Кресла для школьников: разновидности, правила выбора
На выполнение домашних заданий школьники тратят много времени. Длительное пребывание в неправильном положении сидя может привести к нарушению осанки и другим проблемам. Правильно организованное место для занятий и удобное школьное кресло позволят этого избежать.
Особенности, преимущества и недостатки
Формирование осанки у ребенка длится долго и заканчивается только к 17-18 годам. Поэтому очень важно с самого детства создать для школьника условия для развития и сохранения правильной осанки, правильно подобрав ученическое кресло.
В настоящее время выпускаются так называемые ортопедические школьные стулья и кресла. Они предназначены для предупреждения возникновения сколиоза и других заболеваний костного скелета у ребенка. Конструкция таких кресел рассчитана на возрастные изменения детского организма.
Главная особенность таких кресел заключается в обеспечении правильного угла между корпусом и бедром сидящего ученика, что приводит к снижению напряжения спинных мышц и позвоночника.
Это осуществляется при помощи наклонного сиденья.
Все детские кресла должны обладать определенными характеристиками.
- Форма школьного кресла-стула. Современные модели имеют эргономичную форму. Форма спинки повторяет силуэт позвоночника, а сиденье обеспечивает удобное пребывание в течение долгого времени. Края деталей кресла должны быть закругленного очертания, чтобы обеспечить безопасность ребенка, а также исключить возможность нарушения кровообращения вследствие давления на кровеносные сосуды на ногах.
- Соответствие высоты стула-кресла росту ребенка. Высота стула, как и высота стола, напрямую зависит от роста школьника, и кресло подбирают для каждого ребенка индивидуально. Если рост ребенка составляет 1-1,15 м, то высота стула-кресла должна быть 30 см, а при росте в 1,45-1,53 м она уже равна 43 см.
- Обеспечение правильной позы при посадке: ноги должны ровно стоять на полу, при этом угол между икрами и бедрами должен составлять 90 градусов. Но если ноги ребенка не достают до пола, то следует установить подставку для ног.
- Наличие ортопедических свойств. Кресло-стул должно иметь такую глубину и форму, при которых спина ученика соприкасается со спинкой, а колени не упираются в края сиденья. Правильное соотношение глубины сиденья и длины бедра школьника составляет 2: 3. Иначе ребенок, стараясь принять удобную для него позу, займет положение лежа, что очень вредно, поскольку повышается нагрузка на спину и позвоночник, приводя в дальнейшем к его искривлению.
- Обеспечение безопасности. Кресла для детей младшего школьного возраста должны иметь 4 точки опоры, так как они наиболее устойчивы. Вращающиеся модели допустимо использовать только для более старших детей. Несущий корпус должен быть металлическим, а основание кресел на колесиках – утяжеленным, чтобы предотвратить опрокидывание.
- Экологичность. Материалами для изготовления отдельных элементов должны служить только экологически чистые, прочные и качественные материалы – дерево и пластик.
Преимущества ортопедического кресла состоят в следующем:
обеспечивает анатомически правильное положение спины, чем самым способствуя формированию правильной осанки;
предупреждает развитие различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения;
улучшает кровообращение и кровоснабжение органов и тканей, не допускает перенапряжения мышц шеи и спины и возникновения болевых ощущений;
наличие возможности корректировать положение спины и ног;
комфортность во время занятий, которая, предупреждая утомляемость, продлевает активность и работоспособность ребенка;
компактные размеры позволяют сохранить свободное пространство в комнате;
модели с регулируемой высотой легко подогнать под рост любого ребенка;
длительность эксплуатации моделей с регулировкой высоты.
К минусам данных кресел можно отнести только их высокую стоимость.
Устройство
Конструкция любого кресла включает несколько элементов.
Спинка
Спинка кресла предназначена для поддержки спины и обеспечения надежной опоры корпусу ребенка, для корректировки позы, чтобы исправить сутулость и небольшие отклонения в осанке.
Она должна иметь анатомически правильную форму.
В соответствии с конструктивными особенностями существуют такие виды спинок.
Обычная цельная. Она полностью соответствует своему функциональному назначению, наилучшим образом фиксируя корпус школьника.
Двойная конструкция. Данный вид предназначен для детей с правильной осанкой и не имеющих каких-либо ее нарушений. Спинка состоит из 2 секций, что позволяет спинным мышцам расслабиться, не изменяя положения позвоночника и исключая развитие его искривления и образования сутулости.
Спинка с валиком. Такие модели обеспечивают дополнительную опору спине.
Сидение
Это также важный элемент в конструкции кресла. Оно должно быть достаточно жестким, чтобы ребенок сидел ровно. Сидение по форме может быть анатомическим или обыкновенным. Анатомический вид имеет дополнительные уплотнения набивки в определенных местах для создания правильного силуэта тела.
Подлокотники
Подлокотники не являются обязательным элементом конструкции детского кресла. Обычно кресла выпускают без них, поскольку при опоре на них у детей возникает сутулость. Правильная физиологическая поза во время работы за письменным столом требует расположения предплечья на крышке стола и не допускает наличия подлокотников в качестве дополнительной опоры для рук.
Но существуют модели и с данным элементом. Подлокотники бывают разных видов: прямые и наклонные, с регулировкой.
Подлокотники с регулировкой способны изменять высоту и наклон по горизонтали, устанавливая самое удобное положение для локтей.
Обивка и наполнение
Задача данного элемента конструкции – не только создание красивого внешнего вида мебели, но и обеспечение комфортности ребенка во время занятий. Покрытие детского кресла должно обладать воздухопроницаемыми и гипоаллергенными свойствами и не нуждаться в сложном уходе.
Часто модели покрывают натуральной кожей, экокожей или тканью. Лучшим вариантом является обивка из ткани и экокожи, поскольку они быстро приобретают температуру тела ребенка. Уход за ними очень простой: загрязнения можно удалить влажной салфеткой.
Наполнитель, его толщина и качество влияют на мягкость и удобство сидения и спинки. На сиденье с очень тонкой прослойкой сидеть жестко и некомфортно, а при излишне толстом слое набивки корпус ребенка будет слишком погружаться в него. Оптимальным вариантом толщины набивки является слой в 3 см.
В качестве наполнителя используют:
- поролон – это недорогой материал, обладающий хорошей способностью пропускать воздух, однако он не отличается долговечностью и служит недолго;
- пенополиуретан – обладает большей износостойкостью, но и имеет более высокую стоимость.
Основание
Конструктивный принцип основания кресла – пятилучье. Надежность и качество основания напрямую влияют на удобство использования изделия и долговечность его эксплуатации. Материалом для изготовления этого элемента служат сталь и алюминий, металл и дерево, пластик.
Устойчивость кресла зависит от размера диаметра основания. Детское кресло не должно иметь диаметр меньше 50 см. Форма основания бывает разной: прямой и изогнутой, а также усиленной перекладинами из металла.
Подставка для ног
Данный элемент конструкции выполняет функцию дополнительной опоры для тела, что предотвращает возникновение усталости в спине. Мышечная нагрузка перемещается с позвоночника на ноги, что способствует мышечному расслаблению. Ширина подставки должна соответствовать длине стопы ребенка.
Регулировка
Модели могут иметь регулировку. Ее назначение – установка определенных элементов конструкции в наиболее комфортное для ребенка положение. Регулировка осуществляется при помощи таких устройств:
- перманент контакт – предназначен для коррекции высоты и угла наклона спинки;
- пружинный механизм – обеспечивает опору и поддержку спинки и регулирует ее наклон;
- механизм качания – помогает расслабиться при необходимости, а после завершения качания кресло устанавливается в исходное положение.
Высота сиденья регулируется посредством газлифта.
Разновидности
Школьное кресло для ребенка бывает 2 видов – классическое и эргономичное.
Классическое кресло с цельной сплошной спинкой имеет жесткую конструкцию, фиксирующую позу ребенка. Конструкция данной модели не допускает асимметричности в плечевом поясе и имеет дополнительно особую опору на уровне поясничного отдела. Надежно фиксируя положение корпуса, кресло все-таки не обладает полным ортопедическим действием.
Оно может иметь дополнительно такие элементы:
эргономичную спинку и сидение, снабженные рычагом регулирования;
подставку для ног;
шарниры;
подголовник.
Поскольку такие модели имеют не полное ортопедическое действие их не рекомендуется использовать в течение долгого времени для школьников первоклассников.
Эргономичные ученические кресла представлены такими видами:
Ортопедическое коленное кресло. Конструкция имеет вид кресла под наклоном. Колени ребенка упираются в мягкую подставку, а его спина надежно фиксируется спинкой кресла. В таком положении у ребенка мышечное напряжение перемещается с позвоночника на колени и ягодицы.
Модели могут иметь регулировку высоты и наклона сидения и спинки, могут быть с колесиками, что позволяет их легко перемещать, а также с блокировкой колес.
Ортопедическая модель с двойной спинкой. Спинка состоит из 2 частей, вертикально разделенных. Каждая часть имеет одинаковую изогнутую форму, точно повторяющую очертание спины ребенка. Такая конструкция спинки равномерно распределяет мышечное напряжение на позвоночнике.
Кресло трансформер. Преимущество такой модели в том, что его можно использовать в течение длительного времени. Такое рабочее кресло для школьника имеет регулировку высоты и глубины сиденья, что дает возможность подобрать правильное положение для любого ребенка с учетом его роста и анатомических особенностей.
Модель «Сидя-Стоя». Этот вид предназначен исключительно для учеников старших классов. Модель имеет достаточно большую высоту. В таком кресле ноги у подростка почти выпрямлены, а поясничная и тазовая области надежно фиксируются в кресле, что исключает асимметричность позы.
Баланс или динамическое кресло. Модель имеет вид кресла-качалки без подлокотников и спинки. Конструкция имеет способность к движению, не допуская долгого неподвижного сидения. В данном случае нагрузка на позвоночник минимальная, поскольку отсутствует статичная поза тела.
Производители
Рынок мебели для детей представлен многими производителями. В выпуске ученических кресел лучше других зарекомендовали себя такие бренды.
Duorest
Страна-производитель – Корея. Наиболее популярные письменные кресла с колесиками данного бренда:
Kids DR-289 SG – с двойной эргономичной спинкой и всеми видами регулировки, с устойчивой крестовиной и 6 колесиками;
- Kids Max – с эргономичными сидением и спинкой, механизмами регулирования и съемной регулируемой по высоте подставкой для ног.
Mealux (Тайвань)
Ассортимент детских кресел данной марки очень широк и представлен моделями для различного возраста:
Onyx Duo – имеет спинку и сидение ортопедической формы и колеса с автоматической блокировкой;
- Cambrige Duo – модель с двойной спинкой, регулируемыми сидением и спиной, прорезинеными колесиками.
Ikea
Школьные кресла данного бренда считаются стандартом качества. Все модели эргономичны:
«Маркус» – рабочий стул для письменного стола с механизмом регулирования элементов и их фиксацией, с дополнительной поддержкой в поясничной области и 5 колесиками с блокировкой;
- «Хаттефьелль» – модель на 5 колесиках с подлокотниками, механизмом качания, регулировкой спинки и сидения.
Кроме этих брендов, качественную мебель для школьников выпускают и такие производители, как Moll, Kettler, Comf Pro и другие.
Как правильно выбрать кресло для учебы?
Современные дети проводят дома очень много времени сидя за столом, делая уроки, или просто за компьютером. Поэтому так важно подобрать правильное кресло-стул для занятий. По конструкции кресло должно быть устойчивым, удобным и надежным. Прежде всего следует обращать внимание на эргономичность модели.
Спинка кресла-стула должна по высоте доходить до середины лопаток, но не выше, а ее ширина шире, чем спина ребенка. Сидение должно быть умеренно жестким. Лучше выбирать школьные кресла с ортопедическим сидением и спинкой, которые регулируются по высоте и глубине. Желательно, чтобы модель имела подставку для ног.
При выборе кресла-стула для ребенка 7 лет лучше выбирать модель без колесиков и подлокотников и отдавать предпочтение креслу- трансформеру. Желательно, чтобы сидение имело утолщение по краю: эта деталь не позволит ребенку съезжать с сиденья. Для учеников младших классов рекомендуется приобретать стул, регулируемый по высоте, в паре с партой-трансформером.
Для подростка и школьника старших классов можно приобретать рабочее кресло для учебы с колесиками в паре с письменным столом. При выборе такой модели следует помнить, что колесиков не должно быть меньше 5. Они обязательно должны иметь блокировку.
Если кресло-стул не имеет регулировки высоты, то следует подбирать модель в соответствии с ростом школьника. При выборе стула, регулируемого по высоте, следует проверить наличие механизмов регулировки и их работу. Желательно, чтобы модель была оснащена газлифтом и амортизацией.
Также необходимо обращать внимание на устойчивость модели. Лучше, если основание выполнено из стали или алюминия, а из пластика и дерева изготовлены дополнительные элементы: подлокотники, ручки регулировки, колесики. Недопустимо, чтобы под действием веса ребенка модель сильно (на 20-30 градусов) наклонялась: это может привести к опрокидыванию кресла и травмам ребенка.
Все модели должны иметь сертификаты, которые хранятся до продажи у продавца.
При наличии у ребенка каких-либо заболеваний спины и позвоночника следует предварительно проконсультироваться с ортопедом.
Как выбрать ортопедическое кресло для школьника, смотрите далее.