Мотоблоки: виды, описание и выбор

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Размеры
  4. Технические характеристики
  5. Комплектующие и аксессуары
  6. Как выбрать?
  7. Инструкция по эксплуатации и документация
  8. Отзывы владельцев

Мотоблоком называют универсальное техническое средство, в конструкции которого предусмотрено одноосное шасси. С другой стороны, это одна из разновидностей трактора маленького размера. Используется техника для сельскохозяйственных работ и не только, например, с ее помощью можно качественно и быстро очищать территорию.

Что это такое?

Само название стали употреблять в русском языке в 80-х, ранее такая техника была известна как пешеходный трактор или одноосный. Ее описание с того времени практически не изменилось. Проговаривать было не очень удобно, поэтому решили заменить одним словом. Мотоблок является транспортным средством, а вместе с тем сельскохозяйственным инструментом, используемым для подготовки почвы не только для посадки.

Садовники и дачники используют мотоблок, чтобы косить траву и даже подрезать небольшие кустарники. Современные производители используют бензиновые и дизельные двигатели, а также дополнительное навесное оборудование, которое позволяет значительно расширить сферу эксплуатации такой небольшой техники.

В зависимости от типа почвы и обрабатываемой площади мотоблок подбирают так, чтобы его мощность и другие технические характеристики подошли пользователю.

К технике предлагается дополнительное навесное оборудование, которое позволяет выполнять большой спектр задач. Все мотоблоки отличаются не только конструктивно, но и по весу, габаритам, виду силового агрегата. Ширина захвата и глубина обработки зависят от типа используемого навесного оборудования. Если говорить об устройстве мотоблоков, то различий между ними немного.

В базовой конструкции у всех, независимо от типа, есть:

  • ходовая часть;
  • мотор;
  • система управления;
  • трансмиссия.

Моторы устанавливаются в классическом варианте — внутреннего сгорания. Как правило – это 4-тактный силовой агрегат.

Мотоблоки, работающие на дизеле и бензине, различаются не только топливом, но и весом, поскольку первые значительно больше по массе.

Та техника, которая используется на небольших территориях, работает на бензине. Дизельные агрегаты обладают большей мощность, поэтому они лучше всего подходят для участков до 50 соток. Однако у них есть свои недостатки — агрегаты, которые работают на дизеле, нельзя эксплуатировать зимой. Бензиновые могут работать бесперебойно в условиях окружающей среды от -30 до +40°C. Главная задача трансмиссии мотоблока — передача энергии от мотора к колесам. За счет нее же определяется и скорость движения. Рама с колесами, прочно закрепленными на ней, представляет собой ходовую часть.

Органы управления состоят из таких комплектующих, как:

  • рулевая колонка;
  • тяга переключения скоростей;
  • рычаг, за счет которого регулируется газ;
  • сцепление.

Виды

Чтобы пользователь приобрел именно тот мотоблок, который его потом не разочарует, ему следует более подробно изучить виды этой малогабаритной техники.

По весу и мощности все агрегаты можно выделить в несколько групп:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Владельцу небольшого по размерам участка можно приобрести легкий мотоблок, который будет отличаться доступной стоимостью. Как правило, такая техника не превышает мощность в 4 л. с. Это говорит о том, что глубина, на которую фреза будет погружаться в грунт, не превышает отметки в 20 сантиметров. Вес подобной техники составляет до 30 килограммов. Небольшие размеры позволяют говорить, что такая техника довольно маневренная на узких участках, но она слишком легкая, если использовать без утяжелителей.

Полупрофессиональные мотоблоки обладают массой и габаритами немного больше, в среднем они весят 60 кг.

Такая техника уже не столь мобильная, поскольку поднять ее и погрузить в багажник легкового автомобиля непросто. Функционал у таких мотоблоков расширенный, они могут выкапывать картофель. Мощность достигает отметки в 6 л. с., а этого достаточно и для того, чтобы сделать из техники небольшой снегоуборочник.

Профессиональные мотоблоки весят до 100 килограммов. Преимущество подобных агрегатов в том, что они прекрасно выдерживают большую нагрузку. Работать техникой можно на тяжелом грунте, поскольку веса конструкции достаточно, чтобы погрузить фрезу на необходимую глубину. Мощность мотоблоков этого типа достигает 13 л. с. Они эксплуатируются и в качестве небольшого транспортного средства, если использовать пневмоколеса и прицеп.

Всю технику этого типа можно разделить по типу двигателя:

  • бензиновые;
  • дизельные.

У каждого вида есть свои преимущества. Бензиновые самоходные мотоблоки для дачи обладают небольшим весом, работают не так шумно, как дизельные, не зависят от погодных условий. При их использовании вибрация на руле практически не ощущается пользователем. Владельцы не раз отмечали, что ухаживать за такой техникой гораздо проще.

Несмотря на такое количество преимуществ, дизельные тоже не отстают по популярности, поскольку они более экономичные, есть возможность встроенного охлаждения.

Такие агрегаты демонстрируют прекрасную устойчивость на неровной суглинистой почве за счет большого веса. И те и другие садовые мотоблоки могут поставляться в продажу с фарами, благодаря чему можно использовать технику в ночное время суток. Если ручная техника старого образца использовалась только для создания грядок, то садовое оборудование нового поколения – для распашки земли, уборки, культивации и транспортировки грузов.

Размеры

Такой незаменимый помощник в хозяйстве, как мотоблок, поставляется в продажу различных габаритов. Техника может быть средней по величине, есть маленькие, компактные модели и те, у которых ширина вспахивания довольно большая, поэтому такую технику комплектуют мощным и надежным мотором. Длина мотоблоков может варьироваться от 58 до 140 сантиметров, ширина – от 40 до 62 сантиметров, а высота – 100-130 см.

У более дорогих моделей можно уменьшать или увеличивать длину ручки, эта величина находится в промежутке от 80 до 120 см. Подобная функция позволяет сделать процесс управления проще и удобнее, поскольку любой оператор может подогнать высоту руля под свои индивидуальные параметры роста.

Ширина создаваемой такой техникой колеи варьируется от 35 до 54 сантиметров, при этом ширина культиватора 100-220 см.

Различаются мотоблоки и по диаметру колес. Этот параметр находится в промежутке от 42 до 74 сантиметров, при этом их ширина может быть 10-24 см. В среднем типичный мотоблок имеет длину 174 см, ширину 66 см и высоту 128 см. При этом культиватор шириной 120 см, колея 32 см при таком же диаметре колес. Если говорить о радиусе разворота, то при дорожном просвете 14 см, он должен составлять 110 см. Масса техники при этом будет составлять около 98 килограммов.

Технические характеристики

Чем лучше технические данные, тем больше возможности имеет мотоблок. При покупке подобного оборудования пользователю стоит обращать внимание на:

  • мотор;
  • скорость;
  • трансмиссию;
  • сцепление;
  • управление;
  • вес.

От того, какое количество передач предусмотрел производитель в конструкции своего мотоблока, зависит число скоростей.

В рабочем состоянии такая техника может двигаться 2-4 километра в час. Если этого мало, тогда пользователю стоит задуматься и купить 3-скоростной агрегат, который может развивать скорость до 15 км/ч. Есть на рынке и супермощные модели, они разгоняются до 30 км/ч. Каждый производитель оснащает свою технику тем мотором, который, по его мнению, лучше всего подходит в данном конкретном случае.

Кроме того что двигатель может быть бензиновым или дизельным, они еще бывают:

  • двухтактные;
  • четырехтактные.

Двухтактные силовые агрегаты использовались в старых моделях, в современных чаще можно увидеть в конструкции четырехтактный мотор. Мощность может быть от 5 до 12 л. с., есть система охлаждения, у легкой техники она воздушная, у тяжелой – жидкостная.

Запуск мотора производится ручным стартером или, если модель дорогая, то электростартером, поэтому дополнительно в конструкцию устанавливают аккумулятор и генератор. Сцепление может быть однодисковым или многодисковым, иногда в виде ременной передачи. На тяжелых мотоблоках используют первые два типа, поскольку они более надежные. Не менее важными, чем сцепление и двигатель, в технике этого типа является редуктор.

Их много, и производитель сам решает, какой лучше всего использовать, они могут быть:

  • цепные;
  • шестеренчатые;
  • ременные.

Среди них есть неразборные и разборные модели. Первые невозможно отремонтировать в случае возникновения проблемы, поэтому пользователю приходится приобретать весь узел, но специалисты говорят, что это бессмысленно, и проще купить новую технику. Дело в том, что в комплекте к неразборному редуктору устанавливается негильзованный мотор, а он отличается ограниченным ресурсом работы, который, как правило, не больше, чем у редуктора. В данном случае придется менять и движок, а он составляет 40% от стоимости мотоблока.

Что касается передач, то при движении вперед их может быть от одной до шести, а назад – до двух.

Возможность удачно поворачивать и маневрировать обеспечивается механизмом, который призван отключать дифференциал или одно из колес. Чтобы приводить навесное оборудование в действие или активизировать работу фрезы, в конструкции предусмотрен вал отбора мощности. Это может быть один или два вала, иногда это зависимая система, а иногда независимая. При зависимой системе движение навесного оборудования начинается после того, как включается муфта сцепления, а при независимой – энергия поступает напрямую от мотора. При необходимости пользователь может отрегулировать расстояние между колес. Таким образом меняется ширина колеи. Если планируется работать на сложном грунте, то массу мотоблока, если это не тяжеловес, придется увеличить.

Для этого используется специальный балласт.

Можно укомплектовать мотоблок еще одной парой грунтозацепов, тогда навесное оборудование будет лучше погружаться в грунт. Если более подробно расписать систему управления, то в современных моделях производители предусмотрели антивибрационную систему и регулировку высоты. Благодаря этому эксплуатировать мотоблок стало комфортнее. Все органы управления находятся на руле, отсюда оператор может производить переключение передачи и муфты сцепления. Что касается веса мотоблоков, то максимальный составляет 200 кг.

Конструкция рассматриваемой техники состоит из следующих основных компонентов:

  • система управления;
  • система запуска;
  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть;
  • система агрегатирования.

Одним из достойных представителей моторов, которые устанавливаются в конструкцию мотоблоков, можно считать бензиновый 4-тактный силовой агрегат. Очень зарекомендовали себя изделия от компании Honda и Subaru. Все дело в том, что они лучше других приспособлены к технике подобного формата. Коленчатый вал находится в горизонтальной плоскости, но это не единственное преимущество моторов от этих производителей. Камера сгорания отличается компактностью, присутствует повышенная степень сжатия. В результате такие агрегаты демонстрируют экономичное расходование топлива.

В последнее время все большей популярностью стала пользоваться электронная система запуска.

Если мотоблок большой и тяжелый, то запустить его с руки не так просто, поскольку в момент поворота коленвала имеет место сильная компрессия, по этой причине двигатель не набирает оборотов и глохнет. Очень помогает система облегченного старта, когда на валу размещается особый механизм, необходимый, чтобы открыть клапан впрыска в момент поворота коленвала, тем самым компрессия уменьшается.

Если есть у пользователя возможность, то стоит купить мотоблок с электростартером. Запуск мотора происходит в считаные секунды, достаточно только повернуть рычаг. Есть и такие модели, в конструкции которых предусмотрено две системы запуска, и в данном случае ручной является системой страховки.

В продаже можно найти мотоблоки с разным типом трансмиссии:

  • зубчатая;
  • зубчато-червячная;
  • ременно-зубчато-цепная;
  • гидрообъемная.

Если говорить о классике жанра, то в данном случае речь идет о зубчатой трансмиссии, у которой предусмотрены только передача цилиндрическая или коническая. Чаще всего такой тип используется на тяжелой технике, отличается наличием реверса. Муфта выступает в качестве отдельного элемента управления, а коленчатый вал располагается в горизонтальной плоскости таким образом, что стоит в отношении оси, расположенной на ведущих колесах, перпендикулярно. На мотоблоках с такой системой всегда присутствует вал, отвечающий за регулировку мощности.

В конструкции легкой технике стоит зубчато-червячная трансмиссия. Она характеризуется наличием двух редукторов, один верхний зубчатый, а другой нижний червячный, отсюда и такое название. Коленвал стоит вертикально, также есть автоматическая муфта, отвечающая за сцепление, в некоторых моделях и разобщительная. Производитель может предусмотреть для установки косилки шкив отбора мощности от зубчатого первого редуктора. Стоит отметить, что такая трансмиссия отличается компактностью.

Отдельное внимание ременно-зубчато-цепной трансмиссии, в которой вращение вала, расположенного на редукторе, осуществляется силовым агрегатом посредством ременной передачи.

Она, в свою очередь, выполняет роль и сцепления. В одном картере стоят цепная и зубчатая передачи, причем применение второй позволило сделать агротехнический просвет больше. В горизонтальной плоскости стоит коленчатый вал, таким образом, относительно оси ведущих колес он располагается параллельно. В данном случае можно сделать отбор мощности, для которого в конструкции трансмиссии предусмотрен дополнительный ручей, то есть луч, отходящий от него.

Ременную передачу в некоторых моделях можно использовать в качестве реверса. Зубчатый редуктор может стоять в одном из двух вариантов:

  • двухступенчатый;
  • одноступенчатый.

Трансмиссия, в конструкции которой предусмотрен объемный гидропривод, называется гидрообъемной. Мощность от мотора передается через перемещение жидкости в замкнутом объеме между гидромотором и вытеснителями. Из достоинств можно выделить отсутствие ступеней при регулировании, компоновочные возможности. Применяется такая система в конструкции отечественных и зарубежных мотоблоков. Широкопрофильность обеспечила большую популярность подобной трансмиссии.

Техника демонстрирует большую производительность, поскольку ступенчатое переключение передач отсутствует, скорость меняется быстрее, тяговое усилие больше у мотоблока. Все это крайне важно при эксплуатации техники в сложных условиях. Из недостатков – небольшой срок службы при большом весе и высокой стоимости. Говоря об устройстве мотоблока, нельзя не упомянуть систему агрегатирования, которая необходима для сцепления техники с дополнительным оборудованием.

У мотокультиваторов все орудия ставят на ведущую ось, отличие мотоблоков в том, что орудия крепятся на кронштейне.

Поскольку при эксплуатации мотоблока оператору приходится идти за ним, то и система управления должна располагаться удобно, чтобы можно было без труда переключать скорость, передачу. Управление производится посредством рулевых штанг, на которые производители и перенесли органы управления. Рычаги, которые отвечают за вал мощности, заслонку карбюратора, чаще находятся конкретно на этих узлах. Есть еще одно отличие легкого мотоблока от тяжелого, в конструкции первых нет тормозов, у вторых они находятся на правой штанге, в редких случаях в другом месте.

При покупке мотоблока стоит учитывать его производительность. Для 20 соток достаточно мощности двигателя в 3.5 л. с., при этом ширина захвата может быть до 600 мм. Когда требуется обработать 60 соток земли, мотоблок должен уже отвечать другим требованиям, а именно: иметь до 4 л. с., с шириной захвата для обработки почвы 800 мм. Обработка участка площадью до одного гектара уже потребуется мотоблок большей мощности, до 6 л. с. Чтобы увеличить производительность техники, ширина захвата навесного оборудования должна составлять 900 мм. Большие площади, до нескольких гектаров тоже можно обрабатывать мотоблоком, только он должен иметь в конструкции мотор силой до 13 л. с. и ширину захвата грунта 1000 мм.

Мало кто из пользователей понимает, что такое вал отбора мощности.

Дело в том, что энергия от мотора передается не только на колесную ось, но и на фрезу, за счет которой она и начинает работать. Поддерживается этот процесс как раз валом отбора мощности, который может стоять перед или после сцепления. Между этими двумя вариантами есть принципиальные различия. К примеру, если стоит перед сцеплением, то вращение осуществляется, когда мотоблок стоит и двигается. Во втором работа осуществляется только в момент, когда техника передвигается.

Ходовая часть все чаще закрепляется непосредственно на трансмиссии с колесами. Такой агрегат отличается устойчивостью и надежностью, в момент движения сохраняется необходимый баланс, вибрация меньше, а конструкция довольно жесткая. Лучше всего приобретать модель мотоблока, у которого есть возможность изменять расстояние между колес.

Что касается самих колес, то они могут быть как пневматическими, так и железными. Используются обе пары в разных условиях. Первые необходимы для движения по трассе, их нацепляют, когда мотоблок транспортируют до места использования, или когда техника играет роль малогабаритного транспортного средства. Что касается металлических, то они необходимы при движении по грунту. Обеспечивают необходимое сцепление с поверхностью, при использовании дополнительного колеса можно улучшить баланс в момент выполнения поставленной задачи.

Комплектующие и аксессуары

Комплектация мотоблока может быть базовой и дополнительной, на вторую пользователю приходится потратиться. В базовой предусмотрен минимальный набор навесного оборудования, за счет которого можно выполнять наиболее популярные агротехнические задачи. Плуг необходим для вспашки земли. Он используется как на окультуренной почве, так и на целине. Оснащается такой аксессуар лемехом, который чаще всего изготавливается из прочного металла.

Существует своя классификация подобного навесного оборудования, если принимать во внимание форму главного элемента, то такое приспособление может быть:

  • безотвальным;
  • отвальным;
  • реверсивным;
  • дисковым;
  • роторным;
  • комбинированным.

В свою очередь, плуги отличаются по типу лемеха, который присутствует в конструкции. В продаже можно найти винтовые, полуцилиндрические и цилиндрические модели. Если принимать в качестве классифицирующего признака число рабочих деталей, то плуги бывают много-, одно- и двухкорпусными. Однокорпусные предпочитают использовать благодаря их небольшому весу, простоте конструкций. Реверсивные, которые известны еще в профессиональных кругах как поворотные или оборотные, имеют наверху конструкции загнутое перо, предназначенное переворачивать грунт при его вспахивании.

Это идеальное решение, когда необходимо обработать тяжелую почву или целину.

Из всех моделей у роторных самое сложное строение. Они могут быть двухкорпусными или трехкорпусными, все зависит от количества присутствующих лемехов. Такое оборудование лучше всего использовать на мягкой почве, они отличаются простотой сборки, маленькими габаритами и весом. Двухкорпусные можно использовать для обработки любого типа почвы, если необходимо нарезать борозды, окучить культуру, уничтожить сорняки. Устанавливают подобное оборудование на технику, мощность которой 3.5 л. с. Если приходится работать на мокром грунте, тогда стоит использовать дисковые плуги, которые, к сожалению, не отличаются большой глубиной погружения в грунт.

Оборотные плуги — идеальное средство для обработки трудновозбудимого грунта. Мощность мотоблока должна приниматься во внимание при выборе модели навесного оборудования. Габариты и вес в данном случае будут играть большую роль. У изделия есть отличительная черта — перо изогнуто под точным углом и находится в верхнем углу. Благодаря такой конструкции слой земли переворачивается сразу, как только поднимается.

Отвальные плуги, в отличие от безотвальных, используются чаще всего на небольших участках.

Они могут быть пашущими, бороздными или не оставляющими за собой борозды. Отвальное навесное оборудование не только переворачивает землю, но и сразу ее рыхлит. Безотвальные плуги применяют в районах с небольшим количеством осадков. Кроме плугов, используются фрезы, которые позволяют рыхлить грунт, при этом не переворачивая его. Глубина зависит от скорости вращения и диаметра изделия.

Когда необходимо не пахать и не рыхлить, а только окучивать картофель или другие посадки, используется окучник.

Эти изделия бывают двух видов:

  • простой;
  • дисковый.

Картофель можно не только окучивать, но и сажать и даже выкапывать с помощью мотоблока. Благодаря этому за небольшой промежуток времени удается обработать большой земельный участок, не прибегая к дополнительной рабочей силе. Картофелесажалка – это своего рода контейнер, который двигается на колесиках, с одной стороны у него установлен нарезатель борозд, с другой – окучник. Когда первый создает грядку, картофель падает в землю, и окучник засыпает клубень землей.

При необходимости выкопать корнеплоды используется другое навесное оборудование.

Это простая конструкция, которая поднимает землю, грунт просеивается через металлическую решетку, а картофель остается чистым на поверхности.

Можно с помощью сеялки сажать и другие культуры:

  • помидоры;
  • чеснок;
  • лук;
  • морковь.

Все сеялки различаются конструкцией в зависимости от того, какие растения планируется посадить. Но и на этом список используемого навесного оборудования не заканчивается, поскольку есть возможность поставить на технику измельчитель, чтобы раздробить садовый мусор и превратить его в компост. Помогает с уборкой и щетка, она быстро и легко очищает территорию. Нередко техника с этим навесным оборудованием и снегоуборочником используется в коммунальных хозяйствах. Лопата-отвал регулируется и может настраиваться на необходимую высоту уборки снега, при этом он выбрасывает его в одну сторону.

Если хочется использовать мотоблок в качестве небольшого транспортного средства, тогда стоит обязательно купить в комплект прицеп. Это очень полезное дополнение, которое дает возможность сразу после уборки перевезти урожай. Несмотря на небольшую мощность техники, она прекрасно заменяет более крупногабаритную вроде тракторов. Общий вес, который возможно перевезти на мотоблоке, составляет от 300 килограммов до тонны.

Стоит понимать, что чем больше вес груза, тем большей мощностью обязан обладать мотор.

У пользователя появляется возможность при помощи мотоблока убрать большую траву и даже подстричь небольшие кустарники. Для этого используются косилки, которые бывают роторными или сегментными. Первые во многом превосходят вторые. Можно не только убирать участок, но и снимать пшеницу, подготавливать сено. При заготовке последнего стоит приобрести в комплекте и ворошитель, который позволяет свести ручной труд к минимуму.

Как выбрать?

Чтобы правильно подобрать по параметрам мотоблок для сельской местности, необходимо принимать во внимание очень много моментов, и это не только мощность или габариты. Хорошая техника всегда демонстрирует надежность и долговечность, она поставляется в продажу с богатым функционалом, при этом остается доступной по стоимости. Среди огромного ассортимента моделей пользователю не всегда оказывается просто сделать свой выбор.

Как и при выборе любой другой техники, пользователь должен учитывать характер будущих работ, чтобы не разочароваться в покупке. Мощность всегда стоит на первом месте, когда ее недостаточно, техника не может качественно выполнить поставленную задачу, соответственно, плуг или иное навесное оборудование не погружается в грунт на необходимую глубину.

Мощность стоит подбирать, опираясь на тип обрабатываемой почвы.

Если это целина или суглинок, тогда потребуется техника более мощная, которая в состоянии поднять такой пласт, перевернуть его и разрыхлить. Кроме того, мотоблоки, которые используются в качестве небольших транспортных средств, также должны быть мощными.

Некоторые специалисты советуют обращать внимание на фирму-производителя, поскольку бренды, которые существуют на этом рынке довольно долго, производят технику, зарекомендовавшую себя временем. Есть модели от итальянских, немецких и даже российских изготовителей, на которые стоит обращать внимание, к примеру, мотоблок «Нева». Иногда на наши отечественные мотоблоки ставят моторы от Honda и Subaru, что уже говорит о надежности и качестве таких агрегатов.

Если пользователь хочет практически полностью заменить ручной труд на даче механизированным, тогда ему стоит немного переплатить, но подобрать себе мотоблок, который будет отличаться широким функционалом. Очень важно, чтобы на нем был дифференциал, вал отбора мощности, реверс и другие немаловажные функции.

В случае если придется перевозить технику на большие расстояния, хорошо, когда это скоростная модель, демонстрирующая разгон до 30 км/ч.

Все внимание на предлагаемую базовую комплектацию. Важно знать, какое дополнительное оборудование потребуется приобретать за дополнительные деньги. Что касается расхода топлива, то этот показатель не принимается во внимание, поскольку у большинства мотоблоков он находится на одном уровне.

Мало просто взять технику с прицепом, специалисты советуют перед покупкой ознакомиться с особенностями ее эксплуатации. Если пользователь задумался об экономии, тогда ему стоит купить дизельный агрегат, который будет отличаться сильным шумом во время работы, а также невозможностью его использования в условиях резкого снижения температуры воздуха. Бензиновые мотоблоки можно эксплуатировать и летом, и зимой, они относительно тихие, но менее мощные.

Если и выбирать мотоблок, то такой, чтобы в его комплектацию входил поворотный плуг. Именно за счет него можно не возвращаться к началу, а дальше обрабатывать землю. Если говорить о качестве, то борозда, создаваемая дисковыми плугами, гораздо лучше, чем зубчатыми. На мотоблоках небольшой массы ставят окучники, у которых ширина захвата не регулируется, что не совсем удобно в некоторых условиях.

Фреза универсального вида всегда входит в базовую комплектацию.

В случае когда на участке есть большие заросли или грунт слишком твердый, необходимо устанавливать другую, она получила название — гусиные лапки. Она качественно собирает сорняки, а иногда даже помогает дачнику справиться с вредителями, которые заражают землю. Если в конструкции мотоблока есть возможность использовать прицепной адаптер, то такая техника становится не менее полезной в хозяйстве, чем миниатюрный трактор, и не сильно отличается от него по функциональности.

При выявлении в конструкции клиноременного сцепления пользователь должен быть готов к тому, что придется постоянно контролировать и регулировать натяжение ремня. На импортных мотоблоках используется дисковое сцепление, которое является более надежным. Очень многое зависит от качества редуктора, поскольку через него передается движение от двигателя к колесам или фрезе. Если и говорить о практичности, то стоит выбирать модель, в которой стоит червячная или зубчатая передача, поскольку такие конструкции ломаются гораздо реже. Хорошо, если производитель предусмотрел защиту редуктора от пыли и грязи, а основные элементы можно легко смазать.

Перед покупкой пользователь обязательно должен установить условия, в которых будет эксплуатироваться техника, поскольку мощность и конструкция мотоблока должны соответствовать размерам территории.

  • Для обработки целины идеально подходят мощные, профессиональные модели с большим весом, поскольку легкие мотоблоки просто будут подпрыгивать на кочках.
  • Если за участком регулярно следили, его земля легка, то и мотоблок можно купить малогабаритный с небольшой массой, чтобы удобнее было им управлять.
  • Когда планируется использовать большую часть времени заднее оборудование, то вес мотоблока должен составлять не менее 100 килограммов. В данном случае маневренность и удобство не стоят на первом месте.

Инструкция по эксплуатации и документация

Нельзя игнорировать информацию, которую предлагает производитель пользователю в инструкции по эксплуатации. Для эксплуатации маломощных мотоблоков не нужны права, чтобы ездить по дорогам. Документы нужны, если техника может разгоняться до 30 км/ч, поскольку ресурс таких моторов требует от пользователя наличие соответствующих навыков и знаний, как следует себя вести на территории, где есть и другие участники дорожного движения. При использовании легких мотоблоков зачастую требуется дополнительно вешать вес, поскольку их собственного не хватает для того, чтобы плуг или фреза погружалась в землю на необходимое расстояние.

В процессе кошения травы обязательно нужно проследить, чтобы мотоблок не наехал на электрические провода или камни.

Территорию потребуется осмотреть перед тем, как приступить к выполнению поставленных задач. При транспортировке может потребоваться поставить передний кузов к прицепу, при этом убедиться, что соединение выполнено качественно. Если этого не сделать, во время движения техники под тяговой нагрузкой прицепное оборудование может отсоединиться, соответственно, на трассе создастся аварийная ситуация.

Не столь важно купить мощный мотоблок, сколько знать, как правильно его эксплуатировать и настраивать. Большинство современных моделей просты в обслуживании, на них легко отыскать комплектующие материалы, а при необходимости ремонт можно осуществить в сервисном центре. Первое, что требуется от пользователя — обкатать технику. Если внутри установлен импортный силовой агрегат, то может возникнуть немало вопросов относительно того, чем заправлять такие мотоблоки, и какое масло стоит использовать. В данном случае вся техника этого типа работает либо на дизеле, либо на АИ-92 и 95. Масло летом и зимой потребуется использовать разное, меняют его регулярно, а в первый раз – уже через 20 часов работы.

Если нет достаточного опыта, то лучше никакого обслуживания самостоятельно не делать, поскольку от неумелых действий пользователя техника только пострадает. Масло сливается в горячем состоянии, картер промывается, и заливается полусинтетика. В некоторых комплектациях производитель предлагает щуп для проверки уровня масла.

В тех моделях, где установлен ремень, одним из самых неприятных моментов эксплуатации является постоянное соскальзывание его с ручья шкива. Основной причиной этого является ослабленный со временем натяжной механизм, потеря сцепления или даже пробуксовки. Снимают и демонстрируют самостоятельно в соответствии с предлагаемой производителем инструкцией, задействуя компенсационный ролик. Самый простой способ — убрать старый ремень и поставить на его место новый. Если нет возможности его приобрести, тогда нужно натянуть.

Движок мотоблока закреплен с помощью четырех болтов.

При помощи гаечного ключа потребуется отвернуть на пару оборотов их, и потянуть силовой агрегат в свою сторону, при необходимости натяжение ремня ослабляется. Профессионал по степени прогиба может определить, насколько правильно натянут этот элемент. Если надавить на него, он должен провиснуть на 1 сантиметр.

Вторая сложность, с которой нередко сталкивается пользователь — настройка плуга, который прикрепляют на заднюю часть станины. Используют для этого не только сцепку, но и переходник, причем второе крепление считается одним из самых надежных. Сначала мотоблок потребуется поставить на грунтозацепы, а для этого под него кладут кирпичи или дрова, чтобы поднять от земли. Высота подставки должна равняться той, что необходимо выставить для погружения навесного оборудования. Данный показатель может варьироваться от 16 до 20 см.

Пользователь обязан убедиться, что техника стоит без крена. По отверстиям, которые имеются на стойке плуга, расположенной вертикально, ставится необходимая высота. Далее следует процесс регулировки, во время которого полевая планка должна прилегать без зазоров к плугу, а стойка должна стоять вертикально в любой плоскости.

Если используется стандартная сцепка, то винт вращается, когда гайки ослаблены. Чтобы величина погружения в почву оборудования соответствовала необходимому значению, важно соблюдать угол подъема. После выполненной работы пользователь выставляет угол отвала, делается это из-под режущего края. При наличии соответствующего опыта сделать это можно одновременно с тем, как выполняется регулировка стойки.

Отзывы владельцев

В интернете много отзывов относительно того, нужен мотоблок в хозяйстве или нет. Переоценить преимущество подобной техники сложно, поскольку она помогает существенно снизить количество ручного труда. Небольшой по габаритам и по весу мотоблок можно легко перевезти в багажнике легкового транспортного средства, он помогает быстрее закончить уборку территории или обработку небольшого участка.

Когда пользователь жалуется на ту или иную модель, на практике зачастую выясняется, что все проблемы вызваны несоблюдением требований эксплуатации, в результате техника быстрее изнашивается.

Об особенностях выбора мотоблока и способах его эксплуатации смотрите в видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.