Особенности двутавров 25Б1
Двутавровая балка 25Б1 – чернометаллический прокат, выполненный из низкоуглеродистых и среднелегированных сплавов. Используется, как правило, один из сплавов, отвечающий характеристикам минимально необходимых значений, свойственных ему.
Описание
Двутавр 25Б1, годящийся в качестве балок для усиления конструкций, обладает следующими преимуществами.
Простая доставка. Несмотря на подполочные зазоры (Н-образный профиль не позволяет вплотную штабелировать двутавровые балки), перевозка металлопрофиля этого класса не вызовет особых сложностей. Важно лишь загрузить его по длине кузова или фуры, осуществляющей доставку: так, 12-метровый элемент в обычный самосвал не поместится, в то время как 2-, 3-, 4-метровые отрезки легко войдут в фуру КамАЗа двумя-тремя раздельными штабелями.
Двутавровая комплектующая используется как несущая основа. 25-й номинал означает 25 см по ширине главной стенки. Это значит, что и толщина полок и главной перегородки конструктивно пересчитана инженерами.
Следовательно, её возможности, сфера применения не настолько ограничены, как это кажется вначале.
Высокоскоростное монтирование, оперативность сборки каркасов. Сталь, из которой производится двутавр 25Б1, легко заваривается, высверливается, подтачивается и пилится. Это важно при весьма ограниченном сроке ввода в эксплуатацию конкретного объекта недвижимости. 25Б1 позволяет организовать всевозможные узлы – жёсткие, шарнирные, полужёсткие.
Элемент 25Б1 обладает значительной толерантностью к любым типам допустимых нагрузок. Его используют как каркасные комплектующие для неподвижных и подвижных (не) несущих конструкций широкого назначения. 25Б1 по сравнению с аналогичным швеллером ненамного превышает его вес. В целом масса изделий этого класса не настолько высока – при эквивалентной ей прочности.
Технические характеристики
Несмотря на то что данный сортамент представлен практически единственным видом двутавра – 25Б1, существует российский ГОСТ 57837-2017, который пришёл на смену нормативам СТО АЧСМ 20-1993. По данным первого, характеристики двутавра 25Б1 соответствуют следующим величинам.
- Площадь поперечного сечения (квадратура разреза) – 32.68 см2.
- Радиус инерции – 104.04 см.
- Вес 1 м 25Б1 – 25.7 кг. В 1 т имеется приближённо 36,6 м двутавра 25Б1.
- Параметр кривизны, согласно ТУ/ГОСТ – не более 2 промилле.
- Радиус перехода главной перегородки в боковины – 12 мм.
- Толщина главной перегородки – 5.5 мм.
- Длина боковины без учёта главной перегородки – 59,5 мм.
- Ширина главной перегородки – 23,2 см.
- Ширина всего двутавра (боковые борта и толщина стенки) – 124 мм.
- Длина сегмента – 2, 3, 4, 6 и 12 м. Дольно-кратная протяжённость, не указанная здесь, образуется лишь за счёт произвольного деления 12-метровой балки по пожеланиям заказчика: например, 9 и 3 (всего 12) метров.
- Общая высота двутавра (с полками, по их уровню/толщине) – 248 мм.
Согласно ТУ протяжённость 12-метрового сегмента может оказаться больше (но не меньше) максимум на 6 см. Ширина/высота стенок отличается в большую сторону максимум на 3 мм. Плотность стали, из которой изготовлена балка 25Б1 – приближённо 7,85 т/м3. Вес 1 погонного метра равен произведению площади сечения (в пересчёте на квадратные метры, 1 м2 = 10000 см2) на этот самый метр. Легирующие присадки разных марок стали немного меняют плотность реального сплава, однако для доставки партии берётся грузовик с заметно большим запасом грузоподъёмности, поэтому такая погрешность особого значения не имеет.
Масса 1 км погонажа равна 25,7 т (потребуется самая большая фура, возможно, с дополнительным прицепом), а 5 км этой же продукции (например, для строительства промышленного здания или ТРЦ) уже весит 128,5 т (понадобится несколько фур, автопоезд или доставка товарным поездом). Оцинковки у 25Б1 по умолчанию нет. Окрасьте конструкцию после сборки, используя грунтовку и эмаль.
Окраска поверхностей собранных элементов существенно продлит срок службы получившейся сборки, оградив её от влияния атмосферных осадков.
Виды
Прокатная продукция 25Б1 изготавливается с параллельными гранями полок. Обозначение «Б» – обычный двутавр. Он не обладает широкополочным или колонным исполнением, как это отражено у его собратьев – 25Ш1 и 25К1. Выше было сказано, что выпускается практически один вид данного двутавра. Однако сортамент предполагает наличие разновидности элементов 25Б1 с наклонными полками.
Здесь имеется в виду, что наклонены не столько сами полки как таковые, а их внутренние стороны как бы отклонены наружу. Это означает, что внешние стороны по-прежнему остаются перпендикулярными. Отклонение происходит за счёт переменного значения толщины полок: вдоль всей длины двутавра они остаются более толстыми у основания (где они сходятся с главной перемычкой, и имеется скругление по радиусу, оговоренному в нормативных величинах) – и утончаются ближе к своим продольным краям.
Популярные производители
Россия – первая в мире по чермету. Её объёмы выпуска таковы, что способны легко обогнать США и всю Западную Европу. Ведущие предприятия – ОАО «ЧМК», ОАО «НТМК» и «Северсталь». Выпуск и транспортировка продукции производятся по нормам ГОСТ-7566. Все производители придерживаются размеров 25Б1 по ГОСТ.
Применение
Профиль 25Б1 получил распространение при прокладывании инженерных коммуникаций, упрочнении уже существующих шахт, построении ангаров для летательной техники. Его используют при прокладывании нефте- и газопроводов, строительстве подъёмных (авто) кранов, мостов и эстакадных зон. Построение двутавра 25Б1 даёт возможность перераспределить нагрузочную силу на межэтажные перекрытия и несущие конструкции: так, перед строителями открылась возможность возводить быстро и оперативно, в ограниченные сроки, каркасы зданий с весьма протяжёнными пролётами. Двутавровая балка 25Б1 применяется для строительства тяжёлой спецтехники. В строительстве высокая нагрузка на балку 25Б1 возымела высокий спрос: двутавры, уложенные по расчёту определённого проекта, позволяют залить межэтажные плиты, уложить компоненты и комплектующие чистового пола и проложить контробрешётку с кровельным профнастилом.
Вторая сфера применения двутавровой балки 25Б1 – машиностроительная. Она предусматривает наличие этого элемента в качестве компонента рамных конструкций грузовиков, вагонов и спецтехники – от бульдозеров до экскаваторов. Чем внушительнее номинал двутавра, тем больше возможностей применять его в качестве расходника и для военной техники.
Разновидности 25Б1, однако, лишены такой перспективы: балка, скажем, если бы устояла при взрыве брошенной под танк гранаты, то бронебойный снаряд её бы существенно повредил. 25Б1 – элемент для гражданского производства, а не военного.