Фотопленка: какой бывает и как выбрать?
Большинство обывателей скажут, что пленочная фотография окончательно ушла в прошлое, и возиться с пленкой в наши дни могут только закоренелые романтики. Среди фотографов такое мнение далеко не так популярно, скорее, наоборот, профессионалы и заядлые любители до сих пор высоко ценят пленку. Не стоит, конечно, утверждать, что она ничуть не потеряла свои позиции, однако ни один профессионал не скажет, что фотопленка уже окончательно «всё».
Если вы пока только начинаете свой путь в фотографии и пропустили эру массового использования пленки, но хотели бы попробовать поработать с ней, желательно сначала хорошенько разобраться в этом вопросе.
Особенности
В первую очередь стоит определиться, зачем вообще вам фотопленка в век цифровой фотографии. Возиться с ней придется намного больше, нежели с «цифрой» – вы либо должны уметь самостоятельно ее проявлять (и иметь для этого соответствующие условия), либо постоянно сдавать отснятые пленки на проявку, куда-то для этого ездить, платить за это деньги, ждать. Считать кадры, в конце концов. С такими сложностями многих искренне удивляет, почему пленка для фотоаппаратов до сих пор «жива».
Фотографирование на пленку – это разновидность искусства. Это как рисование – появление фотографии ведь не убило ни карандашный рисунок, ни акварель.
Пленочная фотография – не для каждого, это довольно сложный процесс, а значит, автор кадра приближен к профессионалам и испортить картинку не должен. Это хобби и богема одновременно.
Кроме того, есть и чисто практический момент. Дело в том, что многие пленочные камеры от известных производителей делались на века, но с появлением «цифры» стали не нужны своим хозяевам. Теперь они продают фотоаппарат за ненадобностью, а потому за бесценок. При этом сам агрегат может быть профессионального уровня – с таким в свое время ходили топовые фотографы планеты, чьи работы печатались на обложках журналов. Но потомки не хотят возиться с пленкой и отдадут камеру за копейки, чтобы она принесла хоть какую-то пользу.
При этом пленку, в отличие от пленочных фотоаппаратов, все еще продолжают выпускать довольно интенсивно. Для фотографа это гарантия, что он не останется без любимого занятия в ближайшие годы. В зависимости от собственных потребностей он может выбирать не только разные камеры и объективы к ним, но и разную фотопленку, которая различается по составу, текстуре, чувствительности.
Разбираясь в теме, он может получить прекрасные снимки, которые ничуть не будут уступать тем, что отсняты на цифровую фотокамеру, а в плане теплоты и «ламповости» будут даже превосходить конкурентов.
История
Первые фотографии – дагерротипы – появились ближе к концу первой половины позапрошлого века. По сути, с современной фотографией их объединяет только то, что изображение формировала машина, а не человек; процедура занимала несколько часов, а вместо пленки использовалась медная пластинка. Изобретение, каким бы «кривым» оно ни было в нынешнем понимании, быстро завоевало умы человечества, и лучшие инженеры начали искать пути развития технологии. Как результат, появлялись и исчезали альтернативные варианты фотоматериала, делая изображение все более качественным, а процесс – все более быстрым.
Первым изобрел рулонную пленку и фотокамеру к ней поляк Леон Варнерке, но случилось это в России – в Санкт-Петербурге. Технология, представленная им в 1875 году, предполагала использование коллодионной эмульсии, нанесенной на бумагу и закрепленной на ней гуммиарабиком. После проявления эмульсия с полученным изображением переносилась на стекло. В принципе, ту же технологию использовали на протяжении двух-трех десятилетий до этого, вот только эмульсия наносилась сразу на стеклянные фотографические пластинки, которые заряжали в фотоаппарат.
В 1882 году ростовский изобретатель Иван Болдырев предложил некую «смоловидную ленту», которая, по мнению некоторых тогдашних ученых и журналистов, хорошо подходила для фотографии. Автор изобретения, несмотря на его потенциальный успех, не мог найти денег на промышленный выпуск такой пленки, никто из инвесторов этим тогда не заинтересовался, а ни один из сохранившихся источников при всем интересе к «ленте» не описывает процедуру ее изготовления, так что технологию можно считать утерянной.
В последующие десятилетия количество вариантов пленки только увеличивалось. В 1885 году Джордж Истмен запатентовал эмульсию из желатина и серебра на бумажной основе – такие фото, правда, все равно потом переносили на стекло. В 1889 году место бумаги заняла прозрачная основа из целлулоида.
Автором крайне популярного сегодня формата 35 мм стал Томас Эдисон, который решил разрезать пополам известную до этого пленку 70 мм, чтобы она в кинематографическом варианте не занимала так много места.
Первые фотопленки, конечно, были сугубо ортохроматическими – их можно было бы назвать черно-белыми, но правильнее говорить, что они были чувствительными к сине-фиолетовым или желто-зеленым оттенкам. Оптимально реагировать на красный участок спектра, даже в условном черно-белом исполнении, пленка «научилась» только в 1905-1907 годах, но новое изобретение поначалу стоило очень дорого, а потому использовалось редко.
Несмотря на свою историю, которая к тому моменту уже насчитывала несколько десятилетий, пленка реально начала теснить фотопластинки только в 1920-х годах. Лишь к этому моменту начали появляться сравнительно компактные фотокамеры, которые можно было носить с собой без особого труда, и это была сущая находка для репортеров.
К этому моменту инженеры уже решили главные недостатки тогдашней пленки – она перестала неконтролируемо скручиваться и уступать конкурентным пластинкам в светочувствительности. Пленка была намного легче, ее можно было носить с собой в большом количестве, она не боялась ударов, а перемотать на следующий кадр можно было почти мгновенно, тогда как замена пластинки была долгой и сложной.
В СССР выпуск фотопленки начался одновременно с запуском фабрик по производству кинопленки. Режим нуждался в собственных кинохрониках для пропаганды коммунизма, потому о производстве пленки задумались быстро, наладив ее выпуск в городах Шостке и Переславле-Залесском.
Любопытно, что первая советская пленка в выпуске была неразрывно связана с оборонной промышленностью – нитратную подложку для нее делали из того же коллоксилина, что и взрывчатку.
Обзор видов
Разнообразие пленки позволяет фотографу экспериментировать с изображением на уровне, превышающем настраиваемые возможности большинства современных цифровых камер. Рассмотрим основные разновидности (черно-белые и цветные пленки) подробнее.
Черно-белые
Классические ЧБ-пленки дают монохромное изображение – оно необязательно строго черно-белое, а может быть представлено, допустим, в красном спектре, однако присутствия «посторонних» цветов не допускает. Как правило, пленки с конкретно черно-белой картинкой так и называют – черно-белыми, тогда как все остальные называют просто монохромными – с указанием спектра, в котором они снимают.
Классическая ЧБ-пленка фиксирует изображение на слой серебра, монохромная – на слой красителя. На сегодняшний день черно-белая пленка, как правило, бывает только профессиональной – любители такой давно не пользуются.
Цветные
Пленки цветного сегмента отличаются способностью фиксировать все цвета фотографируемых объектов – в результате изображение выглядит по цветовой гамме примерно так же, как и в реальности. Глобально их можно разделить на 3 основных класса, которые, кстати, характерны и для черно-белой продукции.
- Негативная. На такой пленке изображение отображается как бы зеркально – светлые места выглядят темными объектами и наоборот. При цветном фотографировании цвета тоже меняются местами – голубой становится красным, зеленый пурпурным и наоборот. Став негативным в момент съемки, в процессе фотопечати изображение инвертируется обратно.
Столь сложная процедура остается актуальной потому, что именно такой тип пленки обеспечивает максимальную фотографическую широту, то есть оптимально передает диапазон яркостей. Это наиболее востребованный и популярный тип пленки, он позволяет немного подредактировать фото на этапе проявки и многократно распечатывать фотографию с одного негатива.
- Обращаемая, или обратимая. Это так называемая слайдовая фотопленка – ее используют для создания слайдов и диапозитивов. Цветопередача осуществляется на самом фотоматериале, без проявочных инверсий. При правильном фотографировании картинка получается даже качественнее, но исправить какую-либо ошибку на этапе проявки здесь не получится – неудачный кадр останется неудачным навсегда. Скопировать такое фото тоже можно только путем повторной съемки кадра.
- Позитивная. Этот вид фотопленки не может быть проигнорирован, хотя сегодня практически не встречается. В свое время он использовался для создания микрофильмов и диапозитивов, но сейчас радикально потеснен компьютерными презентациями.
Нужно также отметить, что бывают специальные виды пленки, которые определенный тип невидимого излучения могут передавать тем или иным цветом. К таковым относится, например, инфракрасная фотопленка, показывающая тепловое излучение в желто-красных тонах, а его отсутствие – в зелено-синих.
Форматы
На сегодняшний день существует несколько форматов фотопленки, пользующихся различной степенью популярности.
- Узкоформатная, тип 135. Самый популярный формат с длиной кадра 36 мм при высоте 24 мм. Такая пленка снабжена боковой перфорацией для более точной перемотки, чаще всего реализуется кассетами по 36 кадров, хотя бывают кассеты и поменьше. Профессиональные разновидности могут продаваться большими рулонами, которые фотограф нарежет для кассет самостоятельно.
- Средний формат, он же тип 120 или рольфильм. Перфорации у такой пленки нет. Ее размер стандартный – при ширине 56 мм длину она имеет около 70 см. Четкого определения количества кадров она не имеет, потому подходит для разных стандартов камер и может делать снимки высотой 42.5, 56 или 70 мм, соответственно, в разном количестве. Чаще всего на такую пленку делают квадратные фотографии, которых выходит по 12 на рулон.
- Широкоформатная пленка продается только листами, она нужна для камер большого формата. Встречается очень редко. Один лист равен размеру итогового кадра, например, 9 на 12 или 13 на 18 см.
Вышеописанный перечень форматов не является исчерпывающим – в разные годы и для специфических нужд выпускались и другие стандарты подобной продукции. Среди особых стандартов можно вспомнить еще тип 110 или особую разновидность типа 135 с размером кадра 24 на 32 мм, который был необходим для некоторых советских фотокамер (например, «Весны»). Во всех случаях отталкиваться надо не только и не столько от типоразмера пленки (хотя без этого никак), сколько от дополнительных характеристик, таких как светочувствительность, разрешение, зернистость и многое другое.
Популярные производители
Многие фотолюбители-новички ошибочно полагают, что выбирать пленку можно просто по названию марки – дескать, узнаваемый бренд потому и известен, что выпускает отличную продукцию. С одной стороны, это правда, с другой – фотография является творчеством, и однозначно лучшей фирмы быть не может. Все зависит от того, какой результат вы хотите получить на выходе, а ошибка в выборе модели может стать разочарованием даже в том случае, если вы доверились общеизвестному гиганту в отрасли. Тем не менее выделить нескольких ярких представителей все равно стоит.
Безусловным законодателем мод можно считать Kodak. Американский бренд в свое время был основан тем самым Джорджем Истменом, которого мы упоминали выше в контексте развития пленочной фотографии. История бренда насчитывает почти полтора века, что уже говорит само за себя. Компания является автором многочисленных новшеств в мире фототехники, а еще она известна своим стремлением скупать молодые перспективные стартапы в той же отрасли, благодаря чему ей принадлежит заоблачное количество патентов.
Ассортимент пленки Kodak до сих пор радует сторонников классической фотографии.
Agfa – это европейский бренд, имеющий даже более длинную историю, чем у главного конкурента, но занимающийся не только фото- и видеотехникой. Зародившись в Германии, компания быстро выбралась за пределы родной страны. Как и Kodak, этот бренд активно скупал более мелких конкурентов с претензией на успех.
«Тасма» была третьей в Советском Союзе фабрикой по производству пленки, а на сегодняшний день она является единственной на территории постсоветского пространства, где до сих пор сохранился полный цикл производства. Изготовление фотопленки, организованное в Казани, по сей день способно обеспечить потребности фотографов в фотоматериалах на любой вкус.
Какую выбрать?
Как вы уже поняли, пленка способна давать качество не хуже, а то и заметно лучше многих цифровых фотоаппаратов, но для этого ее нужно правильно выбрать. При выборе пленки для старого пленочного фотоаппарата классического типа или полароида с мгновенным проявлением снимков надо обращать внимание на некоторые критерии, которые помогут избежать ошибок и получить наиболее качественные снимки.
- Формат. Наиболее популярные форматы мы рассмотрели выше. «Неродной» формат просто не подойдет к фотокамере, которая с ним не работает, потому этот критерий первичен – ошибившись, вы зря выбросите деньги.
- Чувствительность. Фотопленка, в отличие от «цифры», не умеет подстраиваться под освещение – надо брать ту, что выпущена под условия вашей фотографии. Стандарт чувствительности известен как ISO. Если вы планируете снимать солнечным днем, то этот показатель должен примерно равняться 100. В студии можно выставить освещение так, чтобы оно падало на объект, потому хватит даже ISO 50. Если вы фотографируете в любых помещениях, ориентируйтесь на показатели от 400 до 800. При этом не забывайте, что с ростом ISO теряется детализация, а зернистость возрастает.
Впрочем, последнюю часто воспринимают как богемный элемент, она не всегда считается минусом.
- Черно-белая, монохромная или цветная. Это уже вопрос вкуса – все зависит от того, что вы фотографируете и зачем. Монохром может оказаться весьма эффективным, если надо передать дух старины, имитировать работу давно минувших лет. Современная черно-белая фотография давно не ассоциируется со стариной, зато она позволяет больше внимания уделить красоте линий в противовес отсутствующей красочности оттенков. Цветная фотография хороша в качестве наиболее реалистичного способа передачи изображения.
- Разрешение. Этот показатель, считающийся атрибутом цифровой техники, в той же степени доступен и фотопленке. Лучшая профессиональная пленка «прорисовывает» картинку с разрешением до 300 линий на миллиметр, а это значит, что ни одна малейшая деталь изображения не будет упущена. При этом такое качество зависит не только от пленки – соответствовать должны как минимум объектив и способ проявки. Для любительской съемки и новичка вполне достаточно будет показателей, которые скромнее в несколько раз.
- Индексы. Некоторые фотопленки выпускаются с маркировкой, указывающей на особые свойства продукта. Например, значок C или VC означает, что эта пленка обеспечит улучшенную контрастность и особую насыщенность цветов. Если изображение должно получиться более нейтральным, обратите внимание на маркировки S и NC.
Как хранить?
В условиях, когда пленка понемногу продолжает уходить в небытие, многие из нас на всякий случай закупают ее про запас. А ведь материал этот довольно прихотливый – это значит, что хранить его надо в определенных условиях, ни в коем случае от них не отклоняясь. Рассмотрим, чего требует пленка ради собственной долгой жизни.
В первую очередь, для пленки нужна правильная тара – какой-нибудь светонепроницаемый футляр или контейнер. Обычно фотопленка продается в кассете или катушке – они как раз рассчитаны на длительное хранение продукта на складе или в магазине.
Просто не извлекайте рулон без надобности, и его шансы на длительное хранение повысятся. Как минимум упаковка защитит от проникновения света, и пленка не засветится.
Но есть и другие обязательные условия, благодаря которым пленка будет храниться дольше.
- Температура. И процесс фотографирования, и засвечивание, и проявка, и порча пленки – все это химические процессы. Почти любой химический процесс имеет свойство замедляться при снижении температуры. Хотите хранить фотопленку месяцами – делайте это при температуре не выше 10-13 градусов тепла, что является нормой для главного отделения холодильника. Гиганты уровня Kodak прямо указывают, что хранение возможно даже свыше полугода, но тогда надо положить кассету в морозилку, где будет хотя бы -18.
Пленку, извлеченную из холода, нельзя сразу заряжать в фотокамеру – дайте ей сначала отогреться до комнатной температуры.
- Влажность. Она не должна быть высокой ни в коем случае – от этого пленка слипается и плесневеет, поскольку в эмульсии содержится интересный для грибков желатин. Нормальной считается влажность до 50-60%, ее вполне обеспечивают фабричная упаковка и современные зип-пакеты на двойной застежке. При этом воздух не должен быть чересчур сухим, иначе пленка потеряет эластичность и начнет крошиться, значит, силикагель тоже убираем подальше.
- Химическое воздействие. Фотоэмульсия боится летучих соединений, кислот, некоторых газов. На первый взгляд, в домашнем холодильнике всего этого не может быть, но лучше проверьте, нет ли поблизости лекарств или бытовой химии. Кроме того, опасным соседом является замороженное тесто – в нем есть и кислота, и дрожжи, способствующие плесневению.
- Излучение. Гамма-частицы неизбежно портят пленку – они везде и защититься от них практически невозможно. Из-за этого очень старая пленка все равно будет иметь больше искажений, а зерна увеличатся. Тем не менее еще более опасен рентген, поэтому в аэропорту не стоит сдавать пленку в багаж, который просвечивают мощными сканерами. Теоретически, если не боитесь дополнительного внимания, для провоза пленки можно использовать особые мешки из свинцовой ткани, которые рентгеном не просвечиваются.
Типы фотопленки представлены в следующем видео.