Ролики для откатных ворот: особенности и монтаж
Удобные откатные ворота используются не только в условиях жилого участка, но и при въезде на территорию предприятия, чем решают проблему организации эффективного пропускного режима. Кроме того, подобные конструкции показывают уровень технической и общей культуры той или иной организации.
Особенности
Безотказная работа откатных ворот, плавное и бесшумное движение, безударная остановка в конце движения – все это, в первую очередь, обеспечивают ролики, точнее роликовая система.
Опорные детали воспринимают на себя всю нагрузку от веса ворот, поэтому должны соответствовать основным требованиям:
- Размеры не должны увеличивать габариты каретки.
- Высокая износостойкость.
- Должен быть хороший доступ для обслуживания или замены.
- Материал обода ролика должен обеспечивать бесшумное передвижение по направляющим.
Устройство
Механизм откатных ворот состоит из комплекта деталей, которые в сборке обеспечивают плавное перемещение, а также надежную безударную фиксацию в конце движения.
В большинстве конструкций обязательно есть такие детали:
- Направляющие балки рабочего профиля, которые закрепляются на уровне проезда. Они обеспечивают устойчивое заданное положение во время перемещения.
- Ограничительные регулируемые ролики (обычно две пары) и ловители в составе металлической опоры, которые удерживают конструкцию ворот в вертикальном положении, что исключает их колебания, наклон или падение.
- Концевые ролики позволяют воротам плавно входить в ловители.
- Сверху и снизу стойки ставят улавливающие порталы, которые принимают часть нагрузки от веса ворот.
- Резиновая заглушка защищает направляющую от осадков и грязи.
- Роликоподшипники подбираются к каждому типу ворот.
- Каретки или опоры-основы откатных ворот. Каретки ворот должны очень точно устанавливаться на несущую балку. От их качественной установки зависит последующая безотказная и плавная работа всей схемы.
- Каретка с роликами в комплекте.
- Для концевых или накатных роликов необходима защитная крышка в виде резиновой заглушки.
- Управление всей конструкцией может осуществляться электрическим или ручным приводом.
Конструктивные особенности каретки
Каретка монтируется на плите, которая через технологические отверстия крепится к фундаменту ворот. На кронштейне (типа коромысла) установлены от 6 до 8 роликов, соединенных попарно. Расположение этих деталей позволяет каретке иметь постоянный контакт с внутренней поверхностью направляющих балок. Смазка подшипников роликов должна обеспечивать плавное скольжение при любых температурах.
Размеры основания каретки могут быть разными. Все зависит от возможностей ее крепления к фундаменту (через анкеры или приваркой к стальным закладным в фундаменте) после всех выверок и регулировок положения основных деталей конструкции. Технологические отверстия каретки позволяют регулировать ее положение.
Виды
Разновидности и конструкции откатных ворот предусматривают каретки с роликами. Вид данных элементов определяет каркас, полотно, привод, фундамент, стойки, а также порядок монтажных работ.
Есть несколько вариантов откатных ворот.
Консольные
У такого вида ворот обычно две каретки с четырьмя парами роликов, по которым движется направляющая балка с прикрепленной к ней несущей деталью. Также она соединена с каркасом и полотном ворот.
Направляющая балка может располагаться в середине полотна или на верхней части каркаса. Это зависит от условий эксплуатации откатных ворот. В открытом положении полотно конструкции заходит в скобу с ограничителями, а затем опирается на фиксирующий элемент.
Подвесные
В таких конструкциях усиленный направляющий профиль опирается на столбы ворот или монтируется в проеме стены гаража, а роликовая система держится на верхней балке. При этом сами ролики располагают по краям и центру каркаса.
С нижней направляющей (рельсом)
В этих вариантах блоки кареток закрепляются на нижней балке каркаса, а ролики двигаются по направляющей балке или рельсу. Такие простые откатные ворота требуют постоянного ухода за контактными поверхностями.
Чтобы обеспечить долгую и надежную работу всех узлов откатных ворот, нужно ответственно подойти к выбору основного узла – каретке с роликами. Этот блок создает условия для бесшумного, плавного и не требующего больших усилий движения тяжелого сооружения.
Как выбрать?
В ходе выбора системы откатных ворот рекомендуется следовать таким критериям:
- Место установки опоры с роликовой тележкой.
- На подшипниках какого исполнения был собран комплект роликов
- Из какого материала созданы роликовые комплекты.
- Как проведен процесс упрочнения материала роликов или колес.
- Какие подшипники установлены в опорах.
- Страна, фирма, компания-производитель конкретной партии блоков.
- Цена блоков или всего комплекта, объем работ и оплата услуг мастеров.
Прочность собранных откатных ворот зависит от выполнения некоторых требований:
- Конструкция должна выдерживать нагрузки от общего веса конструкции.
- Габариты проема должны обеспечивать безопасный проезд определенного вида транспорта на частную территорию или двор, склад, гараж предприятия.
- Высота установленных створок не должна мешать передвижению транспорта.
- Необходимо применение прочных и легких материалов, поддерживающих выполнение всех требований на уровне стандартов качества.
Материалы, из которых сделаны основные детали сдвижных ворот, должны обеспечивать их безотказную многолетнюю работу. Прочные и легкие конструкции обеспечивают удобство и минимальные затраты физических сил для механических приводов, а также расхода электроэнергии – для автоматических.
Монтажные работы
Ограждение и ворота – это единое целое охранной системы. Ее долговечность и безотказность работы зависит от того, как выполнен монтаж всех деталей, особенно столбов, связывающих ограду со сдвижными конструкциями. Основой воротных опор служат трубы. Лучше использовать бывшие в работе элементы – они обойдутся дешевле, но по прочности не уступят новым. После облицовки уже невозможно определить, что там внутри.
- Диаметр труб согласовывают с общей нагрузкой, которая будет воздействовать на столбы от тяжести ворот, а также ветрового и снегового воздействия.
- Протяженность подготовленного фундамента зависит от выбранного характера монтируемой системы ворот.
- Выбор материала для фундамента должен быть особенно строгим, ведь он много лет будет испытывать всевозможные нагрузки: весовые, ветровые и погодные. Воды, попавшие внутрь, замерзают и представляют особую опасность для бетона фундамента.
Во время закладки армированных деталей в подготовленную и залитую раствором основу особое внимание уделяют правильному положению анкеров и закладных полос. Пока застывает и укрепляется бетон фундамента, готовится каркас и полотно ворот. Когда будет готов каркас с обшивкой и фундамент, устанавливают каретку.
Варианты крепления каретки
Каретку с роликами крепят разными способами – установкой на анкеры, на шпильки и приваркой к закладным полосам.
- Анкеры устанавливаются как можно точнее.
- Отверстия в опорной плите делают больше для возможной регулировки.
- Шпильки ставят в закладные плиты после разметки с опорой каретки и нарезки резьбы под них.
Установка на анкеры и шпильки предоставляет возможность замены каретки в случае необходимости, хотя процесс последующей регулировки может занимать довольно много времени.
Приварку опорной плиты каретки нужно делать после всех выверок. Производить данные работы следует в удобных для сварных работ местах, а также на участках вырезки, если это необходимо.
Мастерам-любителям соединение каретки с фундаментной опорой рекомендуется выполнять сваркой. Если же вы ставите промышленную каретку с роликами, то лучше присоединять ее шпильками.
Последовательность монтажа:
- К готовому каркасу ворот присоединяется (сварка) направляющая балка.
- Регулируем положение каретки с роликами, под опоры устанавливаем регулировочные элементы.
- Готовую конструкцию надеваем на ролики опорной каретки..
- Ставим концевой ролик и скобу-ограничитель от боковых колебаний.
- Проверяем плавность движения всей конструкции, уровень шума.
- Монтируем (сварка) улавливающие порталы.
- Контролируем правильность выполнения установки всех узлов.
В процессе монтажа надо применять качественный инструмент, а также строительные уровни для контроля горизонтальности и вертикальности. Все места сварки должны быть зачищены и загрунтованы. Антикоррозионные мероприятия и покраску следует производить тщательно, создавая защиту и соблюдая эстетику. Конечно, денежный вопрос играет не последнюю роль, но надежность и долговечность важнее, поэтому при выборе материалов и узлов для своих ворот вопрос качества должен главенствовать.
Чем смазывать?
Умелое обслуживание раздвижных ворот обеспечивает долгий срок их службы.
Они рассчитаны на 50000 циклов (закрытие-открытие), и это может гарантировать работу десятилетиями. Ролики откатных, подвесных и секционных ворот по рельсу испытывают большие нагрузки и нуждаются в смазке. Использование жидких и консистентных смазок нецелесообразно, так как на них налипает пыль и грязь, из-за чего придется часто заниматься чисткой деталей уличных конструкций.
Лучше применять сухую смазку – она значительно снижает трение качения и удобна в применении. Такая смесь стоит недорого, а приобрести ее можно в технических торговых точках. Однако чаще такие смазки продают в магазинах по продаже велосипедов и запчастей для них.
Полезные советы профессионалов
Решая вопрос установки откатных ворот, постарайтесь использовать больше деталей и блоков промышленного изготовления. Готовые роликовые каретки многих известных брендов прослужат безотказно многие годы.
Выверку всех размеров, установку кареток и направляющих балок доверьте опытным мастерам. К обслуживанию ворот надо относиться внимательно, сделать профилактику регулярным занятием. Это значительно увеличит межремонтный период.
При установке самодельных откатных ворот надо владеть хорошими навыками сварщика и строителя, а также уметь разбираться в чертежах. Если у вас есть уверенность в своих силах и знакомые специалисты, то смело начинайте работу.
Установку ворот своими руками смотрите ниже в видео.