Особенности засовов для распашных ворот

Содержание
  1. Обзор видов
  2. Советы по выбору
  3. Как сделать своими руками?

Двухстворчатые ворота незаменимы для гаражей или как часть ограды частных домов – с ними никакие воры и грабители не страшны. В каждом случае важным элементом является запирание створок – для этого используют специальные засовы, задвижки или щеколды. Для разных ситуаций существуют различные механизмы фиксации дверей, которые позволяют прочно замкнуть ворота. В этой статье мы подробнее рассмотрим виды засовов, а также опишем пошаговую инструкцию по собственноручному созданию засова.

Обзор видов

Производители создают широкий ассортимент запорных систем – в хозяйственных магазинах легко найти различные металлические и деревянные варианты моделей. На фабриках при помощи профессионального оборудования изготавливают замки разных видов.

Электромагнитная разновидность – наиболее востребованный защитный механизм в наше время, он функционирует благодаря электрическому магниту и металлической пластине. Когда в механизм подается электроэнергия, магнит прочно держит металлическую пластину, зафиксированную на второй створке ворот. Вскрыть подобный замок грубой физической силой невозможно, ведь мощность электромагнита притягивает пластину с силой, равной 500-600 кг, – конструкция открывается только после применения специального ключа, который останавливает подачу тока.

Установив такой механизм на распашные ворота, вы надежно и надолго защитите свою недвижимость от проникновения посторонних лиц.

У электромагнитной системы есть серьезный недостаток – при отключении электричества магнит перестает работать, и замок открывается. Чтобы этот факт не стал для вас неприятным сюрпризом, будет разумно сразу установить блок, обеспечивающий бесперебойную подачу электричества.

Электромагнитная система защиты устанавливается без применения сварочного аппарата. Корпус механизма достаточно крепкий, чтобы защитить детали конструкции от механических повреждений, ведь он сделан из высокопрочного металлического сплава. Монтаж электромагнитного замка не самый простой, поэтому лучше не пытаться поставить его самостоятельно.

Электромеханический замок отличается принципом работы – он фиксирует ворота при помощи ригеля и засова. Отпирается механизм при помощи специальной панели управления, а в случае отключения электроэнергии створки остаются закрытыми на засов – это является дополнительным уровнем защиты. Во время отсутствия напряжения засов легко открывается ключом.

Выбирая электромеханический замок, необходимо учесть несколько факторов, самые важные из них – это место установки и вес ворот. Если вы планируете замыкать ворота на улице – необходимо выбирать модель с корпусом из нержавеющей стали – это существенно увеличит срок службы конструкции в сравнении с замком из обычного металла.

Также выбор системы защиты зависит от массы створок – вылет ригелей конструкции составляет 2 см, поэтому модель не подходит для ворот с большим весом. К электромеханическому замку всегда прилагается инструкция, в которой указан предельный вес ворот, выдерживаемый ригелями. Но не во всех ситуациях нужен сложный электрический замок – конструкция засова в ряде случаев может быть достаточно простой. Существуют запорные системы, которые многие умельцы легко изготовят и без специального оборудования. Чаще всего это элементарные засовы из дерева, но также и металлические задвижки.

Запорный механизм из древесины применяется для фиксации деревянных ворот. Конструкции из металла имеют более универсальное применение – они крепятся к разным типам поверхности, таким как металл, профиль, дерево, а также комбинированные материалы. Металлическую задвижку для распашных ворот создают при помощи разных технологий, например, для создания декоративной щеколды применяют ковку. Для изготовления кованых задвижек необходимы специальное оборудование и определенные навыки, поэтому такой метод чаще применяют на производстве.

Для самостоятельного создания механизма применяют более простое оборудование, такое как болгарка, дрель и сварочный аппарат. Простые запорные системы делятся на два основных вида: поворотные и задвижные. Рассмотрим подробнее каждый тип конструкции.

Поворотные

Конструкции такого типа называются «шлагбаумами» или «вертушками». Поворотный механизм прост в самостоятельном изготовлении, он эффективен и долговечен. Делают такие приспособления обычно из бруса. Недостатком изделия считают не слишком привлекательный внешний вид, кроме того, в некоторых ситуациях становится тяжело открывать и закрывать запор. Тем не менее существуют особенные дизайны, в которых массивный и грубый «шлагбаум» рассматривается как часть стиля, а не как недостаток.

Существует еще один вид поворотного запора – щеколда, очень легкий в установке и удобный в использовании механизм. Единственное условие для крепления такой конструкции – надежная фиксация одной из сторон ворот, ради чего на одну створку устанавливают нижний вертикальный запор.

Из-за особенностей конструкции щеколда, как правило, монтируется на калитках или дверях.

Задвижные

Механизмы задвижного типа делятся на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальная задвижная система – это шпингалет или простая полосовая конструкция. Монтаж такой задвижки производится на оборотный механизм или раму. У горизонтального запора есть сходство со щеколдой – для его удобного применения необходимо устанавливать добавочный вертикальный затвор.

Задвижки вертикального типа чаще всего крепятся к нижней части обеих створок – такой механизм позволяет зафиксировать ворота в любом из двух состояний. В том случае, когда необходимо замкнуть гараж, устанавливать задвижные вертикальные запоры можно внизу створки или вверху. Единственное условие для такого замка – несгибаемая рама, ведь если полотно прогибается, придется устанавливать задвижки вверху и внизу на каждой створке.

Советы по выбору

Самый важный критерий для выбора запорного механизма – это материал изделия. Для деревянных створок лучше всего использовать «шлагбаум» или «вертушку», ведь громоздкие и сложные замки на деревянной двери совсем неуместны. Если изделие выполнено из профнастила – лучше остановить свой выбор на простых щеколдах или задвижных запорах, ведь их довольно просто монтировать к раме конструкции.

В том случае, когда вам нужен надежный механизм для гаража, устанавливайте электромагнитный замок, но не забывайте о том, что он не работает во время отсутствия тока. Если нет возможности установить систему бесперебойной подачи электроэнергии, лучше отдайте предпочтение электромеханической запорной системе.

Если у вас возник вопрос о том, как лучше поступить – сделать задвижку самостоятельно или купить в магазине, необходимо продумать цель установки. В том случае, когда запор выполняет не только защитную функцию, но и должен стать декоративным элементом – будет разумно приобрести готовую продукцию в магазине.

Самодельные задвижные системы устанавливайте тогда, когда предоставляемый ассортимент фабричных замков не позволяет выбрать идеальный вариант.

Как сделать своими руками?

Легче всего сделать «вертушку», которую дачники часто применяют для запирания хозяйственных помещений с распашными створками. Еще одна причина собственноручно изготовить засов – это то, что «вертушку» не изготавливают на массовом производстве. Технология создания такого засова предельно проста, необходимо лишь следовать пошаговой инструкции.

  • Используйте брус или металлическую полосу определенных габаритов. Оптимальная длина засова – это 2/3 от ширины створки. Такой брус захватит не меньше третьей части каждой половины ворот – это обеспечит надежную фиксацию. Засов из бруса делают толще 5 мм в диаметре, чтобы выдерживал вес ворот.
  • В одной створке необходимо просверлить отверстие для крепежа размером М-10 или М-12. Сквозное отверстие расположите у края ворот – примерно на расстоянии 6-10 см от края. Также необходимо правильно выбрать крепеж – с широкой головкой, а длины должно хватить, чтобы скрепить между собой створку ворот, брус, две шайбы и две гайки.
  • Когда болт вставлен и закреплен первой гайкой, головку необходимо спрятать или сточить ее грани, чтобы метиз невозможно было выкрутить снаружи.
  • В середине засова необходимо сделать сквозное отверстие и надеть брус на болт, после чего закрепить конструкцию второй гайкой.
  • На обеих половинах ворот устанавливаются фиксаторы бруса – на одной створке Г-образный швеллер должен быть повернут вниз, а на другой – вверх.

Такое приспособление практично и надежно, а простота в его изготовлении делает конструкцию востребованной среди любителей создавать все своими руками. Следующим рассмотрим «шлагбаум». Такая система также создается из бруса или металлического швеллера. Для самостоятельного изготовления «шлагбаума» следуйте инструкции.

  • В брусе или полосе проделайте отверстие для метиза размера М-10 или М-12. Место резьбы не посередине, как в случае с «вертушкой» – отступите 6-8 см от одного из краев засова. Обязательно рассчитайте необходимую длину болта, учитывая толщину ворот, самого бруса, двух шайб и двух гаек.
  • Следующий шаг – наметка месторасположения отверстия необходимого диаметра. В отличие от предыдущего случая, в системе «шлагбаум» болт будет нести физическую нагрузку. Чтобы конструкция имела надежное крепление, необходимо установить болт с широкой шляпкой.
  • Чтобы избежать проникновения посторонних лиц на вашу территорию, необходимо спрятать шляпку или сточить ее грани – так ее будет невозможно выкрутить снаружи.
  • Прикрутите к створкам три захвата: первый – рядом с засовом возле края створки, второй – напротив первого, но возле края другой створки, третий – возле дальнего торца засова на второй створке.

Для большей защиты в третьем захвате можно сделать петли для навесного замка.

Существует еще одна примитивная задвижка, легко изготавливаемая самостоятельно, – это сдвижной засов. Раньше такой механизм изготавливали из дерева, но в наше время его все чаще делают из стальных полос. Все, что вам необходимо для создания сдвижного засова – домашний набор инструментов и базовые навыки слесаря.

  • Главный элемент запорной системы – стальная полоса 40х5 см.
  • Принцип действия основан на том, что стальная полоса движется в пазах-направляющих. Эти пазы необходимо приварить к пластине. К пазам варкой или саморезами прикрепляется засов.
  • Когда вы закончили сборку на одной половине ворот, необходимо на второй прикрепить еще один паз, в который будет входить стальная полоса. Именно так и будут надежно фиксироваться распашные ворота.

Задвижной засов можно дополнить петлями для навесного замка – так вы максимально улучшите надежность конструкции. Далее рассмотрим способ самостоятельного монтажа вертикальной задвижки. Засов в данной конструкции – это металлический прут, согнутый в виде буквы Г. Его длина составляет около 70 см, а толщина – 12-14 мм. Рассмотрим подробнее метод создания вертикального запора своими руками.

  • Вначале возьмите фрагменты труб, в которые по диаметру будет свободно входить металлический прут. Затем эти куски приварите к обеим створкам ворот внизу, ближе к краю.
  • В пол гаража или дорожку необходимо поместить еще две части трубы – в них будут вставляться металлические прутья, обеспечивая фиксацию распашных створок.
  • Чтобы пруты не падали на землю, когда вы открываете ворота, необходимо приварить к створкам дополнительные пазы – в них вы будете вставлять изогнутый конец арматуры.

Все перечисленные разновидности запорных механизмов рассчитаны на легкие ворота – они не выдержат слишком большой нагрузки. Для плотного прижатия створок необходимо смонтировать несколько задвижек, а также дополнить их вертикальными запорами.

Есть и другой вариант – сделать «морской контейнер», отличающийся повышенной сложностью сборки, но и усиленной надежностью. «Морской контейнер» ценится за удобство в применении, ведь для открытия замка нет нужды нагибаться и выдвигать засов. Изготовить такой замок самостоятельно довольно просто:

  • на одной из створок приварите в разных местах три фиксатора кольца, оснащенные специальным выступом диаметром 15-16 мм под гладкую трубку: первое кольцо необходимо расположить в 20 см от верха, второе – на середине торца, третье – отступая 20 см от низа;
  • по обе стороны от трубки приделайте крюки;
  • далее необходимо приварить к раме парочку фиксаторов для крюков;
  • проверьте фиксацию замка – когда вы поворачиваете трубку, крюки должны прочно зафиксировать прижимающую створку ворот;
  • для удобства к трубке с крюками можно приварить кусок трубы длиной около 30 см, создавая ручку.

«Морской контейнер» актуален в гаражах, грузовиках и фурах, ведь он прочно и герметично запахивает створки.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.