Все, что нужно знать о хомутах

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Сферы применения
  3. Обзор видов
  4. Материалы
  5. Размеры
  6. Нюансы выбора
  7. Необходимые инструменты
  8. Особенности установки

Все, что нужно знать о хомутах рядовому потребителю, — можно выяснить из этой статьи. Тут есть основные сведения о винтовых и зажимных, о пластмассовых, усиливающих быстросъемных и других видах. Очень важную роль играет четкое представление о хомутах Х1, Х7, Х51 и других размеров, присутствующих на рынке.

Что это такое?

Рассказ про хомуты очень полезно начать с отражения их сути. Многие люди понимают ее упрощенно, просто как «способ что-то закрепить». Появились подобные приспособления около полувека назад — и сразу потеснили традиционные сварочные соединения. Они оказались существенно практичнее и удобнее, монтаж занимает намного меньше времени, чем при манипуляциях со сварочными аппаратами. В отношении хомутов действует ГОСТ 24137-80, который относится к деталям, соединяющим трубопроводы, а также ГОСТ 28191-89, описывающий зажимные приспособления для рукавов; оба стандарта регламентируют габариты и конструктивные особенности.

Сферы применения

Хомуты могут применяться в самых разнообразных сферах. Довольно распространенный вариант — специальные стяжки для проводов и кабелей различного вида. Купить подобные изделия можно очень просто — они продаются в любом крупном супермаркете электроники или бытовых товаров. Но хомутами применяют еще и:

  • для канализационной трубы (он бывает металлическим или пластмассовым);

  • при прокладке газопроводов;

  • при создании водопроводов и отопительных сетей;

  • при организации технологических коммуникаций;

  • для заземления металлорукава (обычно с зажимным винтом).

Обзор видов

Исторически самые первые хомуты были лошадиными, и без них не обходились кавалеристы и извозчики, фермеры и кучера, профессиональные наездники. Сегодня увидеть такое изделие практически невозможно. Но взамен появилось большое количество других типов хомутов. Как и прежде, их главной функцией является надежная фиксация различных предметов. Пора познакомиться с некоторыми из них.

По конструкции

Ушными принято называть неразборные бесступенчатые крепежные приспособления. Такие изделия соединяют шланги, по которым идет вода либо воздух. Размер не может изменяться произвольно. Все подобные монтажные элементы одноразовые, и крепить их на положенное место помогают специальные клещи. Стоит также учесть и возможности пружинных хомутов.

Подобное исполнение рекомендовано для эластичных соединений водопроводных и отопительных сетей, для крепления отдельных труб такого профиля. Еще его можно увидеть в автомобилях, в системах вентиляции и кондиционирования. Хомут с меняющимся размером используется:

  • в сантехнической сфере;

  • для толстостенных рукавов;

  • для крупных шлангов;

  • для промышленных нужд.

По типу крепления

Тут все очень просто и предсказуемо. Немалая часть хомутов рассчитывается на жесткую фиксацию. Присоединяемое изделие (труба или что-то иное) окажется полностью неподвижно. Обжимные скобы плотно удерживаются болтами. Подобные приспособления нужны на изгибах и на разветвляющихся участках трубопроводов.

Встречаются и хомуты подвижного монтажа. Их применяют главным образом в отопительных системах и на контурах горячего водоснабжения. Гибкое изменение размеров позволяет компенсировать движения и нагрузки, возникающие из-за теплового расширения. Что немаловажно, на общей надежности изделий такая конструкция почти не отражается. Гидравлические магистрали зато прослужат гораздо дольше при любых нормальных условиях.

Но, кроме классификации по видам крепления и конструкции, есть еще одна важная градация — по типу назначения. И тут сразу стоит сказать о подседельных моделях. Их используют, вопреки очевидности, отнюдь не всадники, а велосипедисты. Независимо от конкретной марки велосипеда устройство в целом довольно близко. Лишь изредка изготовители вводят оригинальные инновации в состав своих продуктов.

Но иногда наряду с универсальными конструкциями применяются варианты, оптимизированные под рамы с усиленными аэродинамическими характеристиками. Также можно встретить крепежи из карбона (максимально облегченные) и изделия для дополнительной установки багажников и кофров. Что касается быстросъемных хомутов, то они по большей части предназначены для работы с вентиляционными коммуникациями. Главный конструкционный элемент – чаще всего из стали.

Усиливающий тип предназначен в первую очередь для канализационных сетей, подвергающихся высокой нагрузке. С помощью таких хомутов можно надежно застраховаться от роста давления в системе. Переносимое давление определяется диаметром изделия. Винтовой вариант призван крепить шланги к штуцерам. Иногда его применяют также для починки труб без использования сварочного аппарата; важной чертой оказывается двухсторонний зажим, который равномернее, чем прилагаемое с одной стороны усилие.

Чаще всего применяют модели с резиновым уплотнителем, задача которого — предотвращать повреждения обрабатываемой трубы, шланга и иных предметов. Все части, делающиеся из металла, покрывают слоем цинка, чтобы защитить от коррозии. Для заземления трубопроводов предпочтительнее оказывается зажимной хомут. В некоторых случаях его берут, чтобы чинить коммуникации.

И даже столь широкое разнообразие модификаций еще не исчерпывает всего возможного ассортимента. Так, хомутами нередко пользуются, чтобы собирать строительные леса. Они делятся на:

  • поворотный;

  • неповоротный;

  • стыковочный;

  • специальный подтипы.

Если возникает необходимость прокладывать провода и кабели, то особых альтернатив липучкам просто нет. Все такие модификации поставляются с мягкими застежками. С помощью этих многоразовых приспособлений легко будет собрать кабели в жгуты либо прикрепить их к кронштейнам, органайзерам. Развертывание кабельных линий связи существенно упрощается. Если же нужно прикрепить трубу на стену или на пол, гораздо предпочтительнее оказывается конструкция с гайкой.

Ее же применяют при установке трубопроводов на потолках. Чтобы подключиться к трубопроводу, находящемуся под давлением, часто рекомендуют использовать врезной тип хомута. Он отличается повышенной надежностью даже при солидной нагрузке. В некоторых моделях предусматривается фланцевый выход. Внешнее сечение обслуживаемой им трубы может составлять 10—122,4 см, а рабочее давление достигает иногда 16 бар.

Отдельного внимания заслуживают П-образные хомуты, которые иногда еще именуют болтами-скобами. Такие изделия имеют обычно резьбу от М6 до М10, используются в монтажных и такелажных работах. На них подвешивают балки, квадратные или прямоугольные трубы. Фиксация производится с помощью гаек и шайб. Во многих случаях применяют и быстроразъемные соединительные хомуты.

Они совершенно безопасны и выручают там, где критически важна долговременная надежность создаваемых соединений. Речь идет о фильтрующих или заправочных системах на технических коммуникациях прежде всего. Так как соединение разбирается легко, проблем с очисткой, требующейся очень часто в той же пищевой отрасли, не возникает. Стоит еще обратить внимание и на маркировочный вариант хомута. Точнее говоря, маркировочную функцию выполняют присоединяемые к таким конструкциям бирки разнообразных видов. Поставкой изделий с маркировочной площадкой занимаются многие компании.

В завершение полезно указать на еще два ключевых вида таких элементов. Хомуты с защелкой иногда имеют головку с двойным замком и закрепляются зубчатым механизмом внутри. Изделия для прикрепления труб к горизонтальным и вертикальным поверхностям часто поставляются со шпилькой. Многие ведущие производители делают такую продукцию с расчетом на интенсивное облучение ультрафиолетом.

Материалы

Пластмассовый хомут применяют там, где нужна гибкость, а нагрузки находятся на среднем уровне. Прямые солнечные лучи вредны для такого материала. Тепловой диапазон – от -10 до + 60 градусов. Но вблизи критических температурных точек надежность не гарантирована. Конструкции из нержавеющих сталей прочны, сравнительно пластичны и могут выдерживать существенную нагрузку.

Точные параметры определяются видом металла, его толщиной и форматом замка. Поскольку даже лучшая сталь может быть подвержена коррозии, рекомендовано использование оцинкованных материалов. Что касается медных хомутов, то это обычно силовые одноболтовые модели. Строго говоря, основной конструкционный материал — все равно сталь, а медь присутствует лишь в поверхностном слое.

Изделия с резиновой прокладкой применяют там, где нужна стабильная и надежная система крепления, не причиняющая ущерба прикрепляемым материалам и конструкциям.

Размеры

Сетка габаритов примерно такова:

  • Х1 — 230х240х75;

  • Х7 — 230х245х70;

  • Х8 — 230х285х80;

  • Х42 — 215х240х75;

  • Х10 — 190х220х75;

  • Х51 — по индивидуальному заказу.

Нюансы выбора

Конечно же, в любом случае нержавеющий хомут привлекательнее сделанного из черного металла. Однако этим соображением ограничиваться нельзя. Соединения на основе шплинтов считаются устаревшими и могут сильно повредить присоединяемые изделия. Винтовые конструкции не позволяют обеспечить особо точную, полноценную стяжку. Червячный вариант еще сильнее, а наиболее стабильны конструкции без сквозных засечек.

Необходимые инструменты

Для работы потребуются:

  • рулетка строительная;

  • дрель бытовая;

  • карандаш (лучше маркер);

  • отвертка;

  • молоток.

При работе с автомобилями очень важны щипцы для снятия пружинных или ленточных хомутов. Они позволяют работать, к примеру, с патрубками охладительных систем. В качестве инструмента для зажима профессионалы часто применяют клещи с фиксатором. У таких конструкций обязательно должно быть минимальное усилие на сжатие (позволяющее работать одной рукой), также непременна совместимость со всеми размерами крепежей.

Что касается приспособления для затяжки проволочных хомутов, то его обычно не покупают отдельно, а изготавливают собственными руками из профильных труб в сочетании со стальным прутком или шпилькой.

Особенности установки

Рассчитывать число устанавливаемых хомутов можно как по чертежу, так и «на глаз» непосредственно на месте. В намеченных местах оставляются специальные знаки. В точности по разметке сверлят отверстия, которые должны соответствовать используемому крепежу. Хомуты фиксируют сначала к опоре и только после этого — к удерживаемому предмету. Фиксация производится строго тем методом, который конструктивно оптимален для конкретного хомутного узла.

Червячные хомуты применяют главным образом с целью герметизировать пневматические и гидравлические магистрали. В состав конструкции изначально входит винт либо болт для затяжки. В сочетании со специальной лентой метиз составляет бесступенчатую плоскость. Она позволит равномерно затянуть трубу и загерметизировать стыки.

Головки винта бывают разнообразными: шестигранными, с буртиком, со шлицевым или крестообразным пазом. Рабочий инструмент подбирают соответственно. Когда винт крутится, корпус попадает в зацепы. Потому он будет надежно держаться на стяжке. Червячные хомуты можно ставить и убирать не менее 50 раз.

Что касается сантехнических изделий, то их закручивают с использованием гаек и болтов шестигранной формы. Пластиковый хомут для сантехники, хотя и уступает по крепости стальному аналогу, стоит дешевле и оптимально комбинируется с трубой из ПВХ. Металлический хомут с одним гнездом для крепления подходит лишь под определенные габариты трубы. При наличии двух креплений можно будет адаптировать изделие к разнокалиберным трубам. Сантехнические крепежи после установки в «ушки» обычно стягивают ключами.

Подробнее смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.