История и обзор советских фотоаппаратов

Содержание
  1. История появления
  2. Особенности
  3. Популярные марки и модели

Мнение, что в СССР ничего не умели делать как надо – большое заблуждение. В Советском Союзе выпускалось много качественной продукции, которая нередко шла на экспорт. В числе распространенных изделий – фотоаппараты. Всевозможные модели для фотографирования являлись предметом зависти иностранных граждан. Например, моряки, ходившие в загранплавание и носившие с собой фототехнику, рассказывали случаи, когда за границей на берегу к ним подходили заинтересованные иностранцы и предлагали за валюту продать уникальные экземпляры.

История появления

В наступившем столетии фотографии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Они нужны не только для того чтобы запечатлеть радостные или памятные моменты – проводы в армию, свадебные торжества, юбилеи, корпоративы. Фотографические картинки требуют при приёме на работу, вклеивают на водительское удостоверение, в паспорт. По перечисленным и другим причинам фотоаппараты есть практически у каждого – профессиональные оптические камеры, известные «мыльницы», а также устройства, которыми оснащаются современные гаджеты.

В СССР, в послевоенные годы, когда гражданская война закончилась, правительство пришло к единому мнению о необходимости производства в стране сложной техники и фотоаппаратов в том числе. Однако пробные экземпляры, рассчитанные на массового потребителя, были выпущены спустя много лет.

Но первый отечественный снимок всё же сделал П. Ф. Поляков в 1925 году при помощи фотоаппарата, собранного вручную.

Только в 1929 году советские фотоаппараты стали выпускаться партиями. Но вопрос, какой должна быть модель, широко обсуждался на первом заседании фотоактива, прошедшего в Москве. Среди участников прений прозвучали воззвания начать выпуск простых и недорогих устройств для фотографирования. На страницах журнала «Советское фото» также были напечатаны мнения читателей на тему о массовом фотоаппарате. Основные требования звучали схоже: наладить сборку простой, дешёвой и складной фототехники в большом количестве.

Перед началом массового производства аппараты выпускала небольшая московская артель. Заказчиком и финансовым организатором выступил Центрсоюз. Из-за недостаточного количества деталей, оборудования, настроить массовый выпуск фототехники не представлялось возможным, однако, изготовление таких экземпляров в ограниченном количестве всё-таки было налажено. Вскоре в Советском Союзе появилась фотокамера «Фототруд» собственного производства (позднее название – «Арфо»).

Особенности

Массово фотоаппараты стали изготавливаться в 1929 году, когда электромеханический завод, расположенный в Калуге, получил государственный заказ, и на предприятии стали выпускать первые отечественные фотоаппараты с лаконичным названием «Фотокор 1». Советские инженеры, не мудрствуя лукаво, взяли за основу изобретение немецких коллег – аппарат «Цейс Икон». Новая разработка оснащалась объективом Tessar и затвором «Компур» с выдержкой 1-1/200 и режимами Д и В. Некоторые модели получили затворы Vario с выдержкой 1/100, 1/50, 1/52, с режимами Т и В. Всего было изготовлено 15 000 экземпляров.

Положительных отзывов удостоились фотоаппараты, оснащённые отечественными затворами. Выпуск был налажен в 1932 году на ленинградском заводе. Изделия выпускались с выдержкой 1/100, 1/50, 1/25 и функционировали в режимах Д и В. Новые образцы оснащались откидным видоискателем без смещённой рамки с объективом.

В целом обновлённая модель получилась достаточно успешной и для своего времени была настоящим прорывом.

Полностью советским фотоаппаратом можно назвать разработку «ФТ-2». Устройство оснащалось затвором ГОМЗ, объективом «Перископ», где масштабирование составляло 1: 12/150. Фотокоры изготавливались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Продажи составили свыше 1 000 000 штук.

В 1934 году в харьковской коммуне начинается сборка новых фотокамер «ФЭД». Они являлись копией немецкой камеры Leica 2, и в период с 1937 по 1977 годы было выпущено 18 разнообразных модификаций.

Довоенный период

До 1941 года производилось множество фотоаппаратов. Все они изготавливались на отечественных предприятиях. Наиболее известные названия устройств выпускаемых в 30-х годах – «Пионер», «ФАГ», «Спорт», «Малютка», «Смена», а также «Циклокамера», «Юра». Самой массовой моделью можно назвать фотокамеру «ФЭД». Довоенные раритетные модели, старинные фотокамеры можно увидеть у коллекционеров.

В те годы такие фотоаппараты выпускались большими партиями и оснащались «Индустар» и «ФЭД» и иными с разными размерами диафрагм.

Среди самых бюджетных моделей трудно выделить лучший фотоаппарат. В 30-х годах производилось много подобных моделей, например, устройство, в разработке которого принимал участие известный оптик А. О. Гельгар. В 1935 году был выпущен фотоаппарат «Гельвета». Спустя небольшое количество времени он стал называться «Спорт». Каждый образец оснащался объективом/кадром 24х36, затвором, где двигались механические вертикальные шторки, и выдержкой 1/500, 1/200.

Задняя крышка снималась для установки специальных кассет, а механика, предназначенная для работы с плёнкой, функционировала только в одну сторону. Старые модели такого устройства очень редкие, потому что всего таких фотокамер было выпущено приблизительно 2000 штук. Поэтому они в наши дни входят в число самых дорогих коллекционных фотоаппаратов.

Наравне с популярными устройствами, рассчитанными на массового потребителя, делались вполне удачные попытки создать профессиональную камеру. Высококачественные фотоаппараты с отличными характеристиками были необходимы, прежде всего, корреспондентам, освещавшим жизнь молодого государства рабочих и крестьян. Поэтому в сентябре 1937 года на ленинградском заводе были выпущены первые образцы революционной по тем временам фотокамеры «Репортёр».

Делать фотографии с новыми фотоаппаратами было возможно только с использованием специальных фотопластин форматом 6,5х9 или роликовой, форматной плёнки производившейся до 1939 года. Изобретение по праву считается удачным, потому что после окончания войны изготавливаемая в Японии камера Mamiya Press, образца 1962 года, была очень похожа на фотоаппарат «Репортёр».

Однако первым представителем такой фототехники можно назвать модель «Турист», выпуск которого начался в 1936 году, то есть, на один год раньше.

Легендарный «Репортёр» для тех времен был настоящим прорывом в области создания фотографий. Модель комплектовалась объективом «Индустар 7», затвором со шторками и выдержкой 1/5-1/1000 секунд. Он функционировал в двух режимах Д и В и оснащался видоискателем (складной вариант). С целью настройки фокусировки использовалась шкала расстояний или дальномер. В те годы не было рейтинга фотоаппаратов, но если бы он существовал, именно «Репортёр» заслуженно завоевал бы первое место среди прочих модификаций.

Обзор довоенных фотоаппаратов можно продолжить с названия любительских моделей, которые предназначались для начинающих фотографов. Это так называемые ящичные устройства. Пластинчатые модели отличались невысокой ценой и были доступны фактически каждому советскому гражданину. Самые известные и популярные модификации – «Ученик», «Рекорд», «Юный фотокор».

Выпуск фотоаппаратов в 30-х годах мало чем отличался от производства 80-х годов в плане создания на базе оборонного завода цеха по изготовлению продукции массового потребления. Следование такой конъюнктуре было обязательным, что являлось для многих директоров предприятий настоящей головной болью и отчасти мешало созданию качественной фототехники с отличными объективами и другими характеристиками.

Перед Великой Отечественной войной общее производство числа моделей насчитывалось свыше двух десятков. Самыми продаваемыми являлись модификации «ФЭД», «Фотокор».

В период Второй Мировой производство фототехники практически было свёрнуто, а после победы над вооружёнными силами Германии наступил следующий этап развития производства отечественных фотоаппаратов.

Популярные марки и модели

Перед войной и после её окончания производилось большое количество разнообразных моделей фотоаппаратов. Имеет смысл перечислить старинные фотокамеры и названия популярных модификаций 50-х, 80-х годов, а также некоторые технические характеристики. Обзор можно начать с самых первых образцов.

  • Изделия московской артели «Фото-Труд» «ЭФТЭ» («АРФО») самые старые и раритетные. Складной вариант пластиночной модели. Оснащение – центральный затвор, размер кадра – 9х12 см.
  • Легендарный «ФЭД». Такие дальномерные аппараты оснащались механическими шторками (затвор), сменным объективом и являлись копией немецкого фотоаппарата. Редкие модели до сих пор хранятся у коллекционеров.
  • Фотоаппарат «Смена». Выпускался в период 1939 по 1941 годы. Оснащался центральным затвором, бескассетной зарядкой 35 мм, рамочным видоискателем, работал при помощи перфорированной фотоплёнки.
  • Среднеформатный фотоаппарат «Комсомолец». Выпускался на заводе в Ленинграде (ЛОМО) в период 1946 по 1951 гг. Присутствует центральный затвор, зеркальный видоискатель для кадрирования, визирования, фокусировки.
  • Среди широкоформатных моделей можно выделить экземпляр «Горизонт» с оптическим видоискателем. Работал с использованием плёнки 135. Затвор и объектив находятся в специальном барабане.
  • Еще один складной фотоаппарат тех времен – «Москва». Работал с плёнкой 120, имел центральный затвор. В целом аппарат конструкционно напоминал немецкую модель, производимую на заводах Zeiss Ikon.
  • Лучший фотоаппарат, по мнению многих – это «ФЭД». На базе данного устройства была создана модель «Зоркий» с раздельным дальномером и видоискателем.
  • Фотокамера «Зенит». Один из первых легендарных экземпляров, выпускавшихся в период с 1952 по 1956 годы. Прототипом послужила модель первого «Зоркого». Было выпущено свыше 39 000 экземпляров.
  • «Зоркий 10». Фотокамера с центральным затвором. Один из основных компонентов – программный автомат с экспонометрическим устройством на селеновом фотоэлементе. С левой стороны располагался курок взвода.
  • Легендарная «Смена 8М». Выпускалась с 1970 по 1992 годы. Простая, надежная конструкция, объектив «Триплет-43» 4/40. Всего было выпущено свыше 21 000 000 единиц.

Трудно представить рейтинг самых популярных моделей довоенных и послевоенных образцов фотокамер. В каждой модификации фототехники удалось реализовать определенные наработки, и стоили они по-разному. Самые дорогие довоенные фотоаппараты – это аппараты «Турист» и «Репортёр».

В послевоенное время, когда был освоен выпуск более современных моделей, изменению подверглись не только технические характеристики, но и ценовой диапазон.

1946—1959 год

Отличительной чертой производства послевоенных аппаратов было конструкционное сходство с фотокамерами трофейных образцов и одновременное улучшение отдельных узлов. В качестве наглядных примеров можно привести популярные модели фотоаппаратов «Москва», «Комсомолец».

Спустя 3 года после победы над нацистской Германией, к 1 Мая был налажен выпуск фотокамер «Зоркий». К концу четвертого десятилетия большими партиями выпускались фотоаппараты «Киев» (производство было начато в 1947 году). Приблизительно в это же время начинается активный экспорт фототехники за рубеж. Главными преимуществами советских фотокамер были низкая цена и хорошее техническое обслуживание.

Также привлекательным моментом для иностранных закупщиков считался тот факт, что подавляющее большинство моделей оптики производилось на военных заводах, а о грозной силе советского оружия знал весь мир.

Интересные факты о советских фотоаппаратах в видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.