Особенности авиационной фанеры

Содержание
  1. Описание
  2. Маркировка
  3. Области применения

Авиационная фанера — материал, обладающий улучшенными эксплуатационными характеристиками – когда-то был разработан специально для создания воздушных судов. Сегодня его успешно применяют и в других сферах — от изготовления сувенирной продукции до производства мебели. О том, где применяется водостойкая фанера БС толщиной 1-2 и 3 мм, а также другие марки по ГОСТу, стоит узнать более подробно.

Описание

Авиационная фанера производится по стандарту ГОСТ 102-75 и представляет собой разновидность многослойных листовых материалов, изготовленных из берёзового шпона. Количество прослоек в конструкции всегда нечётное. Минимальная толщина материала — 0,4 мм, максимальная составляет 12 мм.

Современные производители иногда именуют берёзовую авиационную фанеру дельта-древесиной (ДСП-10), поскольку здесь также используется пластифицированная древесно-слоистая структура листов.

При изготовлении материал послойно подвергают пропитке специальными клеями на фенолформальдегидной основе, работы производятся под давлением в 6 атмосфер и температурой до +270 градусов по Цельсию. Затем подготовленный шпон скрепляется бакелитовым составом. При изготовлении авиационной фанеры для упрочнения её структуры применяют принцип взаимной перпендикулярности. В каждом новом слое волокна укладываются поперёк предыдущего, обеспечивая формирование гибкого, устойчивого к нагрузкам каркаса.

Допустимые размерные диапазоны для авиационной фанеры установлены на следующем уровне: длина 1000-1525 мм, ширина – 800-1525 мм. Допускается отклонение от параметров в большую или меньшую сторону в диапазоне 25 мм. Наиболее популярен квадратный формат листов 1525×1525 мм, 1270×1270 мм.

Нормальная влажность материала составляет не более 5-9%. Фанера должна иметь прямые углы среза, ровную поверхность без выраженных геометрических искажений.

Маркировка

Авиационная фанера маркируется согласно особенностям применяемого клеевого состава. Среди актуальных разновидностей этого материала можно выделить следующие.

  1. БС-1. Для соединения слоёв шпона в этом типе авиационной фанеры используются изготовленные по ГОСТ 20907-75 фенолформальдегидные смолы в жидком виде (СФЖ-3011). Размерный диапазон по толщине листа у этой марки составляет от 3 до 12 мм. Это самая толстая авиационная фанера, выдерживающая значительные нагрузки.
  2. БП-А/БП-В. Фанера этого типа отличается только использованием разных видов бакелитовых плёнок для склеивания материала. Изделия обладают одинаковыми типоразмерами: 1 мм, 1,5 мм, 2 мм, 2,5 мм, 3 мм. В других вариантах толщины не выпускаются.
  3. БПС-1В. Этот тип материала предусматривает применение разных клеевых составов в зависимости от толщины листа. Изделия до 3 мм включительно проклеиваются бакелитовой плёнкой В-типа. Более толстые листы в диапазоне 4-6 мм скрепляют при помощи смолы СФЖ-3011. Наружная часть таких листов бакелитовая.

Для фанеры любой марки устанавливается определённое количество листов шпона в составе. В диапазоне толщины 1-2 мм их 3. В типоразмерах от 2,5 до 6 мм — 5 слоёв (за исключением БПС-1В, где их 7 или 9). Максимальное количество прослоек в 12 мм фанере — их от 9 до 11.

Существует также деление на 1 и 2 сорт. Они определяют соответствие продукции установленным требованиям качества. Первосортный материал на наружном слое не должен иметь частично сросшиеся, несросшиеся сучки, трещины, тёмную поросль, групповые прожилки и следы от них. Должны быть исключены следы грибкового поражения, а также любые дефекты обработки при раскрое фанеры: следы наколов, рисок, механических повреждений.

Браком считаются листы с частичным отсутствием бакелитовой плёнки или пропитки, посторонними включениями в структуру шпона.

Области применения

Фанера авиационная водостойкая применяется сегодня не только при конструировании и создании летательных аппаратов. Её свойства высоко ценятся в других сферах деятельности. Наиболее широкое распространение материал получил в следующих областях.

  • Производство музыкальных инструментов. Здесь прочностные характеристики и влагостойкость материала в сочетании с хорошими акустическими свойствами оказались крайне востребованы.
  • Судостроение. Материал применяют для формирования судовых переборок, используют в элементах внутренней обшивки. Бакелитовая наружная часть не боится контакта с морской водой, почти не набирает влагу даже при эксплуатации в сырых помещениях.
  • Проектирование и строительство. При изготовлении макетов-проектов зданий очень важно создать прочную конструкцию с минимальным весом, удобную в транспортировке и демонстрации. Авиационная фанера отвечает всем этим требованиям, её удобно использовать, легко приобрести.
  • Оформление интерьеров. В некоторых случаях именно материалы, объединяющие в себе свойства пластиков и натурального дерева, оказываются единственным верным решением.

В авиастроении специальная бакелитовая фанера используется ещё со времён планеризма, обеспечивая достаточную прочность, лёгкость и долговечность материала обшивки. Её применяют в наружной и внутренней частях корпуса самолёта, придавая необходимую форму деталям при помощи специального гибочного оборудования.

О том, как выглядит фанера толщиной 1 мм, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.