Особенности бензиновых сварочных генераторов

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Принцип работы
  3. Обзор популярных моделей
  4. Критерии выбора
  5. Правила ухода

Электросварка является распространённым методом скрепления металлоконструкций. Во многих применениях электросварка незаменима уже в силу того, что прочность сварного шва — в отличие от иных способов соединения — как правило, превышает прочность самих скрепляемых материалов.

Для работы аппарата электросварки, очевидно, требуется электричество. Но где его взять в чистом поле? Или на стройке? Протянуть линию электропередачи не всегда возможно. На помощь приходят автономные источники электроэнергии — бензиновые сварочные генераторы. Даже если неподалёку есть линия электропитания, бензогенератор может оказаться удобнее, потому что он всегда рядом с местом работы.

Что это такое?

Бензогенераторы бытового применения известны давно и получили широкое распространение — но они мало подходят для сварки. Бензиновый сварочный генератор, пригодный для работы аппарата инверторного типа, должен обладать мощностью, значительно большей, чем привычный бытовой агрегат. Кроме того, простые бензогенераторы рассчитаны лишь на питание «активной» нагрузки: электронагревателей, осветительных приборов, маломощной бытовой техники.

Сварочный инвертор отличается не только большой мощностью, но и резкой неравномерностью потребления тока. Автоматика генераторного аппарата для питания сварочного инвертора должна быть устойчивой к работе на мощную «реактивную» нагрузку. Всё это определяет особенности конструкции и тонкости эксплуатации таких приборов.

Кроме того, перед покупкой бензинового генератора придётся определиться с особенностями сварочных работ, для которых потребовался переносной источник электрического тока.

Принцип работы

Все электрические генераторы устроены примерно одинаково. Компактный двигатель внутреннего сгорания приводит в движение электрогенератор. Сегодня самое широкое применение находят электрогенераторы, вырабатывающие переменный электрический ток. Такие аппараты проще, надёжнее и дешевле генераторов постоянного тока. Бытовые потребители, к которым относятся также сварочные аппараты, рассчитаны на питание переменным напряжением 220 В частотой 50 Гц. Чтобы поддерживать эти параметры в допустимых пределах, мобильные бензогенераторы обязательно содержат регулятор оборотов двигателя при изменении нагрузки.

Современные автономные генераторы (в целях получения качественного питания на выходе) построены по двухступенчатой схеме. Сперва напряжение с генератора выпрямляется. Это исключает влияние оборотов бензинового двигателя на частоту и напряжение на выходе агрегата.

Получившийся постоянный ток электронным устройством (инвертором) преобразуется в переменный — точно заданной частоты и требуемого напряжения.

Инверторные бензогенераторы обеспечивают качественное электропитание любых бытовых приборов. Но если агрегат предназначен исключительно для сварки, его схему несколько упрощают — такой инвертор изначально строится по схеме сварочного аппарата. Бензогенератор с функцией сварки не требует промежуточного преобразования электричества в стандарт «220 В 50 Гц». Это облегчает и упрощает конструкцию, но сужает сферу применения агрегата.

Обзор популярных моделей

Чтобы понять, как особенности работы со сварочным инвертором влияют на внешний вид, вес, цену и универсальность генераторов для электросварки, рассмотрим несколько производителей популярных моделей бензогенераторов. Японская фирма Honda изначально специализировалась на производстве мотоциклов. Это определило богатый опыт фирмы в создании компактных, лёгких, но при этом мощных и надёжных бензиновых двигателей. Постепенно корпорация завоевала прочную репутацию на рынке легковых автомобилей, двигателей для авиации и автономных генераторов.

Японские бензогенераторы славятся качеством и надёжностью. Но и цены на них немаленькие. Например, модель «ЕР 200 Х1 АС» обладает мощностью (электрической) 6 кВт. Этого вполне достаточно для выполнения большинства сварочных работ. «Интеллектуальный» инвертор обеспечивает безукоризненное поддержание напряжения 220 В и частоты 50 Гц, что позволяет использовать генератор для питания любых бытовых приборов. Стоимость на такие генераторные станции начинается от 130 тыс. рублей.

Отечественный производитель также предлагает бензиновые генераторы для электросварки. Среди профессиональных сварщиков всё большую популярность набирают электрические генераторы и инверторы TSS (иногда эту марку ошибочно ищут, набирая аббревиатуру TTS). Группа компаний TSS объединяет как торговые организации, так и заводы, на которых выпускается сварочное оборудование, автоматика и автономные электрогенераторы.

В ассортименте фирмы имеются как компактные инверторные генераторы, так и тяжёлые установки, предназначенные для работы в промышленности.

Например, популярный сварочный генератор модели TSS GGW 4.5/200E-R имеет на выходе мощность 4,5 кВт. Четырёхтактный мотор воздушного охлаждения сочетает компактность и высокую экономичность. Запуск мотора возможен как ручным стартёром, так и от аккумулятора — нажатием кнопки на пульте. Стоят такие агрегаты от 55 тыс. рублей. Для работы в условиях стационарной мастерской может оказаться лучшим выбором генераторная станция модели TSS PRO GGW 3.0/250E-R. Такой агрегат изначально рассчитан на сварочные работы — он содержит в себе инверторный сварочный аппарат.

Допустима длительная работа электродами диаметром до 6 мм. Кроме того, бензогенератор имеет розетки для питания бытовых потребителей 220 В (мощностью до 3 кВт) и даже станцию зарядки автомобильных аккумуляторов! При этом цена — от 80 тыс. рублей — делает устройство вполне доступным для массового потребителя.

Критерии выбора

Для инвертора сварочного аппарата надо подобрать источник питания, обладающий достаточной мощностью. Такой передвижной агрегат заведомо потянет любой инверторный сварочный аппарат. В то же время в целях мобильности лучше выбрать бензиновый сварочный генератор меньших габаритов и веса. Кроме того, надо найти баланс между ценой самого генератора, стоимостью топлива для него и универсальностью применения.

Имея под рукой источник постоянного и переменного тока, хотелось бы найти ему наиболее широкое применение. Такие особенности, как наличие нескольких розеток 220 В или встроенная зарядная станция на 12 В, могут сделать оправданной покупку более универсального бензогенератора — пусть несколько дороже, но с большими возможностями.

Мощность

Для работы сварочного аппарата нужен источник питания соответствующей мощности. Принято считать, что подойдёт передвижной генератор, номинальная электрическая мощность которого в полтора раза превышает паспортную мощность инвертора. Но лучше подобрать агрегат с двойным запасом. Такое устройство не только выдержит самые тяжёлые сварочные работы, но также пригодится для других целей. Кроме того, более мощный агрегат, нагруженный умеренным потребителем, может долго работать без перегрева.

Компактные и лёгкие бензогенераторы малой мощности обладают лучшей мобильностью. Это незаменимо, когда нужно провести много сварочных операций на большой территории. Но при длительной сварке каждые несколько минут работу приходится прерывать, чтобы двигатель бензогенератора смог достаточно охладиться. В любом случае требуемую мощность бензинового генератора можно примерно определить по марке электродов, которыми сварщик планирует работать. Например, можно ориентироваться на следующие параметры:

  • для работы с электродами диаметром 2,5 мм требуется генератор мощностью не менее 3,5 кВт;
  • Ф 3 мм — как минимум 5 кВт;
  • электроды Ф 5 мм — генератор не слабее 6… 8 кВт.

Тип топлива

Несмотря на то что генераторы разных моделей равно называются «бензиновыми», в них могут использоваться разные марки топлива. Для работы большинства передвижных генераторов используется обычный автомобильный бензин. Это значительно упрощает заправку аппарата. Некоторые модели способны работать на бензинах с пониженным октановым числом. Такое топливо значительно дешевле, что снижает стоимость эксплуатации аппарата. Кроме того, в отдалённой местности может вовсе не оказаться бензина высоких марок либо его качество будет сомнительным. В таком случае «всеядный» сварочник окажется просто незаменим.

В зависимости от конструкции двигателя может потребоваться составление особой топливной смеси. Это усложняет эксплуатацию, но компенсируется компактностью и малым весом двухтактных генераторов.

Тип двигателя

Двигатели внутреннего сгорания широкого применения по конструкции делятся на две большие группы:

  • четырёхтактные;
  • двухтактные.

Четырёхтактные моторы сложны по конструкции и обладают меньшей мощностью на единицу веса, чем другие. Зато это самый экономичный по топливу вид ДВС. Топливо расходуется вдвое медленнее (соответственно, двигатель выдаёт меньшую мощность — но при этом почти полностью сгорает и передаёт свою энергию потребителю. Двухтактные моторы значительно проще по конструкции — у них зачастую даже нет клапанного механизма, так что и «ломаться нечему». Но такая простота оборачивается тем, что часть топлива буквально «вылетает в трубу».

Кроме того, для питания таких двигателей требуется специальная топливная смесь. Для её получения в нужной пропорции смешивают бензин с моторным маслом вполне определённой марки.

Любой двигатель внутреннего сгорания при работе нагревается и требует охлаждения. Мощные моторы обычно охлаждаются водой, которая циркулирует по тонким каналам двигателя, хорошо отбирая тепло. Сама вода остывает в обдуваемом воздухом радиаторе. Конструкция получается довольно сложной и тяжёлой. Более дешёвый и лёгкий вариант представляет собой рёбра охлаждения, установленные прямо на цилиндрах мотора. Тепло отводится от рёбер воздухом, который принудительно продувается сквозь мотор вентилятором. Получается очень простая, лёгкая и надёжная конструкция.

В результате – в зависимости от задач – можно выбрать мощный, дорогой, тяжёлый, но очень экономичный четырёхтактный двигатель водяного охлаждения или, наоборот, предпочесть дешёвый, лёгкий, компактный, но капризный двухтактный бензогенератор воздушного охлаждения.

Универсальность

Если агрегат автономного электропитания планируется применять исключительно для сварки, можно не беспокоиться о наличии выхода 220 В и качестве тока в нём. Для сварщика гораздо важнее наличие в аппарате таких специальных функций, как например:

  • «горячий старт» (облегчение розжига дуги);
  • «форсаж» (кратковременная работа повышенным током);
  • «страховка от прилипания» (автоматическое снижение тока при опасности залипания электрода).

Тем не менее если бензогенератор имеет стандартный выход качественного питания бытового стандарта «220 В 50 Гц», он становится более универсальным.

Таким агрегатом можно пользоваться для питания любого электрического инструмента:

  • дрели;
  • шлифмашинки;
  • электролобзики;
  • перфораторы.

Кроме того, «универсальный» генератор позволит при необходимости легко менять сварочные инверторы в зависимости от задач, стоящих перед сварщиком. Даже в случае поломки инвертора или самого генератора будет проще продолжить работу, просто заменив неисправный аппарат на аналогичный, — и это гораздо быстрее и дешевле, чем ремонт специализированного устройства.

Правила ухода

Наиболее популярные модели бензогенераторов — с двухтактными моторами воздушного охлаждения — практически не требуют ухода. Нужно лишь внимательно следить за чистотой всех открытых деталей (в особенности пластин радиатора). Перед каждым запуском генератора любой конструкции обязательно надо проверить исправность устройства ограждения (щитков и пыльников). Проверяйте наличие всех элементов крепления и силу затяжки винтов (гаек). Обратите внимание на исправность изоляции проводов и электрических клемм.

Регулярно требуется проверять уровень масла в картере двигателя. Для доливки нужно использовать масло строго марок, рекомендованных производителем бензинового мотора. Дешёвые и компактные генераторы обычно запускаются вручную.

У таких устройств следует контролировать целостность тросика пуска и плавность хода стартёра.

Для запуска мотора тяжёлых и мощных сварочных генераторов используется электрический стартёрный двигатель. У таких агрегатов нужно следить за степенью заряда аккумуляторной батареи. Кроме того, пусковой аккумулятор постепенно приходит в негодность и по мере потери ёмкости требует замены. В любом случае, так как выхлопные газы бензинового мотора вредны для дыхания человека, лучше всего сварочные генераторы использовать на открытом воздухе. В этом случае надо предусмотреть защиту от дождя и снега. Если же придётся эксплуатировать бензогенератор в помещении, нужно предусмотреть хорошую вентиляцию.

Помните, что электричество напряжением 220 В опасно для жизни! Всегда проверяйте качество изоляции сварочного инвертора и исправность электроприборов (розеток, удлинителей). Совершенно недопустима работа под дождём или в помещениях с высокой влажностью.

В следующем видео вас ждет краткий обзор бензинового сварочного генератора FORTE FG6500EW.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.