Все о чугунных задвижках
При проектировании абсолютно любого трубопровода очень важно предусматривать монтаж запчастей, которые позволят полностью перекрыть либо частично ограничить поток рабочего состава/вещества. Для решения данного вопроса обычно задействуют специальный кран или вентиль. Также можно воспользоваться высокопрочной чугунной задвижкой. О подобных изделиях поговорим в сегодняшней статье.
Общее описание
Задвижка представляет собой одну из разновидностей крепких и надежных запорных арматур. Ее можно использовать при монтаже различных трубопроводных систем. Посредством качественной чугунной задвижки появляется возможность регулировки потока рабочего вещества. При необходимости его поступление можно перекрыть полностью.
Высокопрочные задвижки, в производстве которых используется чугун, могут эксплуатироваться в средах как с газообразными, так и с жидкими или сыпучими веществами. Их химическая активность может быть различной, как и уровень вязкости.
Одно из главных достоинств современных чугунных задвижек заключается в максимальной простоте конструкции. Главная составляющая корпусной части этих деталей устанавливается непосредственно в магистраль посредством муфтового или фланцевого крепежа.
Чтобы закрепилась крышка, задействуются прочные болтовые или винтовые компоненты.
Среди других важных преимуществ чугунных задвижек можно выделить следующие.
- Подобные вещи характеризуются высокими техническими показателями. Исходя из конкретного назначения задвижек, они могут эксплуатироваться на фоне температурных значений от –60 до 565 градусов Цельсия. Диапазон давления при этом может представляться такими значениями: 0,16-25 МПа.
- Задвижки из чугуна отличаются универсальностью. Эти устройства могут беспроблемно функционировать в трубопроводных системах абсолютно любых типов с диаметром от 15 до 2000 мм.
- Для рассматриваемых изделий характерны очень высокие гидравлические параметры. Подборка подходящих стальных задвижек происходит в соответствии со значением внутреннего диаметра труб. Поскольку указанные величины подчиняются определенным стандартам, устройство не может повлиять на показатели гидравлического сопротивления. Благодаря плавным движениям заслонок в ходе перекрытия поступления рабочей среды полностью исключается риск провоцирования гидроудара.
- Чугунные задвижки являются ремонтопригодными. Даже если имеет место серьезный износ запорных компонентов либо прокладок, их можно без лишних проблем заменить на новые.
- Задвижки из чугуна отличаются продолжительным сроком эксплуатации. Все главные составляющие указанных конструкций производятся из надежных и высокопрочных материалов, адаптированных к использованию в той или иной рабочей среде.
Современные задвижки, изготовленные из чугуна, имеют не только достоинства, но и свои недостатки. Ознакомимся с самыми серьезными из них.
- Чугун является материалом, который способен недостаточно эффективно противостоять образованию разрушительной коррозии. С течением времени поверхность чугунных компонентов непременно обрастает известью, а также раковинами, после чего ржавеет. Такие события могут привести к проблемам с герметичностью в ходе закрытия поступающей рабочей среды.
- Рассматриваемые предметы имеют довольно большой вес.
- Поскольку чугун относится к категории сравнительно хрупких материалов, в случае очень сильных ударов изделия из него могут получить серьезные повреждения.
- Существуют и бюджетные разновидности чугунных задвижек. В подобных изделиях обычно имеется дешевое сальниковое уплотнение, которое может в короткие сроки выйти из строя.
Технические характеристики
Ознакомимся с основными техническими характеристиками, которыми обладают современные задвижки из чугуна.
- Размеры запорных деталей обязательно должны отвечать характеристикам систем трубопровода. Все необходимые нормативы установлены в ГОСТ 9698.86, 3706-93. Размерные показатели прохода могут составить от 40 до 2000 мм, а показатели условного давления – 160-2500 кПа.
- Что касается параметра длины чугунных задвижек, то здесь актуальным является значение 140-550 мм.
- Показатели температур для эффективного функционирования рассматриваемых изделий в водоснабжающих системах, а также на производствах могут составить от -15 до +565 градусов Цельсия.
- Средний срок службы запчастей из чугунного сплава составляет примерно 8 лет. Эти предметы оптимально подходят для перемещения самых разных сред.
Маркировка современных чугунных задвижек с клиновым элементом прорезиненного типа проводится в соответствии с ГОСТ 52760-2007, а также специальными таблицами. В марке рассматриваемых изделий отражается следующая важная информация о них:
- наименование их производителя;
- показатели номинального давления;
- габариты условного прохода;
- климатические параметры чугунной задвижки;
- наличие и вид привода изделия.
Маркировки задвижек проставляются и на передних, и на задних поверхностях корпусной части.
Обзор видов
Существует много разных видов задвижек, произведенных из чугуна. Разделение этих предметов осуществляется по ряду основных критериев, к примеру, по типу их конструкции, по показателям давления, диаметру, способу управления. Рассмотрим подробно, какими особенностями обладают разные задвижки из чугунного сплава.
По типу конструкции
Исходя из типа устройства, запорные детали из чугуна подразделяются на такие разновидности:
- клиновые;
- параллельные;
- шиберные.
Во фланцевых вариантах параллельного вида все седельные компоненты располагаются параллельно друг к другу. В конструкции затворного механизма здесь имеется 2 дисковые детали. Чтобы достичь необходимого закрытого состояния, запчасти посредством особого клина стягиваются к седлам, приостанавливая таким образом прохождение химических или смесей газового типа.
В клиновых разновидностях седла во внутренней полости корпуса располагаются под наклоном. Элемент затвора выполняется в виде клина, сделанного из плотного состава. Также эта составляющая может состоять из двух дисковых компонентов. Чугунные задвижки с клином прорезиненного типа чаще всего задействуются в тех конструкциях, которые требуют обязательной повышенной герметичности.
Строение шиберной задвижки во многом походит на экземпляр параллельного типа, но при этом в нем имеется только 1 запорный дисковый компонент. Конструкция этой запчасти идеально подойдет для трубопроводов с односторонним перемещением сред, не нуждающихся в повышенных характеристиках герметичности.
Устройство устанавливают в системах, что перемещают канализационные воды, а также шламовые составы или пульпы.
По давлению
Чугунные задвижки разделяются и по разрешенным показателям давления. Существуют такие виды:
- высокие;
- средние;
- низкие.
Экземпляры, работающие под действием высокого давления, отличаются шарообразным строением. Те задвижки, которые рассчитаны на среднее давление, оснащаются корпусами овальной формы. Для низкого давления применяются задвижки плоского устройства.
По диаметру
По диаметру современные запорные детали из чугунного сплава разделяются на такие виды:
- полнопроходные;
- суженные.
Гидросопротивление полнопроходных вариантов является уменьшенным. Этот фактор гарантируется максимально верной подгонкой показателей диаметров трубных деталей и задвижек.
Что же касается деталей с зауженным диаметром, то здесь диаметр оказывается меньшим, нежели проем трубопровода. Такое решение влияет на рост гидронапряжения, но уменьшает износ уплотняющих компонентов.
По способу управления
По способу управления чугунные задвижки подразделяются на:
- ручные;
- с электроприводом.
Модели ручного типа запускаются посредством маховика. Обычно подобные детали применяются в системах с малым диаметром (не более 150 мм).
Запорные экземпляры с электрическим приводом универсальны, но, как правило, их задействуют в системах крупных габаритов, находящихся на труднодосягаемых участках. Подобные варианты способствуют оптимизации функционирования, дают возможность раскрывать и запирать вентили в дистанционном порядке.
Производители и лучшие модели
Ознакомимся с лучшими производителями и моделями современных запчастей из чугунного сплава.
- ОАО «Завод Водоприбор». Отечественный производитель качественных чугунных задвижек. «Завод Водоприбор» выпускает крепкие и надежные варианты Ду-150, Ру-10, имеющие прорезиненный клин. Маркировка подобных продуктов – 30ч39р. Этот же производитель выпускает задвижки с другими параметрами, к примеру, МЗВ, ДУ-50 или Ду-100.
- ООО «Мегастрой». Компания выпускает разные вариации чугунных задвижек. Изделия могут отличаться различными характеристиками и параметрами. К примеру, популярная модель Ду-80 делается из чугуна, имеет обрезиненный клин, сопровождается невыдвижным шпинделем. Управляется вручную, предусматривает фланцевое соединение.
- ООО «Казанский арматурный завод». Этот изготовитель так же выпускает много вариаций чугунных задвижек. Популярным является продукт Ду-200 с маркировкой 31ч906бр. Изделие дополняется сальниковой набивкой, имеет выдвижной шпиндель. Тип устройства – клиновый.
Сегодня в продаже можно встретить большое количество качественных чугунных задвижек от разных производителей, с разными маркировками. Это могут быть не только модели 30ч39р, но и варианты марки 30ч906бр, экземпляры с выдвижным штоком, прорезиненным клином и многими другими составляющими.
Сферы применения
Модели задвижек из чугунного сплава считаются универсальными компонентами запирающей арматуры. Чаще всего они задействуются в различных сетях инженерного типа, а именно: инженерных путях, касающихся жилищно-коммунального хозяйства; водяного снабжения; в современных газопроводных системах; на предприятиях нефтепереработки; в условиях различных энергетических комплексов; в канализационных системах; в конструкциях, ответственных за отопление; в транспортных системах трубопровода.
Монтаж
Процесс установки современных запорных устройств из чугуна зависит от типа их конструкции. Запирающие детали могут прикрепляться к основным системам разными методами:
- раструбным;
- фланцевым;
- муфтовым;
- сварным.
Прежде чем запускать любые системы, необходимо провести тестовые мероприятия, чтобы убедиться в должной функциональности задвижки. Устройство потребуется открыть и закрыть. На корпусной составляющей не должно быть ни одного повреждения. По ходу монтажа затвор должен быть зафиксирован в состоянии «открыто».
Если диаметр трубопровода составляет более 100 мм, то требуется монтаж устойчивой опоры под трубу с запорным компонентом. Объемные модели задвижек рекомендуется монтировать с использованием специальных проушин. При этом не разрешается задействовать электропривод, маховик или редуктор.
В случае бесканального монтажа под землей требуется выполнить основание в виде насыпи. Оно должно быть не меньше 200 мм.