Выбираем бензиновый генератор

Содержание
  1. Особенности устройства и принцип работы
  2. Сравнение с электрическими моделями
  3. Где используются?
  4. Классификация и основные характеристики
  5. Производители
  6. Как выбрать?
  7. Как пользоваться?

Выбирать бензиновый генератор необходимо вдумчиво и осторожно. Точные советы, как выбрать электрический бензогенератор, позволят исключить множества ошибок. Существуют промышленные и другие виды, изделия российского и импортного производства — и все это следует обстоятельно изучить.

Особенности устройства и принцип работы

Общий порядок работы бензинового генератора основан на давно известном в технике и уже много десятилетий упоминаемом в учебниках физики феномене электромагнитной индукции. Когда через созданное поле проходит проводник, на нем появляется электрический потенциал. Приводить необходимые части электрогенератора в движение позволяет двигатель, внутри которого сжигается специально подобранное топливо. Продукты горения (разогретые газы) движутся, и их поток начинает раскручивать коленчатый вал. С этого вала механический импульс поступает уже на вал ведомый, на который и насажен контур, генерирующий электричество.

Разумеется, в реальности вся эта схема существенно сложнее. Недаром работают над ней только подготовленные инженеры, которые осваивают свою специальность несколько лет. Малейшая ошибка в расчетах или в соединении частей оборачивается иногда полной неработоспособностью устройства. Мощность вырабатываемого тока существенно отличается в зависимости от характеристик модели и сферы ее применения. В любом случае сам генерирующий контур традиционно разделен на ротор и статор.

Чтобы разжечь бензин (инициировать реакцию горения), используются свечи примерно того же образца, что и в автомобильном двигателе. Но если для гоночного болида или спортивного мотоцикла громкость звука только приветствуется, то на бензогенератор обязательно устанавливают глушитель. Благодаря ему использовать устройство будет комфортнее, даже если оно поставлено в самом доме или вблизи от мест постоянного пребывания людей. При установке генераторной системы в помещении, даже просто в сарае, обязательно должна предусматриваться и труба, при помощи которой отводятся опасные и просто неприятно пахнущие газы. Диаметр отводного канала обычно подбирают с некоторым запасом, чтобы даже «запирающий ветер» не вызывал неудобств.

Увы, в большинстве случаев трубы приходится изготавливать дополнительно собственными руками. Штатные изделия или не предусматриваются, или оказываются совершенно неудовлетворительны по своим качествам. Бензогенератор еще стоит дополнять аккумулятором, потому что в таком варианте существенно упрощается запуск устройства в работу. Кроме уже упомянутых деталей и компонентов, при производстве генератора потребуются еще:

  • электрический стартер;
  • определенное количество проводов;
  • стабилизаторы подаваемого тока;
  • бензиновые баки;
  • автоматы нагрузки;
  • вольтметры;
  • замки зажигания;
  • воздушные фильтры;
  • топливные краны;
  • воздушные заслонки.

Сравнение с электрическими моделями

Бензиновый электрогенератор хорош, однако четко представить его возможности можно только в сопоставлении с «конкурирующими» образцами техники. Работающее на бензине устройство развивает несколько меньшую мощность, чем дизельный аппарат. Их используют в основном соответственно на редко посещаемых дачах и в домах, где живут постоянно. Дизель также советуют выбирать, если перебои с электропитанием случаются часто и длятся подолгу. Карбюраторный прибор зато более мобилен и гибок, может применяться в самых разных условиях.

Он оптимален для палаточных лагерей и тому подобных мест.

Система, работающая на бензине, ставится спокойно под открытым небом. Для нее (при условии использования специальных кожухов, гасящих шум) не потребуется отдельное помещение. Бензиновый аппарат стабильно работает от 5 до 8 часов; после этого все равно требуется сделать перерыв. Дизельные агрегаты, несмотря на расширенные возможности, весьма неприятны по цене, зато способны работать очень долго, практически непрерывно. Кроме этого, следует сравнить бензогенератор и газовый образец:

  • газ дешевле — бензин более доступен и его проще хранить;
  • продукты сгорания бензина токсичнее (в том числе содержат больше окиси углерода) — зато система питания газом технически сложнее и не подразумевает самостоятельного ремонта;
  • бензин огнеопасен — газ огнеопасен и взрывоопасен одновременно;
  • газ дольше хранится — зато бензин сохраняет свои качества при существенно более низкой температуре.

Где используются?

Области использования бензогенераторов практически не ограничены. Продвинутые образцы устройств могут применяться далеко не только в бытовой сфере. Особенно часто их используют, когда приходится выполнять ремонт, подавая ток несколько часов в день. Как уже говорилось, работающее на бензине оборудование также весьма значимо в аварийных случаях и в местах, где невозможно стабильное сетевое электропитание. С учетом таких свойств, бензоагрегаты требуется использовать:

  • в туристических походах и постоянных лагерях;
  • в ходе рыбалки и охоты;
  • в качестве пускового устройства для автомобильного мотора;
  • для дач и пригородных, загородных домах;
  • на рынках, в гаражах, подвалах;
  • в иных местах, где нестабильность электроснабжения может быть опасна или спровоцировать серьезный ущерб.

Классификация и основные характеристики

По мощности

Бытовые портативные модели для дачи и загородного дома обычно рассчитаны на 5-7 кВт. Такие системы позволят подзарядить аккумулятор автомобиля или другого транспортного средства. Их еще используют в небольших кафе, в коттеджах. Электростанции для коттеджных поселков, заводов и так далее могут иметь мощность не ниже 50 (а лучше 100) кВт. Необходимо четко отличать номинальную и резервируемую мощность (последняя развивается только на пределе возможностей).

По выходному напряжению

Для бытовых аппаратов необходим ток 220 В. Для индустриальных целей — не ниже 380 В (в большинстве случаев). Чтобы можно было заряжать автомобильный аккумулятор, нужна хотя бы опциональная выдача тока напряжением 12 В. Имеет значение и способ регулировки напряжения:

  • механическим переключением (самый простой, но обеспечивающий погрешность не менее 5%, а иногда и до 10%);
  • автоматикой (она же АВР);
  • инверторным агрегатом (с отклонением не более 2%).

По назначению

Важнейшую роль тут имеют промышленный и бытовой классы. Второй тип представлен в гораздо большем ассортименте и рассчитывается на работу не более 3 часов подряд. Бытовые модели в подавляющем большинстве случаев изготавливаются в КНР. Индустриальные версии:

  • гораздо мощнее;
  • весят больше;
  • способны отработать до 8 часов подряд без перебоев;
  • поставляются сравнительно небольшим количеством компаний, имеющих все необходимые технические возможности и инфраструктуру.

По другим параметрам

Привод бензоэлектростанции может быть выполнен по двухтактной или четырехтактной схеме. Системы с двумя тактами запускаются сравнительно просто и занимают немного места. Они тратят мало топлива и не требуют особо сложного подбора рабочих условий. Использовать их можно спокойно даже при отрицательной температуре.

Однако двухтактный аппарат развивает малую мощность и не может работать долго без перерыва.

Четырехтактная техника используется главным образом в составе мощных генераторов. Такие двигатели могут работать долго и без существенных проблем. Они стабильно функционируют и на морозе. Важно также учесть, из какого материала изготовлены цилиндровые блоки. Если они сделаны из алюминия, конструкция получается легче, имеет компактный габарит, но не позволяет выработать много тока.

Чугунный цилиндровый блок гораздо долговечнее и надежнее. Он может получить немалое количество электричества в самые сжатые сроки. Необходимо принять во внимание также используемое топливо. Проблема не только в конкретных марках бензина. Существуют еще гибридные газобензиновые версии, которые успешно работают от магистрального газа.

Следующий важный параметр — разница между синхронными и асинхронными электрическими генераторами. Сихронизация привлекательна тем, что дает возможность уверенно переносить существенные электрические перегрузки, возникающие при запуске. Это очень важно для подпитки холодильников, СВЧ-печей, стиральных машин, сварочных аппаратов и некоторых других устройств. Асинхронная схема зато позволяет повысить устойчивость к влаге и засорению, сделать оборудование компактнее и удешевить его.

Такие приборы эффективны, если пусковой ток сравнительно невелик.

Трехфазные бензиновые генераторы оптимальны, если предстоит обслуживать хотя бы одно устройство с тремя фазами. Речь идет прежде всего о насосах большой мощности и о сварочных аппаратах. К одному из выводов трехфазного источника тока можно подсоединить и 1-фазного потребителя. Чистые однофазные электрогенераторы нужны, когда требуется снабжать током соответствующие электроприборы и инструменты.

Более точный выбор можно сделать с учетом рекомендаций профессионалов.

Производители

Если не ограничиваться самыми дешевыми электрическими генераторами, то стоит обратить внимание на японскую марку Elemax, продукция которой отличается надежностью и стабильностью. Недавно произведенная модернизация товарного ряда позволяет отнести продукты Elemax в премиальную категорию. Для комплектации используют силовые установки Honda. В какой-то мере этот бренд может быть отнесен к компаниям с российским производством — правда, только сборочного уровня.

Для потребителя это означает:

  • приличное качество деталей;
  • экономию;
  • отлаженную сервисную и ремонтную службу;
  • широкий выбор конкретных моделей.

Чисто отечественная продукция бренда «Вепрь» становится год от года все популярнее. Уже есть все основания приравнивать ее к товарам ведущих иностранных фирм. Мало того, лишь немногие компании могут похвастаться теми же темпами наращивания товарного ассортимента и идентичным качеством. Под маркой «Вепрь» продаются версии с открытым исполнением и с защитными кожухами, с опцией подпитки сварочных аппаратов. Есть и модели с АВР.

Очень хорошую репутацию традиционно имеют аппараты Gesan. Испанский изготовитель предпочитает использовать для комплектации своих продуктов моторы Honda. Но есть также конструкции на основе Briggs end Stratton. Эта фирма всегда предусматривает системы автоматического отключения; она очень выручает, к примеру, когда резко снижается напряжение в сети.

За границей популярностью пользуются также изделия под брендом Geko. Они стоят достаточно дорого — и все же эта цена полностью оправдана. Фирма позиционирует основную часть своей продукции как качественные предложения для домашнего использования. Но отдельными генераторами Geko вполне можно воспользоваться и для серьезной работы. Стоит еще отметить активное применение моторных комплектов Honda.

Сделанные во Франции бензогенераторы SDMO востребованы во многих точках мира. Эта марка может похвастаться наличием моделей различной мощности. При изготовлении товаров часто применяются моторы Kohler. Стоимость подобного оборудования невелика, особенно на фоне расписанных выше Gesan, Geko. Соотношение стоимости и характеристик тоже вполне прилично.

Среди китайских брендов обращают на себя внимание:

  • Ergomax;
  • Firman;
  • Kipor;
  • Skat;
  • Tsunami;
  • TCC;
  • Champion;
  • Aurora.

Среди немецких поставщиков значимы такие продвинутые и заслуженные марки, как:

  • Fubag;
  • Huter (условно немецкий, но об этом позже);
  • RID;
  • Sturm;
  • Denzel;
  • Brima;
  • Endress.

Как выбрать?

Конечно же, необходимо при выборе бензогенератора внимательно изучать отзывы о конкретных моделях. Однако и этот момент, и мощность, и даже расчет на комнатное либо уличное использование — еще далеко не все. Очень полезно, если в комплекте поставки присутствует система отвода выхлопных газов. Тогда не придется мастерить ее своими руками, рискуя совершить непоправимую ошибку.

Категорически нельзя автоматически доверять любым рекомендациям магазинных консультантов – они стремятся прежде всего к продаже готового товара, и для этой цели удовлетворят запрос потребителя и никогда не станут ему противоречить. Если продавцы говорят, что «это европейская фирма, но делается все в Китае» или «это Азия, но заводская, качественная», необходимо посмотреть, присутствует ли она в каталогах крупных иностранных торговых сетей. Очень часто в ЕС и США никто таких компаний не знает, неизвестны они и в Японии — тогда вывод совершенно очевиден.

Следующий важный момент — все же иногда необходимо прислушиваться к рекомендациям продавцов, если они аргументируют свои утверждения фактами, ссылками на нормативы и общеизвестные сведения. Внимание: не стоит приобретать бензогенераторы в «физических» магазинах, потому что это технически сложный товар, а не продукт массового спроса. В любом случае сервис будет получать экземпляры для починки, минуя магазин, и его сотрудники просто не могут знать, каков процент рекламаций на отдельные модели. Кроме того, выбор в любом интернет-каталоге обычно шире. Ассортимент меньше на сайтах, ассоциированных с каким-то производителем, но зато выше качество.

Очень распространенная ошибка — ориентироваться на страну производства. Допустим, достоверно известно, что генератор сделан в Китае, или в Германии, или в России. В любом случае комплектующие обычно поставляются как минимум из нескольких городов того же государства. А иногда и из нескольких стран одновременно.

Главное — ориентироваться на бренд (учитывая его репутацию).

Еще один важный момент — мощность, масса и так далее, указываемые изготовителями, не всегда верны. Куда правильнее будет ориентироваться на адекватность цены. Определяя необходимую мощность, не стоит слепо следовать распространенной рекомендации — учитывать суммарную мощность и пусковые коэффициенты. Дело в наличии так называемых реактивных потребителей энергии, точно спрогнозировать общую мощность не получится. Мало того, нагрузка будет еще и изменяться нелинейно! Инверторные генераторы стоит брать, если есть четкое представление — зачем они нужны и как будут использоваться. Форма сигнала зависит от общего качества и цены продукта больше, чем от инверторного или «простого» исполнения.

Как пользоваться?

В любой инструкции по эксплуатации однозначно указывается, что перед запуском требуется проверять уровень масла и качество заземления. Да и убедиться в том, что аппарат стоит на положенном месте прочно, устойчиво, очень важно. В момент запуска надо проверить, чтобы к генератору не подключались никакие нагрузки. Опытный потребитель запускает устройство поначалу ненадолго. Затем он глушит его, и в следующий прогон генератор работает при отключении нагрузки; подсоединять ее можно только после полного прогрева.

Важно: необходимо не просто заземлить бензогенератор, но и подключить его через защиту (АВР), иначе должную безопасность не обеспечить.

Дополнительно придется ставить отходящие автоматы, подразделяемые на группы для каждого типа нагрузок. Регулировка карбюратора проводится так:

  • разбирают само устройство;
  • находят специальный «количественный» винт;
  • корректируют зазор с таким расчетом, чтобы наименьшее открытие заслонки дросселя происходило на 1,5 мм (допускается погрешность 0,5 мм);
  • проверяют, что напряжение после процедуры стабильно держится на уровне от 210 до 235 В (или в ином диапазоне, если это указано в инструкции).

Часто возникают жалобы, что на бензогенераторе «плавают» обороты. Обычно это связано с запуском прибора без нагрузки. Достаточно ее дать — и проблема почти всегда решается. В противном случае придется регулировать тягу на участке от центробежного регулятора до заслонки. Появление люфтов в этом звене происходит регулярно, и это не повод для паники. Если генератор не набирает обороты, не запускается вовсе, можно предполагать:

  • разрушение или деформацию картера;
  • повреждение шатуна;
  • проблемы с выработкой электрической искры;
  • нестабильность подачи горючего;
  • проблемы со свечами.

Обязательно требуется в самом начале эксплуатации проводить обкатку бензинового генератора. Первые 20 часов этой процедуры не должны сопровождаться полной загрузкой устройства. Самый первый запуск никогда не идет полностью вхолостую (на 20 или 30 минут). В процессе обкатки непрерывная работа двигателя в любой момент не должна превышать 2 часов; непредсказуемая работа в этот момент — вариант нормы.

К сведению: вопреки распространенному мнению стабилизатор бензогенератору практически никогда не нужен.

При рабочих запусках портативной электростанции необходимо всякий раз проверять уровень масла. При его замене обязательно заменяют и фильтр. Проверка воздушных фильтров проводится через каждые 30 часов. Тест генераторных свеч зажигания должен производиться через каждые 100 часов эксплуатации. После перерыва в эксплуатации на 90 дней и более масло следует заменять без всякой проверки — оно точно потеряет свои качества.

Еще несколько рекомендаций:

  • по возможности использовать генератор только в прохладном воздухе;
  • заботиться о вентиляции в комнате;
  • ставить устройство подальше от открытого огня, горючих веществ;
  • устанавливать тяжелые модели на мощном основании (стальной раме);
  • применять генератор только для того напряжения, для которого он предназначен, и не пытаться переделывать;
  • подключать электронику (компьютеры) и другие чувствительные к исчезновению напряжения, к его колебаниям устройства только через стабилизатор;
  • останавливать аппарат после исчерпания двух заправок бака;
  • исключить заправку действующей или не успевшей охладиться бензоэлектростанции.

О том, как выбрать бензиновый генератор для дома и дачи, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.