Разновидности и нюансы выбора фотоаппаратов
Фотография – это техника рисования светом, если переводить дословно – «светопись». Изображение создается с помощью матрицы в фотоаппарате, светочувствительного материала. Первую фотографию почти 200 лет назад в 1826 году сделал француз Ньепс. Он использовал камеру-обскуру, и первый снимок создавался 8 часов. Почти в унисон с ним работал еще один француз, Дагер, фамилия которая увековечена в слове «дагеротипия». Но сегодня все это история, многие снимают фото на телефон, однако фотоаппарат все еще остается востребованной профессиональной техникой. И фотография как вид искусства не теряет своих позиций.
Что это такое и зачем нужны?
Уже упомянутый Луи Дагер в 1838 году сделан первый фотоснимок с изображением человека. А в следующем году Корнелиус сделал первый автопортрет (можно сказать, эра селфи началась еще тогда). В 1972 году было сделано первое цветное фото нашей планеты. И все это благодаря появлению прибора под названием фотоаппарат. С принципом его работы все знакомятся еще в школе. Это специальное устройство, которое преобразует световой поток, исходящий от объекта, в формат, удобный для хранения полученной информации. Картинка фиксируется покадрово.
Разберем, как работает камера.
- С нажатием специальной кнопки открывается затвор. Через затвор и объектив свет, который отражается от объекта фиксации, попадает внутрь камеры.
- Свет попадает на чувствительный элемент, пленку либо матрицу. Так формируется картинка, изображение.
- Затвор аппарата закрывается. Можно делать новые снимки.
Сегодня активно используются пленочные и цифровые фотоаппараты. Назначение у них одно и то же, но технология получения изображения выглядит по-разному. В пленочных технология химическая, а в цифровых – электрическая. В цифровых камерах фотография готова в мгновение, и неудивительно, что именно эта техника доминирует сегодня на рынке.
Для дальнейшего рассмотрения темы проведем краткий обзор терминов.
- Объектив – это набор линз, упорядоченных в цилиндрическом корпусе. Он словно сжимает размер внешней картинки до размера матрицы камеры и фокусирует на нее это мини-изображение. Объектив – один из главных частей фотоаппарата, влияющий на качество изображения.
- Матрица – это прямоугольная пластина с фотоэлементами. Каждый из них занимается преображением света в электросигнал. То есть один фотоэлемент равен одной точке в создаваемом на матрице изображении. Качество этих элементов влияет на детализацию фото.
- Видоискатель – так называют прицел камеры, он поможет выбрать объект фотографирования.
- Динамический диапазон – диапазон яркости объектов, камера его воспринимает от абсолютной черноты до абсолютно белого. Чем шире диапазон, тем лучше передаются цветовые оттенки. Лучшей в таком случае будет и устойчивость матрицы к пересвету, уровень шума в тенях будет ниже.
Фотография – увлекательное искусство фиксации реальности, и не только реальности, и авторского взгляда на этот мир. И фотоаппарат – это вторые глаза фотографа.
Обзор видов
Фотокамеры сегодня представлены в большом ассортименте – от портативных объектов до очень дорогих и богатых на возможности устройств.
Пленочные
Свет, отражающийся от снимаемого объекта, идет через диафрагму объектива, особым способом фокусируясь на полимерной гибкой пленке. Эта пленка покрыта светочувствительной эмульсией. Мельчайшие химические гранулы на пленке под световым действием меняют цвет и прозрачность. То есть пленка фактически «запоминает» картинку. Чтобы сформировать любой оттенок, как известно, нужно скомбинировать красный, синий и зеленый цвета. Так вот, каждая микрогранула на поверхности пленки отвечает за свой цвет на картинке и изменяет свойства так, как того требуют попавшие на нее световые лучи.
Свет бывает разным по цветовой температуре и интенсивности, потому на фотопленке в результате химической реакции получается почти полное копирование снимаемой сцены или объекта. Стиль же пленочного фото формируют характеристики оптики, время выдержки сцены, освещенность, время раскрытия диафрагмы и другие нюансы.
Цифровые
Первая цифровая камера появилась в 1988 году. Сегодня эти фотоаппараты захватили основу рынка такой техники, и только истинные консерваторы или любители «старого стиля» снимают на пленку. Популярность цифровой техники связана с распространением цифровых технологий: от персональных компьютеров до фотопечати без возни с реактивами. Наконец, важнейшим преимуществом цифровых камер является сама возможность коррекции качества снимка в момент съемки. То есть процент испорченных кадров минимизирован. Но сам принцип работы техники от классической камеры не отличается. Только в отличие от пленочного фотоаппарата в цифровом фотохимическое сохранение заменено фотоэлектрическим. Этот механизм характерен преобразованием светового потока в электросигнал с последующей записью на информационный носитель.
Рядового потребителя в большей степени интересует, не как работает цифровая камера, а классификация ее типов. И производители предлагают разные варианты. Например, компактную технику, этакие карманные камеры или, в простонародье, «мыльницы». Это маленькие камеры с не особо чувствительным сенсором, отсутствием видоискателя (за редким исключением) и несменным объективом.
Зеркальные
Среди фотографов профи эта техника очень популярна. Наверное, за счет собственной универсальности: зеркальной камерой хорошо снимать и статику, и динамику. Главная особенность «зеркалки» – зеркальный же оптический видоискатель. А также съемный объектив и высокого разрешения матрица. Сложная система стеклооптики помогает отразить изображение в зеркале, расположенном под углом в 45 градусов к видоискателю. То есть фотограф будет видеть фактически ту же картинку, которая и выйдет на готовом снимке.
Некоторые модели «зеркалок» оснащены полноразмерными сенсорами. Качество изображения очень высокое, аппарат потребляет энергию экономно, скорость работы высока. Фотограф контролирует глубину резкости и может снимать в формате RAW. Только если такую технику решит купить любитель, она может показаться ему не самой удобной. Все же это не маловесный агрегат, а набор объективов только утяжеляет конструкцию. Если носить все с собой, иногда общий вес камеры и ее дополнений составляет 15 кг.
Наконец, ручные настройки «зеркалки» также не для всех удобны. Автоматический режим работы многим больше нравится. Да и, разумеется, цена такой техники в сравнении с компактными цифровыми фотоаппаратами значительно выше.
Беззеркальные
Полнокадровые беззеркальные камеры не имеют подвижного зеркала и пентапризмы, то есть габариты такой техники уже более выигрышны, нежели габариты «зеркалок». Эти камеры более компактны, их легче носить с собой. Оптический видоискатель в них заменен электронным, здесь присутствует ЖК-дисплей. И качество снимков данные обстоятельства, к слову, не снижают. «Беззеркалки» оснащены сменной оптикой, и даже объективы для «зеркалок» иногда могут быть установлены на технику беззеркального типа через спецпереходники.
Если же говорить о неудобствах, то к ним можно отнести сравнительно быстрый расход батареи, ведь и сенсор, и видоискатель (как уже отмечалось, электронный) работают в этой технике постоянно. Но это наверняка поправимо, и появление более емких аккумуляторов только вопрос времени.
Дальномерные
«Дальномерки» – это вид фототехники, использующей для фиксации на резкость дальномер. Дальномером называют прибор, применяющийся для измерения расстояния от человека, кто снимает, до цели, которую он снимает. Отличие от «мыльницы» – это и менее шумный затвор, и короткий интервал нажатия на спусковую кнопку, и неперекрывающаяся картинка в видоискателе во время съемки. В современных дальномерных камерах обязательно присутствует видоискатель. И он демонстрирует кадр полностью, а визир «зеркалок», например, покажет до 93% максимум информации. Более того, некоторые «дальномерки» обладают большим полем зрения, нежели «зеркалки».
А если обозначить недостатки, стоит сразу сказать – многие из них условны. И технический прогресс каждый день отменяет один недостаток за другим. Но если их все же выделить, то иногда проскакивает неточность кадрирования, возникают трудности с макросъемкой, фильтр поляризации у такой техники очень специфичный, со светофильтрами работать тоже непросто.
Среднеформатные
Это камеры с матрицей среднего формата. Пленочные и цифровые – классификация остается все той же. Только формат матрицы для пленочной техники стандартизирован, а в цифровой – производитель устанавливает ее по своему усмотрению. Все цифровые среднеформатные камеры делятся на аппараты с несменной матрицей, на камеры со сменным цифровым задником, а также карданные камеры с цифровым задником. Главные плюсы техники со средним форматом:
- высокая информационная емкость, то есть объектив такого аппарата может зафиксировать большое количество объектов, и это снижает зернистость снимка;
- аппарат хорошо воспроизводит цвета и оттенки изображения, то есть коррекционные вмешательства практически не требуются;
- завидное расстояние фокусировки.
Вышеперечисленные виды техники демонстрируют, что цифровой формат полноправно доминирует на этом рынке. И никакие стереоскопические, инфракрасные, широкоугольные, панорамные запросы не лидируют так, как просто поиск хорошего цифрового аппарата. Желательно, с поворотным экраном. Остальные характеристики – байонет, например (как тип крепления объектива к фотоаппарату), и даже 4K (формат записи, то есть картинка, которая состоит из более чем 8 миллионов пикселей) – уже факультативны. К ним обращаются профи, а любители и новички зачастую выбирают камеру по брендам, по цене, и ориентируясь на базовые характеристики.
Основные характеристики
Этот словарик поможет понять, по каким же основным критериям следует оценивать фотокамеру.
- Глубина резкости (ГРИП). Так называют расстояние между максимально близким и максимально далеким объектом сцены, которые фотоаппарат воспринимает как резкие. На глубину резкости изображаемого пространства влияет диафрагма, фокусное расстояние объектива, разрешение и дистанция фокусировки.
- Размер матрицы. Чем больше полезная площадь матрицы, тем больше фотонов она улавливает за единицу времени. Если заняться фотографией решено серьезно, желательно, чтобы кроп-фактор камеры был 1,5-2.
- Диапазон ISO. А вот на максимальное значение этого параметра особенно и не нужно обращать внимание. Усиливать его можно бесконечно, но вместе с полезным сигналом усиление затрагивает и шум. То есть на практике предельные значения ISO неприменимы.
- Экран. Чем он больше, чем выше его разрешение, тем удобнее он для просмотра фото. И хоть многие уверены, что лучше сенсорного экрана для современного человека не найти, он не заменит кнопок и переключателей точно.
- Механическая прочность. Ударопрочный – характеристика, которая в большей степени касается фотографов, снимающих в экстремальных условиях. То есть обычному пользователю переплачивать за это не нужно.
- Пылевлагозащита. Если предполагается частая съемка на природе, то влагозащищенный аппарат, действительно, удобнее. Но даже если этот показатель высок, он не гарантирует, что камера не пострадает при попадании в воду.
- Ресурс батареи. Чем больше ее емкость, тем лучше. Но стоит помнить, что камеры с электронным видоискателем в этом смысле более «прожорливы».
Основных свойств камеры наберется еще с десяток: бывают и разные карты памяти в комплекте, и блокировка вспышки, и экспокоррекция и многое другое. Но сразу пытаться разобраться во всем не так и обязательно. Эти знания придут постепенно. А вот следующие советы более точны как подсказки к выбору камеры.
Как правильно выбрать?
Цель, задачи, уровень подготовки фотографа – вот от чего нужно отталкиваться. Рассмотрим, как лучше делать подбор.
- Если цель приобретения фотоаппарата – в основном семейная съемка, то даже обычная «мыльница» справится с этим прекрасно. Качественные фотографии при дневном освещении – вполне реальный запрос для таких камер. Нужно выбирать модель с разрешением до 8 Мп и матрицей типа CMOS. Следует ориентироваться на модели с максимальными параметрами светосилы, в компактах, стоит напомнить, объективы несъемные, и исправить это не получится.
- Если снимки планируется делать на природе, отдыхе, в путешествиях, выбор можно остановить на беззеркальных аппаратах с разрешением 15-20 Мп.
- Если цель покупки не любительская съемка, а профессиональная, это должна быть «зеркалка» с большой матрицей (MOS/CCD). При этом 20 Мп для детализации более чем достаточно. Если съемка будет динамичной, нужен противоударный аппарат.
- Техника для макросъемки – это в первую очередь хороший объектив. Желательно остановиться на постоянном фокусном расстоянии. Широкоугольный объектив подойдет для съемки неподвижных деталей, длиннофокусный – для всего движущегося.
- Для новичков нет универсального совета, выбираем все равно по тем или иным параметрам. Но профи уверяют, что дорогостоящую технику для опыта первых съемок приобретать не стоит. Даже из того расчета, что все «навороты» крутой камеры новичком использоваться будут минимально, а цену за опыт он заплатит очень большую.
Потому новички в фотографии должны смотреть не столько на то, защищенная камера от ударов или является ли «фотик» взрывозащищенным, а на светочувствительность, фокусное расстояние, значения разрешения.
Популярные бренды
Известные марки знают и далекие от фотографии люди. Какой фотоаппарат лучший, спорят по сей день как относительно фирмы-производителя, так и модели. Топ-6 ведущих брендов на рынке фототехники включает всем известные названия.
- Canon. Этой фирме уже более 80 лет, японский производитель свои пункты сбора имеет в разных азиатских странах, и в Китае тоже. Надежный корпус, превосходное качество, выбор класса техники и бюджета – неоспоримые достоинства бренда. Функционал всех моделей относительно прост и доступен.
- Nikon. Постоянно соревнуется с вышеописанной маркой. Ветеран на рынке фототехники – 100-летний рубеж пройден. И это тоже японский производитель, но заводы также размещены по всей Азии. Очень часто бренд упоминают как лучшие «зеркалки» для новичков-фотографов в соотношении цена – качество.
- Sony. Еще одна японская корпорация с мировым именем. Считается флагманом относительно лучшей визуализации электровидеоискателем. А еще бренд имеет полное право «прихвастнуть» авторскими объективами. Но подойдут для моделей фирмы и объективы других поставщиков.
- Olympus. Основан японский бренд более 100 лет назад. Это крупнейший производитель беззеркальных аппаратов. Он же создал 5 поколений защищенных фотокамер. И он же предлагает покупателю множество бюджетных моделей. И вспышки этой техники приближены к профессиональным.
- Panasonic. Нейм бренда – Lumix. Профиль широкий: от компактных моделей до «зеркалок». Марка соединяет два признанных качества – немецкое и японское. Есть у фирмы модели, которые по цене вполне бюджетны, но могут снимать в истинно экстремальных условиях: на палящем солнце, на пробирающем до костей морозе и даже под водой.
- Fujifilm. Эту марку любят многие фотохудожники, «беззеркалки» производителя считаются самыми быстрыми, а фото получаются кристально чистыми. Сейчас компания сконцентрирована на разработке лучших в мире премиум-камер.
Аксессуары
Выбор аксессуаров, само собой, зависит от потребностей фотографа. К самым важным относят несколько предметов.
- Карту памяти (для цифровой камеры) и пленку для пленочной. Если снимает профи, ему подойдет карта на 64 Гб (минимум), но многие фотографы приобретают носитель сразу на 128 Гб.
- Защитный фильтр. Он надевается на объектив и защищает переднюю линзу от пыли, влаги, грязи.
- Солнечную бленду. Этот аксессуар используется для снижения количества бликов и засветов на фото.
А также фотографу может понадобиться синхронизатор: он гарантирует одновременное срабатывание вспышки и затвора техники. Нередко фотографы приобретают внешнюю вспышку, штатив для стабилизации изображения. К менее используемым относятся спецкомплект для очистки линз, цветные светофильтры, аквабокс, чтобы заниматься подводной съемкой, и даже пульт ДУ. Но прежде чем покупать аксессуары, нужно разобрать в камере, ее настройках (и экспозамер, и режимы съемки), и понять, что, действительно, нужно, а что будет поспешной покупкой.
Советы по эксплуатации
И в завершении несколько ценных советов новичкам, которых пока слова «юстировка», «экспокоррекция» и «глубина резкости» только пугают. Вот 13 советов начинающим.
- Настройки камер нужно всегда сбрасывать. Бывает, что для запечатления кадра надо среагировать быстро. И вот «фотик» под рукой, кадр сделан, а качество снимка не то, потому что настройки не были сняты.
- Карту надо форматировать. И делать это до начала съемки, так как это практически гарантирует любую деформацию данных.
- Устанавливать размер изображения – полезная привычка. Сама камера обычно по умолчанию предлагает съемку высокого разрешения, но это не всегда необходимо.
- Надо изучить параметры настроек. Так проверяются сильные и слабые стороны техники, ее возможности.
- Штатив должен быть качественным. Тем дольше он прослужит, чем быстрее он раскладывается, тем менее он подвержен износу.
- Не забываем про выравнивание линии горизонта. Она должна быть четко горизонтальной, без наклонов. Если в камере «прошит» цифровой уровень горизонта, им нужно пользоваться.
- Ручная фокусировка зачастую надежнее автофокуса. Например, детальная фокусировка во время макросъемки должна быть ручной.
- Фокусное расстояние использовать надо ситуативно, с учетом удаленности того, что сейчас снимается.
- Обязательно надо проверять края кадра, так как большая часть видоискателей 100% охвата картинки не дает.
- Снимать всегда нужно больше, чем требуется, потому что сразу, например, тончайшие изменения освещения не видны – а на фото они будут заметны. Снимать много, а потом выбирать лучшее – практика, которая не подводит.
- Не стоит игнорировать режимы экспозиции, имеющиеся в камере. И хоть многие профи относятся к ним со скепсисом, творчески применять возможности техники очень даже интересно. Например, при настройке режима «Портрет» выставится широкая апертура с приглушенными цветами. А при «Пейзаже» повышается насыщенность.
- Часто возникает спор о важности выдержки и диафрагмы. Точнее, о том, что из этого важнее. Диафрагма контролирует ГРИП, а выдержка – скорость затвора. Над чем нужен более серьезный контроль, то и в приоритете.
- При смене объектива камеру всегда нужно выключать, отверстие объектива надо держать направленным вниз. Попадание пыли и других нежелательных частиц в камеру при смене объектива – нередкая практика, потому этот момент должен проводиться крайне деликатно.
Удачного выбора!
О том, как правильно выбрать фотоаппарат, смотрите в следующем видео.