Все о рамках для картин

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Обзор видов
  3. Материалы
  4. Размеры
  5. Варианты дизайна
  6. Фурнитура
  7. Как подобрать раму?
  8. Красивые примеры

В тандеме картины и рамы главенствует, конечно, картина. Но именно от рамы зависит, насколько удачна подача изображения, и как гармонично оно интегрируется в окружающее пространство.

Что это такое?

В одной из египетских гробниц археологи нашли погребальный портрет, выполненный в технике энкаустики, относящийся ко II веку до нашей эры. Он был наглухо соединен с деревянной рамой. И лишь в 1424 году итальянский художник Фабриано догадался выполнять рамы отдельно от полотен (съемные). С тех пор этот предмет претерпел немало изменений.

История рамочных багетов прошла долгий путь от вычурных обрамлений холстов эпохи Возрождения до многообразия продукции XXI века, отличающейся большим выбором стилей и современных материалов.

Багетные мастера каждому элементу рамы дали свое название.

  • Планка рамы. Длинные доски с частичным оформлением, подготовленные для работы над будущим обрамлением полотна.
  • Профиль рамы. Базовая часть, заданная размером и формой, на основе которой будет формироваться все изделие.
  • Фальц. Небольшое углубление, в которое устанавливается холст.
  • Пластический рельеф. Декоративная рельефная фасадная часть рамы.
  • Фасет. Тонкий выступ, составляющий грань между рамкой и картиной. Иногда фасет соединяется не с изображением, а с паспарту.

Сегодня рамки делают из багетов, которые представляют собой обработанные на станках планки разных размеров. Наложение рельефа им придает законченности. Багеты можно приобрести в специализированном магазине неокрашенными либо покрытыми лакокрасочным слоем, а затем самостоятельно собрать из них раму необходимых размеров. Готовое обрамление сложнее подобрать по размеру холста. В магазинах, торгующих живописью, приобретаются полотна уже оформленные рамами.

Изделие для вставки изображений может состоять из ряда элементов: стекло, паспарту, монтажная основа, задник и непосредственно сама рамка. Для картин, написанных на холсте, существует подрамник, на который натягивается полотно. Впоследствии багет оформляется вокруг авторской работы.

Обзор видов

В течение многих веков рамы для картин изготавливали из дерева, украшали резьбой или лепниной. Сегодня продукция представлена множеством современных материалов. Рамки, выполненные фабричным способом, а также в багетных мастерских различаются размерами, формой, декоративным оформлением и направленностью рельефа. Рассмотрим разновидности рамочных изделий, отличающиеся друг от друга по форме.

Прямоугольные

Данный формат относится к самой востребованной продукции, так как подходит для любой живописи – пейзаж, портрет, марина. Прямоугольные изделия могут быть представлены в разных материалах и стилях, от лаконического минимализма до усложненных декорированных вариантов.

Квадратные

Форма квадрата в рамочном деле не популярна, так как подходит не каждой композиции картины и не имеет большого спроса. В подобной раме можно разместить протрет, натюрморт, абстракцию.

Круглые

Изящные и объемные рамы, выполненные по линии окружности, называются рондо, а помещенные в них картины – тондо. Их используют не часто, но именно в таком формате живопись выглядит необычно. Например, пейзаж «ломает» перспективу и, как-бы заворачивает изображение, от чего оно приобретает особый шарм.

Портреты в рамах рондо геометрически выверены, поэтому смотрятся гармонично.

Эллиптические

Эллипсные полотна, как и тондо, нарушают привычное восприятие изображения. До ХХ века такой формат часто использовали в картинах с религиозным уклоном и для создания светских портретов. Сегодня овальным обрамлением представляют штампованные цветные репродукции.

Направление рельефа на раме способно сделать картину более глубокой, подчеркнуть современный стиль или добавить масштаб панорамным изображениям. Багетные мастера выделяют три вида направленности рельефа.

  • Классический. Данный тип изделий считается самым распространенным. Рельеф на них спускается от внешнего края рамы к изображению, он как-бы скошен в сторону полотна. Еще в XVII веке заметили, что рама, краями нисходящая к картине, позволяет взгляду соскальзывать вниз и сосредотачиваться на холсте. На протяжении более трех столетий большинство полотен содержат именно такое обрамление, ставшее уже классическим. Если нужно добиться глубины изображения, выбирают темные варианты изделий.
  • Обратный. Не часто можно встретить рамы с обратным направлением рельефа, когда самая толстая часть багета располагается у картины, а самая тонкая нисходит во внешнее пространство. Такое строение рамочного изделия, как-бы выдавливает картину наружу, растворяет ее за своими границами. Багетный профиль с обратным рельефом подходит панорамным полотнам с насыщенным изображением людей, домов, улиц, с масштабными батальными сценами или бесконечным морем, лугом, лесом. Кстати, он хорош и для зеркальных поверхностей.
  • Плоский. Плоские рамы не имеют направленности в какую-либо сторону. Они могут быть простыми или декоративными, но обязательно должны находиться в одной плоскости. Их часто применяют для оформления полотен современной живописи, нежных, почти прозрачных акварелей, портретов, созданных с помощью фотопечати на холсте.

Плоские рамы не привлекают к себе внимание, оставляя его для самой картины. Они хорошо гармонирует с современными интерьерами, ненавязчиво встраивая полотно в окружающую обстановку.

Материалы

Рамки, используемые для современных интерьеров, не ограничиваются древесным материалом. Сегодня можно встретить живопись в металлическом, гипсовом, пластиковом, стеклянном, зеркальном обрамлении.

Народные умельцы могут поместить картину в рамки, собранные из природного материала, или выполненные с применением различных техник – пэчворка, декупажа, макраме. Особой красотой отличаются кованые, бамбуковые, кожаные рамы, а также изделия, украшенные лепниной, резьбой и мозаикой. На некоторых видах материалов остановимся подробнее.

Дерево

В течение многих столетий древесина была единственно возможным материалом для изготовления рам. И сегодня без нее не обходится большая часть холстов. Исторические, этнические, экологические и деревенские интерьеры сочетаются с полотнами в деревянном оформлении.

Природные спилы с красивым рисунком, текстурой и цветом чаще всего не нуждаются в дополнительном декорировании, их достаточно защитить тонким слоем краски или лака. Но для некоторых картин багеты украшают резьбой, лепниной, аппликацией, мозаикой, обтягивают кожей, кружевами.

Древесина хорошо поддается окрашиванию, из нее производят современные рамы в большой цветовой палитре. Кроме того, для эффектной подачи багетов используются различные техники, например, древо можно искусственно состарить, придать ему вид камня, замши, окисленного металла. Иногда резные рамы украшают позолотой, нанося ее только на верхнюю часть рифлений. В сочетании с насыщенным темным цветом натурального дерева получаются богатые обрамления для дорогих полотен.

Металл

Легкий, но прочный алюминиевый багет, покрытый глянцем или матовой краской, часто используют для декорирования стен в стиле поп-арт, лофт, хай-тек, минимализм, авангард. Рамы подходят для современной живописи, графики, постеров и фотографий.

Пластик

Современный, очень легкий и недорогой материал. Багеты выполняются многоступенчатой формы с красивым рифлением, в богатой цветовой гамме. Внешне их трудно отличить от деревянных изделий. Для окрашивания используется позолота и серебрянка. К дорогим, а также крупным картинам пластик не подходит.

Стекло

Чаще всего стеклом прикрывают легкие рисунки, графику, акварели. Но иногда рамы полностью выполняют из стекла, прикрепляя их к стене специальными болтами. Изделия подходят интерьерам, в которых за основу берется легкость, воздушность, простор. Прозрачное оформление художественных работ можно использовать также в стиле фьюжн, минимализм.

Размеры

Рама для картин содержит внутренние и внешние размеры. Длина и ширина холста отвечает внутренним параметрам конструкции. Внешние могут иметь любое цифровое значение, все зависит от ширины багета. Чтобы картину идеально встроить в раму, необходимо безошибочно произвести замеры полотна. Углубленная часть рамки должна им соответствовать. Если все просчитано правильно, провисание холсту не грозит.

Внешний размер рамы определяется шириной багета. Он подбирается с учетом следующих факторов:

  • темы и техники художественного полотна;
  • его размеров;
  • масштабов помещения;
  • дизайнерских потребностей интерьера.

В первом случае учитывается само изображение и выбор красок, участвующих в работе. Например, для нежной акварели понадобится паспарту. Портрет, написанный маслом, можно украсить обрамлением с лепниной, выполненной на крупной раме. При выборе размеров рамы учитываются параметры полотна. Чем оно масштабнее, тем шире понадобится обрамление. У небольших или средних холстов могут быть узкие рамы. Исключение составляют совсем маленькие работы. Например, миниатюрная гравюра затеряется в пространстве стены, если ее не оформить широким багетом.

Объемы помещения влияют на выбор картин. Крупная работа, оформленная широким багетом, сконцентрирует внимание на себе и сделает маленькую комнату совсем незначительной. И, наоборот, в просторном помещении небольшие полотна с узкими рамами никто не заметит. Размеры рамы зависят и от дизайнерских задач. В современных урбанистических интерьерах выбираются металлические, стеклянные или деревянные изделия без излишеств. Они имеют узкие или средние размеры. Стили барокко, классицизм и другие исторические дизайны нуждаются в крупных декорированных рамах.

Следует учитывать, что широкий картинный багет отбрасывает тень. Правильно подобранное место для картины с учетом освещения поможет исправить нестандартные параметры комнаты.

Варианты дизайна

Рама выполняет разделительную функцию между холстом и стеной. Хорошо подобранный багет гармонично внедряет картину в дизайн интерьера. Кроме попадания в стиль задача рамы заключается в наиболее выгодной подаче авторского полотна. Красота багета не должна затмить работу художника. Ненавязчивое правильное дополнение поможет картине раскрыться.

Темная рама обеспечит глубину изображения, белая и черная – подчеркнет стильность, присутствие золотой поволоки намекнет на богатство дома. Работу, выполненную в мрачных красках, можно выгодно обыграть подсветкой, спрятанной за багетом.

Цвет имеет весомое значение в дизайне интерьера. В этом можно убедиться на примерах.

  • Комната, в которой доминируют синеватые оттенки и тонкие линии мебели, гармонично смотрится с полотнами, имеющими утонченные синие рамы. Они в полной мере раскрывают экстравагантность окружающей обстановки.
  • Невыразительные серые стены оживут и словно зальются солнечным светом, если их декорировать желтыми багетами. Это как раз тот редкий случай, когда сами рамы имеют значение. Изображение для них подбирается черно-белое, оно позволяет в полной мере сохранить дизайнерский акцент.
  • Рамы разных оттенков, форм и размеров, собранные на одной стене, кому-то могут показаться безвкусными. Но есть люди, для которых такая комбинация декора является незаурядной и креативной.

Иногда рамы в интерьерах живут своей жизнью. В них не помещают картины, они сами по себе самодостаточны и красивы, уверенно контрастируют с насыщенным цветом стены. Настенный декор Massena, сложенный из рамок разных размеров в единый прямоугольник, является удобной площадкой для наполнения графикой, легким рисунком или фотографиями.

Рамы важны для поддержки стилизованных интерьеров. Здесь нельзя ошибиться, иначе разрушится гармоничное восприятие окружающей обстановки. Каждому дизайнерскому направлению требуются определенные рамы.

  • Лофт нуждается в простом брутальном обрамлении. Содержимое потертых, но крепких рам необычно и грубовато. В данном случае на изображение накладывается реальный макет велосипеда.
  • Модерн был создан в противовес классицизму. Для него неприемлемы правильные геометрические формы и четкая симметрия. Рамы, предназначенные для картин и зеркал, имеют плавные, на первый взгляд, хаотичные очертания. Современные модные полотна, заключенные в прямоугольные обрамления, на плоскости располагаются асимметрично (модерн-арт).
  • Для интерьеров прованс выбирают нежные акварели в рамах пастельных оттенков. Особенно ценятся старинные, но не помпезные обрамления.
  • Направление барокко, напротив, предпочитает резные изделия, лепнину с пестрым рельефом на тему флористики. Для стиля характерно применение позолоты и большого количества мелких деталей.
  • В дизайне шале и других сельских направлений используются простые деревянные рамы. Либо крупные картины помещают на стены в подрамниках, совсем не оформляя багетом.
  • Картины, плакаты, постеры в стиле поп-арт оформляют в тонкие рамы, заключающие в черный контур яркое многоцветное изображение. Для подачи более мелких рисунков применяется паспарту.
  • Классицизму характерна сдержанная роскошь, правильные формы, гармония и красота. Рамы картин со вкусом декорированы, но далеки от подчеркнутого шика барокко и ампира.

Фурнитура

Чтобы собрать раму для картины и водрузить ее на стену, понадобится специальная фурнитура. Промышленность выпускает стандартные крепления, но для больших тяжелых изделий и легких обрамлений следует выбирать разные приспособления. Например, полотно к подрамнику можно прикрепить мебельным степлером. Для тяжелых рам понадобятся более прочные крепежи, чем для миниатюрного обрамления графического рисунка.

Соединительные элементы рамы, крепежи для холста, настенные застежки располагаются таким образом, чтобы оставаться незамеченными при внешнем осмотре картины, висящей на стене. Когда смотришь на цельное гармоничное полотно, даже не задумываешься о фиксирующих элементах, а ведь их производится немало.

Предлагаем описание самых востребованных предметов фурнитуры.

  • Фотоанкеры применяются для фиксации легкого рисунка в раме.
  • Гибкие стрелки. С их помощью на небольших рамках фиксируют рисунок, фото или задник. Для массового оформления изделий стрелки могут формироваться в пачку по 250 штук и забиваться пистолетом.
  • Петля нужна для рамок с откидной ножкой, она обеспечивает угол открывания до 30 градусов. Петлю устанавливают в изделия из картона и ДВП.
  • Задник предназначен для небольших рам из МДФ толщиной в 2 мм.
  • Стекло толщиной в 2-3 мм изготавливается для маленьких стандартных изделий.
  • Плетеный стальной тросик. Не толстый, но прочный предмет фурнитуры применяют для подвешивания картин разного веса. Фиксируется на рамных муфтах.
  • Муфта зажимная из алюминиевого сплава. С ее помощью из тросика формируется петля.
  • Зубчатый забивной подвес. Вбивается в тыльную поверхность задника или рамы. С помощью данного элемента удобно регулировать правильное расположение картины на стене.
  • Крючок с четырьмя острыми шпильками, легко вбивается в стену. Используется для подвешивания полотен в рамах.

Как подобрать раму?

В первую очередь раму подбирают к работе художника, а не к интерьеру. Дизайн комнаты со временем можно сменить, а полотно останется неизменным. Но полностью игнорировать окружающий стиль тоже не стоит. Например, богатая усложнённая рама из прошлого внесет дисгармонию в минималистический интерьер. Решив декорировать стену картиной, необходимо учитывать некоторые правила.

  • Художественная ценность багета не должна превышать значимость холста. Штампованную репродукцию не оформляют резным изделием ручной работы. В то же время антикварное полотно в пластиковой раме также выглядит неуместно.
  • Для украшения комнаты выбирают картину, а не ее обрамление. Поэтому задача рамы – как можно удачнее преподнести изображение, не перетягивая на себя внимание.
  • В подборе картины и багета для оформления комнаты учитываются сбалансированные параметры полотна, рамы и помещения.
  • Заполнить пустующее пространство лаконично обставленной комнаты можно угловым трехмерным коллажем, составленным из рам, или двойной картиной с удаляющейся перспективой. Приобретенный объем добавит уюта пустующему помещению.
  • Обустраивая полотно в интерьере, следует помнить, что светлые рамы преподносят его на обозрение, а темные – уводят вглубь картины, создают насыщенность момента.
  • Для современных интерьеров лучше выбрать простые и строгие изделия.
  • Натюрморты и пейзажи хорошо преподносятся багетами, выполненными в классическом стиле.
  • Цветовая палитра обрамления не должна сливаться с картиной. Если есть необходимость в однотонном решении, следует воспользоваться контрастным паспарту.

Какие бы рамы не пришлось выбирать, с учетом полотен и стилей интерьеров, нужно не забывать проверять их на качество. Только идеальная рама может стать достойным украшением как холста, так и стены.

Красивые примеры

Иногда рамы бывают настолько необычны и хороши, что могут создать конкуренцию настоящим авторским работам. Предлагаем ознакомиться с подборкой удивительных примеров рамных изделий.

  • Рамки для картин от Дэррила Кокса представляют собой причудливый переход природного материала к изделию рук человеческих, или, наоборот (зависит от воображения).
  • Двойная рамка ручной работы, выполнена из обычных планок и шпагата.
  • Изделия, сделанные своими руками из спилов веток.
  • Для фотографий из путешествий, для картинок на морскую тематику нередко выбираются ракушечные обрамления.
  • Красивая чеканная металлическая рама подойдет как для зеркала, так и для небольшого полотна со столетней историей.
  • Вычурная гипсовая модель выполнена под старину.
  • В работе модерн соединен изящный силуэт девушки с тонкими гнутыми линиями растения.
  • Рамка-пазл рассчитана на четыре изображения.
  • Современная живопись нуждается в едва заметных контурных обрамлениях.

Рамы являются связующим звеном между картиной и дизайном комнаты, их подача должна быть значительной, но незаметной для окружающих. Если эти условия выполнены, обстановка в помещение приобретет полную гармонию.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.