Кассетные деки: история и лучшие модели

Содержание
  1. История
  2. Общие характеристики
  3. Рейтинг моделей
  4. Какую выбрать?

Совсем недавно казалось, что кассетные деки, пользовавшиеся рекордной популярностью в 80-х и 90-х годах прошлого столетия, практически стали историей. Однако сейчас интерес к данной технике проявляют многие. На тематических форумах активно обсуждаются характеристики и рейтинги лучших винтажных моделей, а также возможность их приобретения.

История

История кассетных дек началась в далеком 1964 году. Одним из ключевых событий при этом стал выпуск компанией Aiwa первого магнитофона. Спустя всего несколько лет передовая на тот момент технология рекордными темпами распространилась практически во всем мире. Кстати, в 1980 году Aiwa представила широкой публике лучший по меркам того времени аппарат.

Одним из важных моментов для музыкальной индустрии XX века стал выпуск компанией Philips первой компакт-кассеты. Стоит отметить, что разработчик не вводил каких-либо ограничений на использование своего изобретение. В итоге широкое распространение получили как сами носители, так и магнитофоны-приставки, быстро завоевавшие рынок.

Одними из самых популярных стали модели, выпускаемые Akai Electric Company Ltd. Эта японская фирма была основана летом 1929 года Масукиши Акаи. Особым спросом пользовались высококачественные деки, оснащенные тремя головками, а именно, модели Akai GX-90, GX-F91, GX-F95 и GX-R99. Производство подобных магнитофонов прекратилось более 3 десятков лет назад. Невзирая на это, интерес к ним не угас окончательно, а в последнее время даже вырос.

Еще одним легендарной маркой в истории кассетных дек стал Pioneer. Предшественником бренда была компания Fukuin Shokai Denki Seisakusho, основанная в Токио в 1938 году. Через 9 лет была зарегистрирована Fukuin Denki, которую в 1961 году переименовали в Pioneer Electronic Corporation. Деки данной марки буквально покорили рынок в свое время и были широко известны.

В СССР, как и на Западе, портативные магнитофоны опередили стационарные модели. Первопроходцами в области создания отечественных магнитофонов-приставок стали специалисты завода «Вильма».

Стоит отметить, что речь на тот момент шла о попытках создания аналогов импортной техники.

Общие характеристики

Большая часть механики кассетной деки сконцентрирована в узле лентопротяжного механизма, в состав которого входят моторы и ролики. Главная функция ЛПМ – это подача пленки со стабильной скоростью к головке. При этом осуществляется перемещение ленты с подающей катушки на принимающую, с предотвращением перекосов.

Самый простой механизм состоял из одного вращающегося вала (тонвала) и прижимаемого к нему резинового ролика. Между двумя этими элементами располагается кассетная лента, которая протягивалась перед воспроизводящей головкой. В более передовых моделях разработчики использовали 2 тонвала, что позволило создать 2 раздельные пары (подающую и принимающую).

Такие устройства оснащались двумя или тремя моторами и, как правило, имели на корпусе надпись Dual Capstain.

Большинство рассматриваемых приборов имели функцию записи, следовательно, не менее 2 головок. Одна из них отвечала за стирание записей, а вторая являлась универсальной (записывающей и воспроизводящей). Подобная компоновка получила название Two Heads. Однако более дорогостоящие и качественные деки оснащались тремя головками:

  • стирающей;
  • записывающей;
  • воспроизводящей.

Стоит отметить, что две последние головки могли быть выполнены в виде сэндвича, то есть, имели один корпус. Также выпускались модели с дискретными головками. Отдельного внимания заслуживают устройства, имеющие так называемый сквозной канал, выполненный по полностью раздельной схеме.

В таких моделях все головки разнесены по тракту.

Для тех, кто планировал или же планирует самостоятельно записывать звук, одной из важных функций будет возможность калибровки с учетом типа используемой пленки. Существовавшая в свое время организация IEC отвечала за стандартизацию всех видов кассетной ленты. Однако по тем или иным объективным причинам требовалась настройка тока подмагничивания, уровня записи и ряда других параметров. Исходя из этого, лидеры отрасли свою технику оснащали генераторами различных частот.

В период рассвета кассетной индустрии на рынке были представлены модели как с усилителями воспроизведения, так и без таковых. Помимо этого, некоторые потенциальные покупатели обращали внимание на наличие такой опции, как «Автореверс». Кстати, отношение к данной функции было неоднозначным. С одной стороны она обеспечивала комфортную эксплуатацию аппаратуры, поскольку исключалась необходимость переворачивания кассеты. В то же время поворотные механизмы с установленными на них головками достаточно быстро изнашивались, что негативно отражалось на качестве воспроизведения.

Рейтинг моделей

С учетом развития современных технологий и широкого использования носителей нового поколения выпуск описываемых устройств прекратился. Но судя по повышающемуся интересу, кассетные деки вполне могут оказаться опять в моде во многих странах мира. Стоит отметить, что на данный момент многие пользователи интересуются обзорами и возможностью приобрести новую аппаратуру. При этом объектами поиска становятся как дешевые бюджетные, так и самые топовые модели высшего класса.

Сегодня вполне реально найти непортативные магнитофоны по России и другим странам. И речь идет как о простых устройствах начального уровня, так и о более сложных двухкассетных моделях. С учетом роста популярности техники на многих тематических ресурсах можно найти рейтинги наиболее популярных в свое время моделей.

Среди всего доступного тогда разнообразия можно выделить следующие образцы продукции ведущих производителей.

  • Модель DX-57 от компании Akai. На сегодняшний день данная марка хорошо известна современным музыкантам в качестве производителя электронных инструментов. Однако в свое время компания специализировалась на выпуске более чем широкой линейки магнитофонов, включая и кассетные. DX-57 оснащена тремя головками и имеет регулятор тока подмагничивания.

Данная модель стала доступна потребителю в конце 90-х годов прошлого века.

  • Denon DR-M24HX – кассетная дека, появившаяся на свет в конце 80-х годов. Она получила от разработчиков 3 магнитные головки, стабилизированный приводной механизм, а также систему ручной настройки всех ключевых параметров. Устройство завоевало в свое время целую армию поклонников. А сама компания-производитель позже прославилась выпуском качественных стереоусилителей.

Еще одной особенностью DR-M24HX является эффективная система шумопонижения, устраняющая характерное шипение, сопровождающее воспроизведение звука, записанного на аудиокассетах.

  • DRS-810 – более поздняя модель деки той же компании Denon. Внешне она чем-то похожа на CD-плееры, которые в то время уже начали завоевывать рынок. Одной из конструктивных особенностей деки стала горизонтальная загрузка кассет. Из-за этого была утрачена возможность отслеживать процесс проигрывания и перемещения пленки с одной катушки на другую. Стоит отметить, что эти устройства комплектовались пультами дистанционного управления. Однако сейчас достаточно трудно найти рабочую деку с ПДУ.

Не забыли разработчики о системе шумоподавления и регуляторе тока подмагничивания.

  • TD-V662 от знаменитой компании JVC. В данном случае речь идет об одном из самых достойных представителях огромного семейства кассетных дек середины 90-х годов. Благодаря своим техническим характеристикам, модель, появившаяся на свет в 1993 году, одинаково качественно способна взаимодействовать со всеми существующими типами кассетной ленты. Эту особенность сразу же по достоинству оценили меломаны. Оригинальности внешнему облику модели придает расположение отсека для кассет в центральной части устройства. Помимо традиционного разъема для наушников (1/4 дюйма) и систем Dolby B и C, а также HX Pro, дека получила разъем CD-Direct.

Следует напомнить, что в свое время компания JVC была признана одним из лидеров отрасли видео- и аудиотехники. На сегодняшний день она представляет на рынке линейки бумбоксов, видеокамер и наушников.

  • Кассетная дека СТ-S740S представляет собой яркий пример качества продукции компании, ставшей настоящей легендой. Появившаяся на рынке в 70-е годы прошлого столетия, модель смогла составить конкуренцию кассетным магнитофонам именитой марки Nakamichi. Кстати, последняя стояла буквально у истоков истории отрасли и на тот момент выпускала технику, считающуюся эталоном качества. СТ-S740S создатели оснастили передовой для того времени системой шумопонижения, которая стала настоящим прорывом для специалистов Pioneer.

Сейчас достаточно тяжело найти данную модель в достойном состоянии, однако, при определенном упорстве можно достичь желаемого результата.

  • Компания Sony изначально не смогла войти в число производителей надежных и высококачественных стационарных магнитофонов. Однако ситуация в некоторой степени изменилась с появлением в 1994 году модели TC-K611S. Это стало одной из удачных попыток японской марки заявить о себе в данном сегменте рынка. Однако модель разрабатывалась под кассеты с пленками на основе металлического порошка и диоксида хрома. Это значит, что модель станет не лучшим вариантом для тех, кто ищет устройство исключительно для качественного воспроизведения звука. В то же время она станет оптимальным вариантом для энтузиастов домашней записи.

Максимальное качество в таком случае будет обеспечено тремя магнитными головками и системой Dolby S.

  • Из модельного ряда легендарного бренда Yamaha стоит выделить кассетную деку KX-300. Созданная в Японии в эпоху 80-х модель получила магнитные головки, выполненные из аморфных металлов. Подобный подход позволил максимально повысить качество воспроизводимого звука. При покупке данной деки следует учитывать, что ввиду ее солидного возраста, скорее всего, потребуется замена элементов приводного механизма. К счастью, даже в наши дни с поиском и покупкой всего необходимого, как правило, не возникает проблем. KX-300 оснащена двумя магнитными головками, системой шумопонижения и имеет пульт дистанционного управления.

При этом главной особенностью модели стала автоматическая калибровка.

  • Перечень популярных в свое время моделей кассетных стационарных магнитофонов был бы неполным без представителя семейства Nakamichi. Одним из знаменитых представителей модельного ряда данного бренда стала дека BX-125E. Она сочетала в себе высокое качество и надежность, подкрепленные проверенной временем репутацией настоящего гиганта отрасли. Многие владельцы в своих отзывах акцентировали внимание на стильности дизайна модели. Но при всех достоинствах в плане набора дополнительных функций она практически не отличалась от своих ближайших конкурентов.

Речь в данном случае идет о деках, входящих в один ценовой сегмент.

Конечно же, это далеко не полный перечень устройств, которые были представлены на рынке в эпоху расцвета кассетной индустрии. С учетом рекордного спроса потенциальным покупателям тогда был доступен широкий ассортимент продукции многих производителей.

Какую выбрать?

В наши дни винтажную деку в хорошем и даже идеальном состоянии можно найти на популярных онлайн-аукционах. Речь в данном случае идет как о дешевых моделях, так и о продукции Denon, Nakamichi, Akai, Pioneer и других лидеров некогда процветающей отрасли. Естественно, каждая покупка в таком случае – это «кот в мешке», поскольку состояние техники можно будет проверить только после получения заказа. В то же время проверенные продавцы, как правило, дорожат репутацией и не рискуют имиджем.

Кстати, на Amazon можно приобрести с доставкой в Российскую Федерацию современные модели ION и Pyle. Эта аппаратура может быть сопряжена с ПК или ноутбуком посредством USB. Однако эти устройства, стилизованные под настоящие деки, существенно уступают прообразам в плане качества звука. Выбирая кассетную деку, следует учитывать, что качественные модели должны иметь 2, а лучше 3 приводных мотора. Также такие модели оснащались тремя головками. Опытные владельцы обращают внимание на то, что двухкассетная дека не всегда будет хорошим вариантом по следующим причинам.

  1. Как правило, с увеличением количества деталей страдает надежность и эксплуатационные качества.
  2. Вряд ли кому-нибудь потребуется переписывать композиции с одной кассеты на другую. Другими словами, ключевая функция устройства останется невостребованной.

Еще один ключевой момент – это выбор бренда. Продукция отечественных производителей станет далеко не самым удачным вариантом. Исключением при условии, что удастся найти аппарат в идеальном состоянии, могут стать «Электроника МП-204» и «Маяк-233».

Важно учитывать, что в «предсмертном» состоянии может оказаться дека, выпущенная в свое время одним из лидеров отрасли. Именно по этой причине настоятельно рекомендуется к подобным покупкам относиться с максимальной осторожностью. Естественно, в первую очередь следует проверить состояние и работоспособность ЛПМ, являющегося ключевым узлом любой кассетной деки.

Еще один важный момент – это наличие функционирующей системы шумоподавления. Кстати, отечественные «Маяки» имели подобную опцию. Также по возможности стоит акцентироваться на моделях, рассчитанных под использование всех четырех существующих типов пленки, а именно, Metal, Fe, FeCr и Cr.

На данный момент в подавляющем большинстве случаев деки приобретают не для воспроизведения звуковых файлов, а в качестве оригинального элемента интерьера. Именно по этой причине при выборе следует уделять особое внимание внешнему виду техники. Согласно статистике и отзывам, особым спросом пользуются магнитофоны, которые выпускались в начале 80-х годов прошлого столетия.

Видеообзор кассетной деки Sony TC-KA7ES вы можете посмотреть ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.