Описание двутавров 40Б1 и их применение
Двутавр 40Б1 наряду с двутавровыми балками других размеров, например, 20Б1, является тавровым профилем с общей шириной в 40 см. Это достаточная высота для того, чтобы создать высокопрочное и весьма устойчивое основание.
Плюсы и минусы
Благодаря применению низкоуглеродистых сталей двутавр 40Б1 является элементом, выдерживающим существенный уровень нагрузки. Это значит, что двутавровое соединение, создаваемое с его помощью, обладает тройным (и более) запасом, чтобы выдержать не только свой собственный вес в качестве дестабилизирующей нагрузки, но и вес от стройматериалов, применённых в качестве настила, например, доски, сайдинга с гидропароизоляцией, арматуры и залитого бетона и т. д.
Низкоуглеродистые среднелегированные стали медленно накапливают усталостные механические напряжения, но, как и всякая сталь, неплохо гасят вибрации и удары. Сталь – сплавы, обладающие так называемой ударной вязкостью, которой нет, к примеру, у алюминия и дюраля. Двутавр 40Б1, как и другие тавровые элементы, выдерживает миллионы ударно-вибрационных циклов, прежде чем появится микрорастрескивание, в конечном счёте приводящее к поломке тавра.
Двутавр, как и одиночный тавр, швеллер и уголки, хорошо сваривается, сверлится и разрезается на фрезерном или плазменно-лазерном станке. В качестве сварки применяют автоматическую и ручную электродуговую, а также газосварку в инертной среде. Сталь 3, а также высоколегированные стальные сплавы вроде 09Г2С подлежат практически любой механической обработке. Если соблюдать технологии этой обработки, например, перед сваркой зачищать изделия до блеска, то полученные соединения будут держаться надёжно десятки лет, пока новый застройщик или монтажник не разберёт их с целью внести значительные изменения.
Недостатки у тавровых элементов тоже есть. Вне зависимости от размеров и веса элемента, окажись это 40Б1 или любой другой, тавровые соединения сложнее транспортировать, чем, например, швеллеры и квадратную профтрубу. Наличие особого поперечного сечения профиля не позволяет уложить максимально компактно этот сорт проката: полки необходимо задвигать в пустоты, образованные расстоянием (внутренним зазором) между ними.
От грузчиков это потребует больших усилий во время погрузки на складе и разгрузки на объекте назначения.
Характеристики
Прежде чем определиться с областью применения двутавра 40Б1, приведём основные характеристики данного проката, имеющие первостепенное значение для мастеров-укладчиков, а также компании-распространителя этой продукции. Продукт производится по нормативам ГОСТа 57837-2017 (обновлённые российские нормы):
- реальная общая ширина проката – 396 мм;
- ширина боковины – 199 мм;
- толщина основной стенки – 7 мм;
- толщина боковины – 11 мм;
- радиус закругления стенки и боковин изнутри – 16 мм;
- вес 1 м двутавровой балки 40Б1 – 61,96 кг;
- длина секции – 4, 6, 12, 18 или 24 м;
- шаг учёта протяжённости элемента – 10 см№
- стальной сплав – Ст3сп, Ст3гсп, 09Г2С (С345);
- высота главной стенки без учёта закругления и толщины полок – 372 мм;
- масса 12-метрового двутавра 40Б1 – 743 кг;
- плотность сталей – 7,85 г/см3.
Сталь Ст3 или С255 заменяется маркой С245. Данный сплав обладает похожими на С255 характеристиками, что позволяет его легко обработать. Сортамент определяется лишь сортами стали, типоразмер у 40Б1 единственный.
Применение
Область применения балки 40Б1 – строительство. Это важный элемент в межэтажных перекрытиях и фундаменте одно- и многоэтажных строений. Чем больше этажность возводимого здания, вне зависимости от его предназначения (жилое или рабочее), тем больше требований к жёсткости и виброустойчивости конструкций. Сталь Ст3сп и её аналоги легко свариваются, высверливаются, пилятся и обтачиваются: особых сложностей в процессе соединения балок 40Б1 в единое целое не возникает. Балки 40Б1 означают стандартное, без повышения классов точности использование продукции. Несущие конструкции на основе 40Б1 легко собираются, что в итоге позволяет воспользоваться ими сразу же при монтировании настила и утепления, к примеру, при возведении ТРЦ или супермаркета.
Перед установкой настилающих элементов с обеих сторон балки рекомендуется окрасить: сталь Ст3 и похожие на неё по характеристикам составы ржавеют при любой влажности. Кроме строительства, балка 40Б1 – обязательный элемент для построения рамно-корпусных конструкций вагонно-прицепного инвентаря, благодаря которому доставка грузов сухопутным методом упрощается и ускоряется до предела.
Сваривание и болтовые соединения позволяют с лёгкостью, используя механизированную технику и инструмент, смонтировать ходовую (опорную) базу для любого подвида транспорта, будь это легковой автомобиль или автокран.