Все о скотч-брайте

Все о скотч-брайте
  1. Что это такое и для чего нужен?
  2. Форматы выпуска
  3. Расцветки
  4. Сферы применения
  5. Как пользоваться?

Скотч-брайт: для чего он нужен, как пользоваться – эти вопросы часто возникают у тех, кто решает самостоятельно заняться покраской автомобиля или другими работами, связанными со шлифовкой металла. Внешне материал напоминает жесткий войлок, созданный из нетканого материала. Градация зернистости у него определяется по цветам: для одних работ нужен красный скотч-брайт, для других – серый или зеленый. О правилах выбора подходящего абразива стоит узнать более подробно.

Что это такое и для чего нужен?

Под термином скотч-брайт, который используют специалисты по автомалярным работам, скрывается шлифовальный абразив, немного напоминающий войлок. Правда, в отличие от изделий из овечьей шерсти структура его более грубая, имеет синтетическое происхождение. Способностью материала очищать загрязнения успешно пользуются производители самых обычных губок для мытья посуды – их обратная сторона как раз и бывает покрыта скотч-брайтом.

Кстати, правильное название материала звучит куда менее экзотично – шлифовальный войлок.

Первой этот продукт начала выпускать американская компания 3M, известная своей клейкой лентой и лакокрасочными материалами. Именно она впервые запатентовала материал на основе спрессованных синтетических волокон, обладающих способностью к восстановлению. Шлифовальный войлок получил гибкую структуру, сохранил пористость, позволяющую не деформировать поверхность обрабатываемого металла даже при интенсивном надавливании.

Скотч-брайт отличается способностью свободно пропускать воздух. Это позволяет ему естественным путем отводить тепло в процессе шлифовки. Во время обработки металла не приходится решать проблему охлаждения деталей. Изготавливается скотч-брайт из нейлоновых волокон, соединенных смолой термическим способом с зернистым абразивом.

В этом качестве чаще всего выступают вещества минерального происхождения – карбид кремния, оксид алюминия.

Форматы выпуска

Шлифовальный войлок выпускается в разных вариантах форм – от готовых губок, щеток, зачистных кругов до плоских лент и листов. Поскольку материал представляет собой нечто среднее между твердыми и мягкими абразивами, он обеспечивает наибольшую универсальность своего применения. Можно выделить несколько самых популярных форм выпуска.

Шлифовальные круги

Они выпускаются в виде дисков на болгарку и дрель, применяются для инструментальной зачистки и полировки поверхности в зависимости от зернистости.

Диски и ленты

Они используются в качестве насадок на станки, применяемые в работе с большими плоскими заготовками. Тип расходника подбирается исходя из конструкции шлифмашины.

Рулоны, листы, губки

Объемный материал для шлифовки в этом случае имеет ручное применение. Его обрезают под нужный размер, приспосабливают для работы с труднодоступными участками деталей или элементов конструкции.

Щетки

Они представляют собой вращающуюся насадку для дрели на стержне, в которой лепестками по кругу закреплены вставки из скотч-брайта.

Это основные формы выпуска, которые можно встретить в продаже. Скотч-брайт чаще всего реализуется упаковками, поскольку в условиях покрасочных цехов в авторемонтных мастерских расходуются такие компоненты в больших объемах.

Расцветки

Скотч-брайт выпускается сразу в нескольких вариантах жесткости, обеспечивая возможность проводить абразивную обработку с необходимой интенсивностью. Для удобства выбора производители унифицируют гамму товаров.

Вместо маркировки используется изменение степени зернистости по цветам.

Черный или чернильный

Экстрагрубый вариант материала, зернистость имеет показатель P40. Структура такого шлифовального полотна ориентирована на самую поверхностную обработку, зачистку дефектов.

Красный

Самый популярный и востребованный вариант шлифовального войлока. Его показатели жесткости варьируются между P320 и P400. Этот тип скотч-брайта обеспечивает эффективную предварительную шлифовку металла перед нанесением грунта. Деликатное воздействие позволяет находить и более необычное применение материалу – очищать руки от загрязнений, не поддающихся растворению, удалять краску с пластика.

Серый

Мелкозернистый материал с показателями P600-P1000. Этот вариант скотч-брайта выглядит более плотным, обеспечивает довольно мягкое воздействие на обрабатываемые поверхности. Абразивных способностей материала хватает на финишную обработку металлических и полимерных изделий поверх грунта перед нанесением декоративного слоя покрытия. Серый шлифовальный войлок подходит для использования в сочетании с матирующей пастой.

Зеленый

Материал с очень высокими показателями жесткости. Его зернистость варьируется в диапазоне P180-P240. При такой жесткости можно применять материал в ручной и машинной шлифовке, снимать с его помощью лакокрасочные покрытия с металлических деталей и поверхностей. А также этот абразив хорошо подходит для грубого матирования поверхности перед отделкой для повышения адгезии.

Золотистый или желтый

Скотч-брайт с самой мелкой зернистостью в диапазоне P1500-P2500. Его назначение более узкое. Шлифовальным войлоком с такой структурой выполняют выравнивание по финишному покрытию, убирают дефекты и потеки лака.

Коричневый

В зарубежной классификации он обозначается как Coarse. Размеры зерна у него имеют показатель около P80, назначение соответствует черному аналогу. Это оптимальный вариант для предварительного матирования металла, пластика, дерева, выравнивания поверхностей под покраску.

Белый

Скотч-брайт этого типа не имеет абразивных включений. Используется для полировки и окончательной шлифовки поверхностей без выраженных дефектов.

Градация по цвету позволяет мастеру легко подбирать виды материалов для работы. Благодаря унифицированным стандартам и продукция зарубежных брендов, и отечественный шлифовальный войлок всегда вписывается в заданные параметры.

Сферы применения

Использование шлифовального войлока в основном ограничено областью авторемонтных работ. Кроме того, он находит применение в области отделки интерьеров, при изготовлении изделий из пластика, металла. Для оконных рам, скамеек, других конструкций из дерева такой мягкий абразив используют при зачистке от следов старой краски. В производстве аксессуаров для мытья посуды и ухода за домом скотч-брайт используют в комбинации с губчатыми материалами в качестве альтернативы мочалкам из железной стружки.

В области авторемонта у скотч-брайта самое широкое применение. Он используется для разных целей.

  1. Для полировки деталей и элементов вручную. Этот способ применяется перед двойной покраской, а также при сложной форме деталей, когда инструментальная обработка оказывается невозможна.

  2. Для шлифовки нержавейки. В этом случае металл можно отполировать до зеркальной гладкости или матировать, улучшив сцепление с краской при ее последующим нанесении.

  3. Для удаления ржавчины и следов окисления. С его помощью можно подготовить контакты проводов и аккумуляторов к соединению.

  4. Для очистки жала паяльников от нагара. Скотч-брайт хорошо удаляет окалину, не оплавляется при нагреве.

  5. Для грубого матирования. Оно необходимо для нанесения рисок перед окрашиванием. Такая обработка позволяет повысить адгезионные свойства металла, пластика.

  6. Для зачистки от старых покрытий. В этом качестве шлифовальный войлок применяется при обработке меди, алюминия, стали, латуни и других материалов. Он абсолютно незаменим там, где невозможно применение химических растворителей.

В быту хозяйки высоко ценят скотч-брайт за его способность очищать нагар со сковородок и кастрюль.

Чем более жесткой будет поверхность пористого слоя, тем лучше он справится с этой задачей.

Как пользоваться?

Работать с абразивными материалами с применением электроинструмента – дрели, болгарки, шлифмашины – нужно с учетом инструкции, предоставленной производителем. Обычно она ограничивает продолжительность непрерывного воздействия, определяет его интенсивность. Работа вручную подразумевает использование самых грубоабразивных разновидностей шлифовального войлока. В этом случае можно легко зачистить концы проводов, контакты аккумуляторов или убрать небольшие следы ржавчины.

При наличии выраженных дефектов приходится комбинировать ручную и инструментальную обработку. Сначала проблемные участки зашлифовываются на высоких оборотах при помощи болгарки. Финишная полировка возможна уже вручную. Для тонкой обработки берется более мелкозернистый вариант скотч-брайта.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.