Все о болтах из нержавеющей стали

Содержание
  1. Особенности
  2. Обзор видов
  3. Материалы
  4. Размеры
  5. Как выбрать?

Знать все о болтах из нержавеющей стали, в том числе ГОСТ болтов из нержавейки, очень важно для всякого начинающего мастера. Потому внимание следует обратить на болты М6, М8, М10 и других категорий. Не менее важно разобраться с различием колесных и анкерных болтов, с их материалами, размерами, особенностями выбора.

Особенности

Сам термин «болты из нержавеющей стали» подразумевает широкий спектр металлических изделий, выпускаемых из нержавейки. Их внешний облик прост — это цилиндрический стержень со специальной резьбой. Один край конструкции оснащается специальной головкой. Главная задача болта — накрепко зафиксировать соединяемые части. Наряду с фиксацией во внутреннем объеме детали может проводиться еще и фиксация с использованием гайки.

Разъемный характер болтовых соединений может быть как преимуществом, так и недостатком — в зависимости от конкретной ситуации. Для производства болтов используется сталь различных марок. К ней добавляют проверенные легирующие компоненты, повышающие коррозионную устойчивость и технико-эксплуатационные параметры.

Именно использование нержавеющей стали гарантирует наибольшую надежность конструкции.

На нержавеющие болты ранее действовал ГОСТ 7798-70. Сейчас его сменил ГОСТ Р ИСО 3506-1-2009. Согласно действующему стандарту, испытания на соответствие заявленным характеристикам производятся при температурах не ниже -15 и не выше +25 градусов. Допускается существенное отличие механических параметров при выходе температуры за эти пределы. Стойкость к коррозии, уровень окисляемости и механические параметры при нестандартных условиях должны согласовываться самими изготовителями и получателями.

Испытательные процедуры проводят на специальных устройствах с автоматически центрируемыми зажимами. Благодаря этому предотвращаются воздействия изгибающих нагрузок. Погрешность при замере размеров не может превышать 0,05 мм. Пределы текучести устанавливаются с использованием готовых винтов и болтов. Сама процедура включает определение степени удлинения болта под осевой вытягивающей нагрузкой.

Обзор видов

Достаточно широкое распространение получили колесные нержавеющие болты. Как уже следует из их названия, основная область применения — фиксация дисков в автомобильных колесах. Разница между конкретными моделями может выражаться:

  • в величине головки;
  • в габаритах резьбы;
  • в особенностях поверхности прижима.

Именно последний аспект — прижимная поверхность — наиболее важен. От него зависит возможность плотно прижать диск к ступице или к тормозной части, блокируя смещение. Чаще всего применяют конусные элементы с углом 60 градусов перед головкой. Подобные конструкции могут оснащаться подголовком величиной 0,13 см, хотя это не обязательно.

В ряде болтов используется допуск эксцентрика 0,24 см.

Подобные конструкции пригодны для монтажа дисков от самых разных авто. Однако при этом габариты ступиц и дисков должны быть ограничены теми самыми 0,24 см. Чтобы прижать колесо стабильно, все поверхности смазывают составом на основе графита. Рекомендуется соблюдать указания производителя. Для надежности стоит использовать болты с «секретными» головками.

Внимание стоит уделить и анкерным крепежам. Такие изделия применяются в основном в промышленном и гражданском строительстве, в оформлении интерьеров. С помощью анкерного болта можно закрепить декоративные изделия и бытовую технику в ситуациях, когда не помогают обычные гвозди, саморезы или шурупы. Они отлично входят даже в твердый бетон. Также этот крепеж пригоден для работы на кирпичной, пеноблочной, газоблочной и сделанной из натурального камня стене.

Необходимая фиксация происходит благодаря:

  • силе трения;
  • склеивающему эффекту адгезионных веществ;
  • взаимодействию распорного блока со стенками прохода.

Подавляющее большинство анкеров относится к клиновому либо распорному типу. Такие решения помогают наращивать внешнее сечение рабочих частей. Одновременно с этим увеличивается интенсивность трения. Специальное покрытие блокирует коррозионный эффект и продлевает рабочий ресурс. Размер конкретного изделия определяется в маркировке.

Анкер-болт считается универсальным типом крепежа. Однако из-за его довольно высокой стоимости применять такие конструкции в домах с деревянными стенами нецелесообразно. При грамотном использовании гарантированы:

  • повышенная стойкость к нагрузке;
  • четкое соответствие задаче (так как ассортимент весьма широк);
  • возможность повысить прочность уже собранной конструкции;
  • простота установки;
  • длительный срок службы;
  • отличная сопротивляемость вибрациям.

Однако минусами анкерного болта можно считать не только его дороговизну, но и потребность в заблаговременном сверлении, и необходимость выбирать крепеж сообразно обрабатываемому материалу.

Анкерный болт может крепиться как механически, так и за счет клеевой смеси. Второй вариант подойдет для работы в хрупкой стене, которую делают из ячеистого бетона. Клиновое исполнение, или шпилька из стали с добавкой цанговой втулки, подразумевает повышение диаметра в процессе закручивания стержня и его расклинивание внутри полости. После введения такого элемента в отверстие гайку потребуется затянуть рожковым ключом.

Когда шпилька завинчивается, втулка конуса будет касаться цангового зажима. Он сам при этом разожмется и подвергнется расклиниванию. Подобное решение гарантирует повышенную стойкость к нагрузкам. Но чудес не бывает — согласно законам механики напряжение просто распределяется по всей контактной площадке.

Потому в ячеистый бетон такой крепеж вкручивать недопустимо.

Втулочный анкер с гайкой, напротив, идеально подходит для решения такой задачи. Цанговый болт с распоркой — его дальнейшая модернизация. Несущая способность — та же, что и у клинового изделия. Конструкция пригодна для работы в пустотелом кирпиче и легких бетонах. Минус только в высокой цене.

Болт под шестигранник может быть изготовлен под самые разные размеры ключей. Подвид — болты-заглушки с утопленным шестигранником. Работать с ними помогает только специальный инструмент Torx. Подобный крепеж востребован в автомобильной отрасли, но его используют неоправданно редко.

Завершить обзор уместно на откидных болтах. Помимо основного ГОСТ, они должны отвечать еще и нормам DIN 444. Подобный крепеж подойдет для случаев, когда надо периодически демонтировать (разбирать) конструкцию. Либо для ситуаций, в которых прикипание болта критично.

Это изделие используют в корпусных частях всевозможного оборудования.

Материалы

А2

Этот тип стали еще именуют «пищевой нержавейкой». Он нетоксичен и по умолчанию не имеет магнитных свойств. Закалка такого сплава не производится. Прочность наращивают методом холодной деформации. Иностранные подобия — AISI 304, AISI 304L.

А4

Это модификация стали А2. От пищевого аустенитного сплава ее отличает введение молибдена. Добавка легирующего металла составляет не менее 2 и не более 3% (отклонения редки). Полученные подобным образом болты долго работают в среде нефти и нефтепродуктов, в морской воде.

Они не корродируют и не являются ядовитыми.

Размеры

Габарит болта определяют по номинальному сечению. Так, у М6 протяженность может варьироваться от 12 до 50 мм; часто применяют М6х40. Крепеж М5 выполняют обычно по ГОСТ 7805-70. В этом случае высота головки может достигать 0,35 см. Резьба идет с шагом 0,8 мм (мельче не делают).

Габарит 140 мм может иметь только болт с резьбой на 24 мм. Его длина колеблется от 5 до 20 см. Довольно широко востребованы также болты:

  • М8 (величина головки 0,53 см, шаг нарезов от 1 до 1,25 мм);
  • М10 (0,64 см; 1,25/1,5 мм соответственно);
  • М12 (всегда высокой категории точности по DIN);
  • М16 (мелкая нарезка 1,5 мм, крупная – 2 мм, длина – от 3 до 12 см).

Как выбрать?

Нетрудно понять, что грамотный выбор болтов довольно сложен. Придется обращать внимание на условия будущего применения и условную расчетную нагрузку на стыке. При этом четко различают прочность при растягивании и при рвущем усилии. Необходимая маркировка должна быть как в сопроводительной документации, так и на шляпке самого металлического изделия. Дополнительно принято подразделять болты на следующие категории:

  • машиностроительную;
  • мебельную;
  • дорожную;
  • лемешную (сельскохозяйственную);
  • норийную (для транспортеров сыпучих материалов).

И есть еще ряд узкоспециальных примеров.

Большинство потребителей выбирает крепеж традиционной шестигранной формы. Но могут встречаться изделия с потайной головкой. Полукруглая головка отличается тем, что «ус» либо подголовник не дадут крутиться в нормальном положении. Изделия для особо сложных условий применения оснащаются прессшайбой.

Она гораздо эффективнее простых шайб гасит сильные вибрации.

О том, как отполировать мебельный болт из нержавеющей стали, вы можете узнать из видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.