздержаться.
При катании всегда следует избегать остановок там, где другие участники движения могут не увидеть снегоход. Всем пассажирам во время езды следует непрерывно сидеть, это самая безопасная поза. Где бы не приходилось ездить, обязательно следует надевать шлем. Помимо механической защиты, он еще останавливает ветер.
При любой возможности надо выезжать в компании, и обязательно кто-то должен знать, куда конкретно поехали люди на снегоходе, на какое время, где они могут укрываться или куда двигаться при ЧП.
По возможности следует также заправлять снегоход полностью, независимо от ожидаемого времени и расстояния поездки. Переполнение бака не допускается. Все вытекшее топливо следует насухо вытирать. Заправка топливом и маслом вблизи от источников огня и нагретых мест не допускается. Катающиеся должны носить теплую непроницаемую для ветра и воды одежду. Категорически нельзя выезжать на снегоходе в пьяном виде, после приема других психоактивных веществ (включая официальные лекарства). А также стоит отказаться от поездки при плохом общем самочувствии, при головокружении.
Следует внимательно объезжать низкие провода; подъезжать к ЛЭП, особенно на высокой скорости и/или при слабой видимости — точно плохая идея. Даже ровное с виду поле может таить опасность. Сельские жители часто прокладывают тракторами дороги в середине поля, и обнаружить ее издалека практически невозможно. Поблизости же невозможно уже торможение. Остается только тормозить энергично, а при подъезде к краю — жать на газ до упора. Сложности представляет и езда по холмам. Поднимаясь, следует «играть» массой, исключая опрокидывание назад и рытье гусеницей.
Если мощности для въезда не хватает, следует зарыть гусеницу, чтобы снегоход не откатывался назад. Опытные ездоки могут скатываться задним ходом либо разворачиваться без потери скорости. Если вдруг все же машина ползет вниз или переворачивается, ее направляют вниз. Когда и это невозможно, остается только прыгать в безопасную сторону, спасая свою жизнь. Если приходится ехать по краю автодороги, то надо включать предельную осторожность и действовать так, будто все собираются раздавить снегоход.
Катание в лесу без очков или шлема — верный способ остаться без глаза при столкновении с веткой. Охота с движущегося снегохода — тоже плохая идея; попасть в цель почти невозможно, а отдача может сбить концентрацию, не говоря уже о невозможности одновременно управлять. Выезжать в ночные часы следует только при крайней необходимости и желательно — на небольших скоростях.
Катание на незнакомой местности точно должно быть под запретом; ямы и канавы, болота и овраги, брошенные кем-то предметы и обрывы могут обнаружиться внезапно, когда уже поздно. Конечно, ответственный ездок и пассажир перед поездкой постараются изучить карту.
Вот еще несколько рекомендаций:
- избегать движения по берегам рек и озер;
- быть осторожнее в местах, где можно внезапно выкатиться на дорогу;
- учитывать метеосводки;
- не кататься при явных признаках приближения дождя (особенно грозы), усиления ветра;
- обращать внимание лавиноопасные участки в горах;
- иметь при себе рацию, набор для аварийного выживания и сменную одежду;
- брать инструменты для починки снегохода;
- иметь аптечку, при дальних выездах — палатку, консервы.
О том, как грамотно выбрать снегоход, смотрите в следующем видео.