Подъемные гаражные ворота: тонкости механизма и изготовления

Содержание
  1. Особенности
  2. Принцип работы
  3. Виды
  4. Стандартные размеры
  5. Советы по выбору
  6. Монтаж
  7. Удачные примеры и варианты

Существует много типов гаражных ворот, которые обладают надежностью и комфортом во время эксплуатации. Наиболее примечательны среди них подъемные (откидные) конструкции, которые во время открытия поднимаются к потолку помещения. Такие ворота обладают рядом преимуществ.

Особенности

Подъемные ворота завоевывают все большую популярность среди автолюбителей. Они не занимают площадь перед гаражом, что бывает часто очень актуально в условиях мегаполиса.

    Подъемные ворота имеют преимущества:

    • створка поднимается вертикально во время открытия;
    • ворота гаража прочны, взломать их – непростая задача;
    • во время подъема створки механизм работает бесшумно;
    • такой тип ворот прост при монтаже, не надо отливать фундамент для направляющих, ставить роликовые механизмы;
    • не требуется наличие бокового пространства, тогда как при устройстве откатных ворот оно необходимо;
    • стоимость подъемных ворот невысокая – это тоже немаловажный фактор.

    Изготовить подъемные ворота самостоятельно – задача вполне посильная для человека, у которого есть навык обращения с инструментом. Также можно приобрести уже готовый комплект подъемных ворот, на рынке представлено большое количество предложений от разных производителей.

    Перед началом работ по их установке следует провести подготовку:

    • познакомиться с особенностями подъемных гаражных ворот;
    • сделать чертеж;
    • рассчитать количество материала;
    • подготовить в гараже место, где будет расположена конструкция.

    Рекомендуется заранее учесть и выбрать нужный вариант. Обшиваются подъемные ворота профлистом, фанерой или пластиком, между слоями прокладывается утеплитель ПВХ или техническая вата, в створке нередко делается калитка.

      Вертикальная подъемная конструкция делится на два типа:

      1. Подъемно-секционная. Полотно компонуется из нескольких блоков, между собой они крепятся жесткой рамой. Поднимаясь вверх, они изгибаются и собираются.
      2. Поворотно-подъемные ворота. В этом случае полотно поднимается вверх по изогнутой траектории.

      Преимущества первого варианта:

      • можно использовать в помещениях с любыми дверями;
      • технология монтажа несложная;
      • перед гаражом не требуется дополнительного пространства;
      • есть возможность задействовать «мертвое» пространство под крышей;
      • створка – это цельная конструкция, что положительно влияет на фактор безопасности;
      • гараж зимой будет теплым без дополнительного обогрева, если дверь правильно утеплить;
      • подъемные ворота можно монтировать в двойных и одинарных боксах;
      • можно дополнить конструкцию автоматикой.

      Конструктивных недостатков у подъемных ворот немного, но они есть:

      • в случае повреждения полотна створки, необходимо будет менять ее полностью;
      • ворота могут быть только квадратной или прямоугольной конфигурации;
      • при монтаже утеплителя увеличивается вес изделия, значительная нагрузка приходится на механические узлы, что приводит к их износу.

      Принцип работы

      Главным элементами подъемных ворот являются:

      1. рама;
      2. направляющие;
      3. механизм подъема.

      Конструкция может быть как автоматической и открываться с использованием пульта управления, так и ручной, когда циклы открывания/закрывания реализуется в ручном режиме.

      Существует два вида подъемных ворот:

      1. секционные;
      2. поворотно-подъемные.

      В обоих случаях ворота не выходят за пределы помещения, когда они открыты.Секционный вид делается из продольных металлических конструкций, ширина их не превышает 50 см, крепятся они с использованием шарниров.

      Механизм базируется на принципе, где каждая секция совершает движение в двух плоскостях:

      • сначала створка идет вверх по вертикальному креплению;
      • затем она движется по горизонтальной плоскости по специальным направляющим, расположенные под потолком.

      Ворота поворотно подъемного типа – это целостная четырехугольная конструкция, в которой створка, поворачиваясь, подтягивается вверх, двигаясь по специальным полозьям.

      Когда ворота открыты, створка расположена под крышей параллельно земле.

      После монтажа перед началом работы следует отрегулировать пружины. Усилия при открывании ворот должны быть минимальны. Подобный фактор будет хорошей гарантией, что механизм будет работать долго.

      После окончания основных работ можно установить дополнительные устройства:

      1. электрический привод;
      2. механизм против взлома.

        Собирая конструкцию, важно следить за тем, чтобы:

        • направляющие были точно расположены по линии горизонта, в противном случае автоматика будет давать сбои;
        • минимальное трение должно возникать лишь от функционирования шарнирных узлов;
        • регулирование пружины делается с помощью накручивания гайки либо изменением местоположения самой пружины;
        • при использовании противовесов обязательно следует закрепить страховочные рейки, которые можно регулировать;
        • чтобы ворота неожиданно не падали, следует применять храповые муфты.

        Подъемный механизм может быть нескольких видов:

        • Пружинно-рычажный. Ворота, в которых присутствует подобное устройство, имеют наибольшее признание среди автолюбителей. В работе такой механизм безотказен, он обладает превосходными показателями быстроподъемности. При настройке требуется правильно регулировать пружины и правильно располагать направляющие.
        • Подъемно-лебедочный. Створки часто утеплеяют технической ватой. С внешней стороны монтируют металлический профиль, который дополнительно обшивают пластиком или фанерой.

        Нередко створка при таких обстоятельствах становится тяжелой. Дополнительно ставится лебедка с противовесом, который крепится к другому краю.

        Виды

        Секционные вертикальные ворота пользуются большим спросом. Полотно в них составляется из нескольких блоков, которые соединяются между собой петлями на шарнирах. Каждая панель бывает шириной не более 50 см. Во время открытия секции, образуя дугу, смещаются.

        Бывает два вида секционных ворот:

        1. для гаражей;
        2. промышленного предназначения.

        Преимущество такой конструкции:

        • безотказность в работе;
        • простота;
        • удобство в эксплуатации;
        • резистентность к механическим повреждениям.

        На рынке представлен большой выбор секционных ворот разных форматов. Проще купить готовый комплект, так как сделать подобное изделия своими руками – задача сложная.

        Схема функционирования секционных ворот довольно проста: секции соединяются друг с другом петлями, которые передвигаются вверх по особым шинам. Между двумя прослойками закладывается утеплитель из ПВХ или минеральной ваты, внешняя поверхность обшивается профлистом. Толщина панелей – порядка 4 см, чего вполне достаточно, чтобы гараж в холодное время года был теплым.

        Преимущества:

        • экономия площади;
        • эстетическая привлекательность;
        • надежность;
        • экономическая целесообразность.

        Секционные ворота дифференцируются также по типу подъема:

        • обычный – это самый распространенный вид ворот;
        • низкий – монтируется такой вид ворот с небольшим размером притолоки;
        • высокий – дает возможность экономить пространство в районе притолоки;
        • наклонный – горизонтальные направляющие имеют такой же угол наклона, что и потолок.

        Вертикальный подъем – это когда ворота вертикально двигаются вдоль стены. Пружинные растяжения – секционные ворота в этом случае спроектированы под притолоку 10 см и являются самыми маленькими. В подъемном механизме присутствует специальная пружина (торсионная или простая), которая дает возможность найти оптимальный режим, необходимый для закрытия и открытия.

        Управление механизмом возможно на расстоянии с помощью пульта. Сэндвич-панели соединяются между собой специальными замками, что позволяет конструкции быть монолитной.

        Большую популярность получили откидные ворота. Этот вид ворот позволяет избежать «невидимой зоны» при выезде из гаража, нередко этот фактор является причиной аварий.

        Когда нет распашных створок, обзор гораздо больше. Достоинства откидных ворот:

        1. стоят недорого;
        2. просты в эксплуатации.

        Ворота собираются из двух рам, которые закрывают дверной проем. Присутствует главная опора, на которую прикрепляются направляющие. При работе главная часть движется на подшипниках вверх до тех пор, пока не окажется в районе горизонтальных балок. При этом активно бывают задействованы компенсационные пружины или противовесы.

        Жалюзийные конструкции встречаются в самых разнообразных вариантах. Принцип устройства несложен: гибкая сматывающаяся завеса во время работы накручивается на специальный вал, он находится в области перемычки.

        Конец гибкого полотна фиксируется на валу. Во время открывания непрерывно увеличивается рулон из слоев завесы, которые плотно ложатся один на другой.

        Достоинства:

        • стоят недорого;
        • имеют небольшой вес;
        • потребляют минимальное количество энергии.

        Из недостатков можно отметить, что витки полотна, находясь в рулоне, трутся друг о друга, микрочастицы оказывают нежелательное механическое воздействие на слой покрытия.

        Подобный узел обладает достоинством: когда длина в рычагах консолей самая большая, приводное напряжение позволительно слегка ослабить.

        В период открывания действенное плечо становится короче, полотно заходит в центральную часть ворот. Этим фактором объясняется, почему энергозатраты минимальны. Заметно снижаются нагрузки на сам электропривод, что способствует его надежному функционированию и долговечности. Еще одно положительное качество заключается в том, что скорость движения таких ворот высока.

        Нередко вместо металлического каркаса делают раму из брусьев, обработанных специальной антисептической грунтовкой. Устройство деревянного каркаса будет стоить дешевле, по устойчивости и надежности он будет мало отличаться от металлического.

        В вертикальные ворота часто врезается дверь, технически сделать это просто. Складывающиеся ворота, к сожалению, оборудовать дверью не представляется возможным.

        Стандартные размеры

        Прежде чем начинать закупать материалы и готовить место для будущей конструкции, следует нарисовать схему – чертеж. Самое важное – определиться с базовыми размерами подъемных ворот.

        Стандартные размеры варьируются:

        • от 2450 мм до 2800 мм в ширину;
        • от 1900 мм до 2200 мм в высоту.

        Каждый гараж имеет свои особенности, с точными размерами потребуется определяться на месте. Очень важно понять, из какого материала будет изготовлено полотно и каркас ворот.

          В первую очередь, на изготовление ворот потребуются:

          • бруски 100 х 80 мм и бруски 110 х 110 мм для потолка;
          • арматура, чтобы закрепить каркас;
          • уголки 60 х 60 х 4 мм, чтобы укрепить раму;
          • уголки для изготовления рельс 40х40 мм;
          • швеллер 80х40 мм;
          • пружина диаметром 35 мм;
          • арматура 10 мм;
          • полотно, чтобы изготовить створки;
          • автоматический привод.

          Конструкция автоматического привода несложная, сделать ее можно самостоятельно, также подобное устройство можно найти на рынке, зная, какая будет ширина, высота будущего гаража, а также примерный список материалов, которые потребуются.

          Несложно также высчитать ориентировочную сумму денег, которая будет необходима для реализации проекта. В процессе работ сумма может корректироваться, но если план составлен правильно, то она будет незначительной (не более 10%).

          Из инструментов для монтажа ворот потребуются:

          • болгарка;
          • дрель;
          • сварочный аппарат;
          • двухметровый уровень;
          • водяной уровень;
          • разводные ключи.

          Советы по выбору

          Можно взять готовые чертежи, это значительно сократит расходы на разработку собственного проекта. Есть различные план-схемы, в том числе от известных во всем мире производителей.

          В последнее время пользуются большим спросом ворота с калиткой, а также автоматические подъемные ворота. Комплекты и фурнитуру к автоматическим воротам можно купить в интернет- или обычном магазине. Регулировка блока управления не представляет никакой сложности, ее можно провести самостоятельно.

          Следует при покупке обратить пристальное внимание на такие детали:

          1. Направляющие должны иметь такое же сечение, как в чертеже. Важен также промежуток между подшипниками и направляющими, он тоже должен соответствовать стандартам.
          2. Важно обращать внимание на шарнирные соединения. Все узлы конструкции должны свободно двигаться в точке перехода от вертикального направления открывания на горизонтальное.

          В точках сгибов сегмента полотна непременно присутствует защитный уплотнитель. Он выполняет несколько полезных функций:

          • обеспечивает целостность ворот;
          • предохраняет от попадания в зазор пальцев или краев одежды.

          Внизу ворот следует прикрепить синтетический уплотнитель, чтобы полотно не примерзало. Важно рассчитать толщину панелей, она должна быть оптимальной.

          Если возникла потребность поставить электрическую лебедку, следует правильно рассчитать:

          • необходимое усилие;
          • мощность электродвигателя;
          • передаточное число редуктора.

          Следует обратить пристальное внимание на замки и ручки, они должны быть качественные. Пульт управления также должен быть герметичным и выдерживать механические нагрузки.

          Въездные подъемные ворота можно сделать самостоятельно, при этом сэкономить существенную сумму, но при этом рекомендуется следовать всем технологическим предписаниям. У рулонных ворот толщина полос должна быть не меньше двух сантиметров. Ширина таких ворот допустима не более пяти метров.

          Оптимальную высоту проема следует делать больше на 30 сантиметров верхней точки крыши авто. Притолока и заплечники располагаются в одной плоскости. Притолока может быть величиной от 30 до 50 см, заплечники – более 10 см.

          Для внешней обшивки иногда используют алюминий. Вес этого металла в три раза меньше, чем железа, нагрузка на привод будет заметно меньше. Стальные листы имеет смысл использовать, где большая интенсивная проходимость автотранспорта. В сэндвич-панелях позволительно использовать специальные металлические профили, которые не поддаются взлому. Стальные детали не должны быть толщиной меньше двух миллиметров, их следует покрывать цинком.

          Автоматику лучше приобретать от известного производителя, так как сделать собственными руками подобный узел сложно. Привод, пульт управления, кодовый замок – все это лучше покупать у одного производителя, иначе есть риск несовместимости узлов. Привод рекомендуется приобретать большей мощности, в противном случае увеличивается риск его поломки. Следует внимательно изучить маркировки подшипников. На них проставляют вес, который способна выдержать данная деталь.

          Торсионный барабан должен быть сделан обязательно из высокопрочного алюминия. Следует укрепить металлическими уголками притолоки и пристенки, а также сам проем. Перепад уровня пола в гараже допустим не более 5 мм. В краях проема монтируются шины, они заходят под перекрытие. По данным узлам будут перемещаться секции.

          Во время работы следует соблюдать технику безопасности, использовать очки, перчатки, строительные каски.

          Размеры проема замеряются в нескольких точках по ширине и высоте, по первому параметру берется обычно максимальное значение, а по высоте – минимальное. Размер рамы соответствует параметрам проема. Если понадобится соединить детали кронштейнами, то профили запиливаются под углом в 90 градусов.

          Перфорированные профили укрепляются в обязательном порядке планками. При таких обстоятельствах перемычки и направляющие подрезаются таким образом, чтобы оставался небольшой кончик, он потребуется для фиксации деталей.

          Рама выставляется с применением отвеса. После того, как конструкция соответствует необходимому уровню, она закрепляется. Вертикальные направляющие фиксируются с применением кронштейнов. Разумно использовать мобильную фиксацию, чтобы деталь можно было скорректировать в нужном положении. Горизонтальные направляющие вставляют в угловые закладные и фиксируют.

          Чтобы размеры упаковки были меньше, вертикальные рейки разделяют иногда надвое. Детали между собой соединяют с помощью уголка. В месте монтажа угловой рейкой не должно быть перепадов между металлопрофилем, в противном случае возможно заклинивание роликов.

          Есть два типа узлов для балансировки:

          1. торсионный вал;
          2. пружина для натяжения.

          Работают они по одному и тому же принципу, только место расположения у них разное.

          Автоматический механизм с навальным приводом имеет большую мощность, он может работать с тяжелыми воротами. Автоматика в этом случае снабжается цепным механизмом.

          Для подъемного узла позволительно использовать сигнализацию для авто. Приводом может послужить реверсная лебедка. Она работает от сети 220 вольт и поднять ворота в 125 кг она в состоянии.

          Внешняя покраска ворот может быть довольно простой. Например, монохромный серый колер очень подходит для такого рода конструкций.

          Следует делать ворота минимально возможных размеров. Компактные створки более устойчивы, отчего заметно уменьшается возможность блокировки.

          Монтаж

          Перед монтажом ворот необходимо провести косметический ремонт гаража – выровнять поверхность стен и потолка, чтобы направляющие не имели каких-либо отклонений.

          Рама должна входить на пару сантиметров в пол, при этом большого значения не имеет, самодельные это будут ворота или заводского изготовления. Бетонную заливку стяжки можно делать, когда она будет закреплена вертикально.

          После компоновки щита его тестируют: ставят на готовые складные направляющие и проверяют работу.

          Окончание работ венчается монтажом фурнитуры:

          • ручки;
          • замки;
          • щеколды.

          Правильная установка фурнитуры очень важна, от нее во многом зависит, насколько долго будут служить ворота. Часто ручки делают как с внешней стороны, так и с внутренней, что повышает функциональные возможности дверей.

          Всю эту работу можно сделать самому, в том числе правильно отрегулировать механизм подъема. Если ворота приобретены в магазине, то рекомендуется внимательно изучить информацию, которую можно найти в инструкции.

          При наличии в полотне ворот калитки обязательно следует ставить щеколду. Нелишними будут и замки, если гараж находится не на территории домовладения.

          Внешняя отделка – это грунтовка и покраска. Ее этапы можно разделить следующим образом:

          • подготовка и сбор рамы;
          • установка роликов;
          • монтаж створки;
          • монтаж фурнитуры.

          Рама принимает на себя львиную долю всех нагрузок, поэтому ее надо делать в первую очередь. Бруски стоят недорого, рама из брусков может равноценно заменить раму металлическую. Это будет экономичный вариант, но если все делать правильно, то принцип работы и прочность конструкции не пострадают.

          Делается это следующим образом:

          • Плоскость, на которой происходит монтаж, должна быть идеально ровной. Чтобы не возникало перекосов, на нее кладутся подготовленные бруски.
          • В точках соединения используются металлические уголки, которые крепятся саморезами.
          • Нижняя часть бруса погружается в пол не менее чем на два сантиметра.
          • После завершения монтажных работ начинается тестирование. Коробка помещается в проем ворот, проверяется с помощью уровня (по вертикали и горизонтали) положение конструкции.

          Если вопросов не возникает, то рама закрепляется арматурой, ее длина может быть сантиметров 25. На один погонный метр приходится одно подобное крепление.

          Затем в районе потолка параллельно горизонту ставятся направляющие. Завершив установку рамы, можно монтировать крепления для роликов.

          Рельс закрепляются болтами диаметром в 1 см. Важно отметить, что в процессе монтажа постоянно следует применять уровень. По краям рельса монтируются в пазах фиксаторы, которые позволяют контролировать движение ворот.

          Полотно может изготавливаться из самых разных материалов. Часто ворота обшивают прочным пластиком или листами нержавейки. Утеплитель, который находится между листами, эффективно снижает теплопотери.

          Автоматика в подъемных воротах не может работать без подключения хорошего двигателя. Благодаря его работе происходит оперативное открывание и закрывание ворот. Автоматические механизмы должны иметь механизмы самоблокировки, которые не позволят открыть ворота, если отсутствует электропитание. Такие устройства достаточно прочны и надежны.

          Удачные примеры и варианты

          На рынке присутствует несколько моделей ворот, которые качественно сделаны и стоят недорого. Рекомендуется пристальное внимание обратить на автоматические уличные ворота «Alutech Classic», предназначенные для гаража высотой до 3100 мм и шириной до 6100 мм. Самая большая площадь перекрываемого проема составляет 17,9 квадратных метров. Торсионные пружины рассчитаны на 25 000 циклов.

          Секционные быстроподъемные конструкции, в которых рама сделана из экстрадированных алюминиевых профилей, бывают с двойными акриловыми вставками – это лучший выбор для частных домовладений.

          Изделия Alutech производства Республики Беларусь обладают такими преимуществами:

          • приятный внешний вид;
          • простой принцип действия;
          • качество и надежность в работе;
          • нарушение работы пружины не грозит падением полотна;
          • все детали хорошо подогнаны;
          • ворота можно поставить в любой проем на улице.

          Автоматические ворота «Alutech Classic» имеют толщину панелей 4,5 см. Ворота работают бесшумно. Они безопасные и стоят недорого, но, тем не менее, по качеству изготовления их можно назвать элитными.

          Присутствует защита от попадания влаги по всему периметру благодаря уплотнителям из специального EPDM эластичного материала, который сохраняет свои свойства даже при температуре -30 градусов по Цельсию.

          Есть встроенная калитка (высота 1970 мм, ширина 925 мм), которая позволяет входить в помещение, не открывая главную створку. Также имеется блок для ручного подъема.

          Более подробно о конструкции подъемных гаражных ворот рассказывается в следующем видео.

          Комментариев нет
          Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.