Делаем ленточную пилораму своими руками
Пилорама — не промышленная, а собранная своими руками — уменьшит многократно расход древесины, поспособствует наладке производства пиленых и строганых досок на месте строительства. Издержки на последнее значительно снизятся.
Инструменты и материалы
Ленточная пилорама, изготавливаемая своими руками, потребует конкретного инструментария, без которого не обойтись:
- сварочный аппарат и набор электродов со стержнем диаметром не менее 3,2 мм;
- дрель и набор свёрл по металлу;
- наждачное полотно — либо наждачные круги;
- болгарка (УШМ) с набором отрезных дисков по металлу (возможно, понадобятся алмазные круги);
- молоток, пассатижи и два разводных ключа (на диаметр гаек до 35 мм);
- строительная линейка рулеточного типа и угольник (двусторонняя линейка с прямым углом);
- уровнемер (предпочтителен прибор лазерного типа);
- домкрат.
В качестве расходных материалов подойдут следующие:
- уголковый профиль со сторонами 10*10 см, швеллер подходящего размера;
- рельс от старой узкоколейной железной дороги (если есть);
- колёса от старой легковой машины;
- автомобильные ступицы с набором подшипников;
- профильная труба типа «квадрат»;
- резьбовая шпилька;
- цепь от ходовой части старого мотоцикла;
- медицинская капельница;
- бензиновый или электродвигатель подходящей мощности;
- пресс- и гровер-шайбы, болты и гайки подходящего диаметра;
- листовая сталь с толщиной металла не менее 1 мм;
- ременной привод (либо шестерённый редуктор).
Подготовив необходимые инструменты и расходные материалы, позаботьтесь о чертежах заблаговременно.
Чертежи и проектирование
Размеры самодельной пилорамы могут отличаться у разных проектировщиков. Главное требование – конструкция должна быть устойчивой, безотказной (насколько это возможно в реальности при каждодневном выполнении распиловочных работ). Для начала создают на бумаге уменьшенные виды копии механизма, подлежащего повторению для решения конкретных вопросов.
Для ленточной пилорамы длина агрегата составляет не менее 6 м. Это размер промышленных досок (обрезных и необрезных), производимых на лесопилке и поставляемых на склады стройматериалов. Ширина устройства – не менее 3 м: данное расстояние даёт жизненно необходимое пространство для эффективной и плодотворной работы на таком станке.
Когда габариты будущего станка знакомы домашнему мастеру, он прикинет, сколько расходного материала уйдёт на изготовление устройства. Основа станка – опорная рама и рельсовые направляющие, без которых пильные работы по распусканию ствола дерева на доски осуществлялись бы с заметной кривизной производимого деревоматериала. Усиление станка в проекции параллельных уголков направляющих потребует монтажа поперечных проставок, удалённых друг от друга не более, чем на 2 м.
При работе на пилораме в гаражных условиях потребуется чертёж лишь главного устройства. Работа пилорамы на открытой территории потребует навеса, защищающего от осадков и значительно уменьшающего потоки ветра, дестабилизирующие работу при неблагоприятных погодных условиях. Другими словами, рабочее место подготавливается до начала сборки пилорамы. Дальнейшие расчёты основных функциональных узлов проводятся по мере прохождения разных стадий сборки, а мастер, в свою очередь, должен чётко представить, как выглядит собираемый агрегат и насколько быстро, удобно на нём работать.
Как сделать своими руками?
В домашних условиях устройство для пильных работ по дереву изготавливается в следующей последовательности:
- сваривается рама, устанавливаются направляющие;
- устанавливаются двигатель и механизмы привода, подающие древесину детали, резаки (без последних распиливание брёвен и стволов стало бы невозможным).
Например, для практической реализации устройства берётся популярная конструкция, главные отличительные черты которой – низкие издержки на запчасти и простота. К ней примеряются колёса от легковушки. Каждая комплектующая определяет, насколько точно и верно заработает собираемый агрегат.
Изготовление рамы
В качестве направляющих рельс, если не удалось найти поблизости списанную рельсошпальную решётку от узко- или микроколейки, применяют профуголок размерами не менее 5*5 см. Угол ребра при укладке направлен кверху – такое расположение значительно снизит износ направляющих, позволяя при этом пользоваться более жёсткой основой. Уголок, вдвое больший 5*5 см, некритичен к ориентации угла ребра. Самыми надёжными будут направляющие из двойного таврового (он напоминает в своём сечении турникет) или швеллерного профиля. Монтаж поперечных рёбер жёсткости здесь не настолько принципиален, как в конструкции на основе уголка. Для поперечных проставок применяют профиль с шириной не менее 2,5 см. Комплектующие рельсополотна фиксируются с помощью сварки. Монтируя распирающие детали, мастер приварит полудюймовую трубу со смонтированными на ней деталями, удерживающими бревно или ствол дерева, не дающими последнему перемещаться вдоль и поперёк при разделывании на полосы древесины.
При сварке стальных комплектующих не обходитесь без их предварительного прихватывания, иначе их выгнет в сторону, а конструкция станет кривоватой, что тут же отразится на низкокачественно производимом деревоматериале. Существенно избавит от такой неприятности не сварочный инвертор, результат на работе с которым полностью зависит от человеческого фактора (специалиста), а полуавтоматическое сваривание с защитой от окисления нагретых деталей углекислым газом.
При невозможности точной и ровной сварки монтаж направляющих производится посредством болтового соединения. Готовая рама закрепляется на заранее подготовленном фундаменте при помощи анкеров.
При установке направляющих мастер заранее позаботится о подготовке пространства для подаваемого в обработку леса. Первичный этап подготовки – монтаж Н-образных опор с минимально возможной высотой штанг в 10 см. Боковые упоры, не дающие разрезаемому бревну укатиться вправо или влево с места разрезания, должны быть не ниже 5 см. Пространство для подачи лесоматериала может обладать практически любым строением.
Близкорасположенные поперечные перекладины ставят на относительно небольшой дистанции – не дальше, чем в полуметре. Это позволит работать с брёвнами порядка 3… 6 м, что расширяет формат и параметрический допуск деятельности мастера-пильщика.
Для роликов применяются детали, изготовленные на токарном станке, либо промподшипники, производимые на заводах точной механики. Для выточенных на станке деталей заранее просверливают отверстие, помогающее задать угол поворота. Колёса закаляются – калёная сталь обладает значительно более высокой твёрдостью. При использовании промподшипников один из них берётся большего размера, чем три остальных. Комплектующие подбираются с идентичными внутренними габаритами. Вал изготавливают с упирающей отбортовкой, напротив которой нарезается резьба для фиксации роликов с противоположной стороны. Ролики более широкого размера позволят для рельсов применить любой профиль: от двутавра до швеллера.
Пилорама имеет две вертикальные направляющие. Подпорки и подвижные элементы выполняются из обычной стальной трубы, подбираемой с минимально возможным зазором. Затем собирают прямоугольную раму, по её бокам фиксируют подвижные детали сверху и снизу. Нижняя поперечная деталь предусматривает закрепление колёс – она должна обладать приемлемой жёсткостью; лучше всего подойдёт профтруба с более толстыми стенками или швеллер.
Основные элементы корпуса – попарно чередующиеся детали, расположенные горизонтально и вертикально. Они соединены перпендикулярно. Рама, которую собрали бы из профтрубы со стороной квадратного сечения менее 5 см, не обладала бы достаточными прочностными параметрами. Распирающие перекладины – прямоугольная профтруба меньших, чем 5 см, размеров по ширине. Если же профтрубы в наличии не оказалось, при использовании уголков берут усиливающие проставки, образующие с прямым углом треугольник. Толщина стали у них не должна быть ниже 2 мм. Внизу на раме ставят ролики, заранее вычислив дистанцию между их упирающими стенками. Это расстояние равно расстоянию между рельсами.
Сборка
Закончив собирать раму и колёсную базу, устанавливают винтовой механизм парного типа для движения кареточной части. Он обладает ручным вращателем и цепной трансмиссией. Гайки фиксируют на подвижной части внизу, а упоры винта прикрепляют к поперечине рамы сверху. Винты поворачиваются без затруднений, когда они посажены на соразмерные их габаритам подшипниковые комплекты. К приводу полагается натяжитель цепи, а гайка подъёмника фиксируется на кареточной втулке. Верхняя перекладина потребует посадить винт на подшипниковый комплект.
Для бесперебойной работы поднимающего механизма валы нуждаются в одинаковых звёздочках. Поставив их, цепь натягивается посредством ролика. Механизм плавной передачи оснащён шестернями разного размера: одна вращается синхронно с винтом, вторая – закреплена на другом валу. Использование главной звёздочки, имеющей больший размер, даст возможность быстро двигать кареткой по рельсам, а фиксирующая механика может быть изготовлена из штифта с пружиной. После калибровки штифта он занимает место между цепными роликами и зафиксированными на месте кронштейнами. По окончании монтажа основных деталей привод оснащают длинной ручкой, за которую его можно крутить вручную.
Механизмы пилорамы не смогут в полной мере работать без шкивов. Эффективными в этом случае окажутся половинки оси от легковушки с задним приводом. Для закрепления данных полуосей на нижней перекладине кареточной части используют узлы с подшипниками. Эти комплектующие дешевле заказать на ближайшем ремзаводе у токарей, что позволит их впоследствии подстраивать при появлении малейшего люфта, а также отклонить колёсные оси немного вбок.
Пилорама при долгой и непрерывной работе значительно нагревается – и немного меняет свою длину. При несвоевременных попытках подрегулировать механизм возможно слетание ленточного резака с ременной передачи. Своевременное изменение угла на 1–2 градуса позволит избежать данного инцидента.
Элементы регулировки – куски трубопровода, в одном из которых установлен второй. Между ними имеется воздушная прослойка до 0,5 см. Муфта, помещённая внутрь, послужит защитным кожухом для полуосевых шарикоподшипников. Правильно отцентрованная муфта регулируется посредством винтов на расположенной снаружи цанге.
Первое из колёс фиксируется на кареточной части стационарно. Хвостовая часть его половины оси обладает шкивом. Второе – размещается на динамичном элементе, предварительно натягивающем резак. Монтаж шкивов ведётся не строго по горизонту, а с оттяжкой в сторону в среднем на 3 мм по вертикали. Калибровка ленточного пильного полотна осуществляется из-за оттягивания опорного узла резака. Как и ролики пилорамы, узел поддержки резака изготавливается на основе трёх шарикоподшипниковых коронок.
Заключительным этапом сборки считается размещение двигателя. Вращающий момент передаётся с вала двигателя по клиноременной трансмиссии. Мотор, применяемый в качестве источника крутящего момента, предусматривает дополнительное натягивание ременной передачи посредством ролика с пружиной. Этот вариант применяют при работе пилорамы от двигателя на жидком топливе. Вокруг дисковой пилы размещается так называемый стружечный отвод (защитный кожух), благодаря которому опилки и древесная стружка не летят по всей территории или гаражу. Дополнительно ставится омыватель, в котором смывающая и смазывающая субстанции доставляются к месту работы одной из пил.
Рекомендации
Перед началом работы проверяйте, как работает пилорама в целом.
Подшипники в двигателе, механизме передачи и подачи должны минимум раз в полгода чиститься и смазываться. Изношенные подшипники следует своевременно заменять.
Не всегда пилорама пригодна, например, для изготовления щепы. И совсем неэффективно, нецелесообразно ее использовать как стружковый измельчитель древесины. Опилки и стружка – лишь побочный, а не основной продукт работы пилорамы.
Определитесь с диаметром сечения и породами дерева, с которыми планируете работать. Не всякая пилорама измельчит, к примеру, и порежет на доски самшит, отличающийся едва ли не рекордной твёрдостью древесины.
Как сделать ленточную пилораму своими руками, можно посмотреть в видео ниже.