Аудиокассеты: устройство и лучшие производители

Содержание
  1. История
  2. Достоинства и недостатки
  3. Устройство
  4. Обзор типов
  5. Лучшие производители
  6. Особенности ухода

Невзирая на то, что прогресс не стоит на месте, кажется, совсем недавно рекордной популярностью пользовались аудиокассеты. На сегодняшний день интерес к этим носителям, а также их особенностям и устройству, начал активно расти. Многие пользователи стараются найти в сети как редкие б/у, так и новые компакт-кассеты лучших производителей. Стоит отметить, что, к примеру, на территории Великобритании за 2018 год было продано более 50 тысяч единиц этого оборудования, тогда как в 2013-м этот показатель составлял 5 тысяч.

История

История кассет для магнитофона берет свое начало в 60-ых годах прошлого столетия. В период с 70-х по 90-е годы они являлись практически единственным и, следовательно, наиболее распространенным носителем звуковой информации. На протяжении минимум двух десятков лет на аудиокассеты записывали музыку, учебные материалы, поздравления и другие аудиофайлы. Помимо этого, магнитофонные кассеты активно использовались для записи компьютерных программ.

Данные носители очень широко применялись при изучении иностранных языков. Кассеты, выполняя те или иные задачи, использовались практически во всех сферах и отраслях. Это продолжалось до тех пор, пока в 90-х годах XX столетия не появились первые компакт-диски. Эти носители в рекордно короткий срок сделали аудиокассеты историей и символом целой эпохи.

Первая в истории индустрии компакт-кассета была представлена широкой публике компанией Philips в далеком 1963 году. Спустя всего один год в Германии эти носители уже выпускались массово. Формату удалось в рекордно короткие сроки покорить мировой рынок по двум основным причинам.

  • Получить лицензию на производство кассет можно было абсолютно бесплатно, что сделало саму продукцию дешевой и максимально доступной.
  • Еще одним неоспоримым плюсом кассет стала возможность не только прослушивать, но и записывать звуки. Именно по этой причине они очень быстро вытеснили с мирового рынка таких своих конкурентов, как многодорожечные картриджи и кассеты DC International.

В 1965 году Philips запускает производство музыкальных аудиокассет, а спустя год они уже были доступны американскому потребителю. Запись звуков на первые кассеты, как и их прослушивание, осуществлялись при помощи диктофонов. Кстати, стоит акцентировать внимание на главном недостатке первых кассет марки Philips. Речь в данном случае идет о низком качестве записи и воспроизведения.

Однако к 1971 году эту проблему удалось устранить, и на рынке появились первые образцы компактных носителей с лентой, сделанной на основе оксида хрома. За счет внедрения инновационных решений удалось повысить качество звука, которое позволило делать первые студийные записи.

Несомненно, рекордное развитие кассетной индустрии было обусловлено эволюцией соответствующих устройств, предназначенных для их прослушивания. Вряд ли кассеты получили бы такое распространение, если бы магнитофоны и диктофоны под них не стали доступными рядовому покупателю. Кстати, на тот момент бесспорным лидером среди производителей стационарных деков была японская компания Nakamichi. Именно этот бренд установил стандарты, к которым стремились в своем развитии другие производители. Качество воспроизведения постоянно повышалось, и уже к середине 80-ых большинство марок смогли выйти на один уровень с Nakamichi.

Приблизительно в то же время на рынке появляются первые переносные устройства (бумбоксы), которые практически моментально стали рекордно популярными. Благодаря конкурентной борьбе японских и тайваньских производителей цены на эту технику начали существенно понижаться, становясь максимально доступной. Параллельно с аудиокассетами бумбоксы стали неотъемлемой частью хип-хоп культуры. Еще одним знаковым событием для индустрии описываемых носителей стало изобретение плееров. Это дало новый толчок продаж кассет практически по всему миру.

На территории Советского Союза магнитофоны и кассеты начали появляться только в конце 60-х. При этом в течение первых 10 лет они были практически недоступны рядовому покупателю. Это было обусловлено, прежде всего, их достаточно высокой стоимостью, которая была не по карману многим гражданам СССР.

Кстати, по этой же причине содержимое компакт-кассет многократно переписывалось, что само по себе негативно отражалось на качестве записей.

Стоит отметить, что массовое производство магнитофонных кассет, как и устройств для их воспроизведения, способствовало активному развитию новых музыкальных направлений и стилей. Одним из ярких эпизодов истории данных носителей стало массовое появление в конце 80-х пиратских записей. От них страдали как производители музыкальных сборников, так и сами исполнители. Невзирая на многочисленные акции в поддержку последних, количество пиратских кассет, как и спрос на них, продолжали расти рекордными темпами.

На Западе рынок рассматриваемых устройств достиг своего пика в конце 80-х годов прошлого столетия. Активное сокращение объемов продаж начали фиксировать (сначала в виде годовых процентов) ближе к 1990 годам. При этом стоит заметить, что за 1990-1991 гг. кассеты продавались лучше, чем завоевывающие на тот момент мировой рынок компакт-диски.

В период с 1991 по 1994 годы в Северной Америке рынок аудиокассет стабилизировался при уровне продаж на отметке 350 миллионов единиц в год. Однако за 1996-2000 гг. продажи буквально рухнули, и на начало 2001 года на долю магнитофонных кассет приходилось не более 4% рынка музыкальной продукции.

Стоит учитывать, что при этом средняя стоимость кассеты составляла 8 USD, а CD обходился покупателю в 14 долларов США.

Достоинства и недостатки

Необходимо выделить основные и неоспоримые даже в наши дни преимущества легендарных носителей. К таковым относятся следующие важные моменты.

  • По сравнению с компакт-дисками у них доступная стоимость.
  • Повышенная устойчивость к механическим повреждениям. В то же время при падении коробка кассеты может разбиться.
  • Максимальная защита пленки в корпусе.
  • Возможность транспортировки при отсутствии подкассетника без риска повредить запись.
  • Компакт-диски, как правило, не воспроизводятся при наличии вибрации и отсутствии системы буферизации (антишока).
  • До появления дисков формата CD-R и CD-RW одним из главных конкурентных преимуществом кассет была возможность многократной перезаписи.

Естественно, существуют и не менее значительные недостатки, к которым можно отнести следующие факторы.

  • Чувствительность к повышению температуры.
  • Сравнительно низкое качество воспроизведения звука. Данный недостаток был практически полностью нивелирован с появлением хромовых моделей, но в то же время выросла их стоимость.
  • Повышенный риск зажевывания пленки. С подобными проблемами, скорее всего, сталкивался каждый, кто пользовался кассетными магнитофонами, плеерами и автомагнитолами. В то же время даже порванную пленку можно было склеить и продолжать использовать устройство. Стоит учесть, что в таких ситуациях часть записи, конечно же, повредится.
  • Описываемые носители рассчитаны только на аудиофайлы, никакой другой формат на них записан быть не может, в отличие от CD и DVD.
  • Проблемы с поиском нужной композиции, который требует определенных временных затрат и соответствующих навыков. Речь в данном случае идет о таком понятии, как механическая перемотка пленки до нужного места. При использовании компакт-диска, МР3-плеера и других современных носителей и устройств этот процесс является максимально простым. Кстати, в плане поиска звуков кассеты уступают даже легендарным винилам, на которых можно без труда визуально определить начало каждой записи.

Устройство

По мере развития кассетной индустрии периодически менялся внешний вид, размеры и конструкция самих устройств. В итоге разработчики смогли найти оптимальный вариант, который стал компромиссным решением с учетом таких важных моментов, как простота конструкции, эксплуатационные качества и, конечно же, доступная для массового потребителя стоимость.

Кстати, в свое время высокий уровень качества был отличительной чертой и главной характеристикой продукции компаний, представляющих на мировом рынке Страну восходящего солнца.

Сейчас с учетом возобновления спроса на аудиокассеты многие пользователи интересуются устройством этого носителя, ставшего настоящей легендой и олицетворяющего целую эпоху. Корпус кассеты может быть прозрачным и через него хорошо будет видно все ее содержимое. Стоит отметить, что функции данной детали сводятся не только к эффективной защите пленки и других элементов от механических повреждений и воздействия пыли. Речь также идет о компенсации вибрационных нагрузок в процессе эксплуатации устройства.

Корпус может быть неразборным, если две его половины жестко крепятся друг к другу путем склеивания. Однако на более молодых моделях ведущих производителей в качестве крепежных элементов применялись маленькие винты или же миниатюрные защелки. Разборный корпус кассеты обеспечивает доступ к ее «внутренностям», что позволяет устранять неисправности.

Конструкция любой аудиокассеты включает в себя следующие составные части.

  • Ракорд – небольшой прозрачный элемент, располагающийся перед пленкой и в некоторых случаях позволяющий производить ее эффективную очистку.
  • Прижимная подушка, расположенная на металлической полоске (пластинке) и отвечающая за равномерное и плотное прилегание пленки к головке магнитофона и другого воспроизводящего устройства.
  • Рифленый вкладыш (как правило, прозрачный), обеспечивающий равномерное наматывание пленки на бобины, понижение шума в процессе эксплуатации кассеты и компенсацию вибраций.
  • Ролики (подающие и принимающие), амортизирующие нагрузки при перемотке.
  • Самый главный элемент, то есть непосредственно сама пленка.
  • Бобинки, на которые наматывается лента, и замки для их фиксации.

Помимо всего перечисленного, следует акцентировать внимание на некоторых элементах корпуса. Речь идет о прорезях, предназначенных для фиксации кассеты в лентопротяжном механизме деки, магнитофона или плеера. Также присутствуют прорези для подвода к пленке воспроизводящей и записывающей головок.

Отдельного внимания заслуживают ниши на корпусе, предотвращающие случайное стирание записей. Получается, что магнитофонная кассета – одновременно продуманный до мелочей и простой механизм.

Обзор типов

Естественно, с развитием индустрии и соответствующих технологий производители начали предлагать потенциальному потребителю разные виды кассет. Их главным отличием была магнитная лента, от которой напрямую зависело качество записи и воспроизведения звука. В итоге на рынке появились 4 типа кассет.

Type I

В данном случае речь идет о применении в процессе производства различных оксидов железа. Кассеты этого типа появились практически с первых дней и активно эксплуатировались до заката индустрии. Они являлись своеобразной «рабочей лошадкой» и использовались как для записи интервью, так и для музыкальных композиций. В последнем случае требовалось качество соответствующего уровня. Исходя из этого разработчикам приходилось искать порой нестандартные решения.

Одним из таковых стало нанесение двойного слоя рабочего покрытия, а также применение различных добавок к оксиду железа.

Type II

В поисках способов максимального повышения качества записи и воспроизведения специалисты DuPont изобрели магнитную ленту, созданную на основе диоксида хрома. Впервые подобные устройства появились в продаже под маркой Basf. После этого создатели технологии продали права на производство фирме Sony. В итоге другие японские производители, в числе которых Maxell, TDK и Fuji, вынуждены были начать активный поиск альтернативных решений. Результатом трудов их специалистов стала пленка, при производстве которой использовались частицы кобальта.

Type III

Данный тип аудиокассет поступал в продажу в 70-х годах и выпускался компанией Sony. Главная особенность пленки заключалась в нанесении на оксид железа слоя оксида хрома. Формула, получившая название FeCr, не оправдала ожиданий, и уже в начале 80-х компакт-кассеты Type III практически полностью исчезли.

Стоит отметить, что в наши дни их можно встретить на некоторых аукционах и распродажах.

Type IV

Добиться выдающихся результатов разработчики смогли за счет нанесения слоя из частиц чистого железа непосредственно на пленку. Однако ленты подобного вида потребовали создания специальных магнитофонных головок. В результате появились новые типы устройств, в число которых вошли аморфные, сендастовые и другие головки для записи и воспроизведения, изготавливаемые из магнитных материалов.

В рамках активного развития кассетной индустрии все компании-производители постоянно работали над созданием новых составов и способов их нанесения. Однако труд разработчиков регулировался существующими стандартами. С учетом всех нюансов на устройствах воспроизведения и записи появились специальные регуляторы и опция «Fine BIAS tuning». Позже оборудование оснащалось полноценными системами калибровки, позволяющими в ручном или же автоматическом режиме изменить настройки с учетом типа магнитной ленты.

Лучшие производители

В последнее время все чаще можно услышать о возрождении эры виниловых пластинок. Параллельно наблюдается рост интереса и к магнитофонным аудиокассетам. При этом стоит отметить, что увеличивается спрос на подобные изделия. Пользователей интересуют как б/у, так и новые устройства.

Сейчас на различных тематических сайтах можно без особого труда найти объявления о продаже кассет таких легендарных марок, как Sony, Basf, Maxell, Denon и, конечно же, TDK. Продукция именно этих брендов пользовалась в свое время поистине рекордной популярностью.

Данные марки стали своеобразным олицетворением целой эпохи и ассоциировались у многих людей с эталоном качества звука.

Естественно, на сегодняшний день выпуск компакт-кассет упомянутых брендов уже прекращен. Однако это не означает, что производство полностью остановлено и эти легендарные носители окончательно стали историей музыкальной индустрии. На данный момент их продолжает выпускать основанная в свое время в Спрингфилде (штат Миссури, США) Национальная аудиокомпания (NAC). Невзирая на все достижения прогресса, на свет появляются как чистые аудиокассеты, так и с уже записанными музыкальными композициями.

В 2014 году NAC смогла реализовать около 10 миллионов единиц своей продукции. Однако в октябре текущего года производитель объявил о временной остановке работы.

Причиной подобного решения стала банальная нехватка сырья (гамма-оксида железа), обусловленная резким увеличением спроса.

Особенности ухода

Как в ситуации с любыми устройствами, грамотное обращение с аудиокассетами позволит максимально продлить срок их эксплуатации. Это касается как их непосредственного использования, так ухода и хранения. Например, кассеты настоятельно рекомендуется содержать в чехлах (подкассетниках) и поместив в специальную стойку (подставку).

Крайне нежелательно оставлять носитель в устройстве воспроизведения. Это может негативно отразиться на самой кассете и даже магнитофоне. Также следует избегать длительного воздействия на устройство прямых солнечных лучей.

Следует помнить, что высокая температура аудиокассетам противопоказана.

      Продлить жизнь кассетам помогут следующие рекомендации.

      • Перед использованием необходимо убедиться в том, что этикетка на кассете хорошо держится.
      • Следует избегать контактов с магнитной лентой.
      • Устройство должно находиться на максимальном расстоянии от электродвигателей, динамиков, трансформаторов и других магнитных предметов. Кстати, это касается и самих магнитофонов.
      • По возможности рекомендуется избегать частой и длительной перемотки ленты, которая негативно отражается на ее состоянии, и, следовательно, на качестве звука.
      • Необходимо регулярно и тщательно чистить магнитную головку, ролики и вал с применением специальных растворов. При этом важно не использовать смазку при обработке элементов, контактирующих с пленкой.
      • Постоянно следует контролировать состояние ленты. Особое внимание уделяется плотности ее намотки на катушки (бобинки). Подмотать ее можно при помощи обычного карандаша.

      Помимо всего перечисленного, требуется позаботиться о надлежащем хранении магнитофонных кассет. Следует помнить о пагубном влиянии на них ультрафиолета, пыли и влаги. При грамотном подходе к эксплуатации подобных носителей они прослужат долгие годы.

      О том, как производят аудиокассеты, смотрите далее.

      1 комментарий
      Дмитрий 22.10.2020 19:15
      0

      Эх, ностальгия... =)

      Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.