Чем отличается вентиль от задвижки?
Задвижка и вентиль применяются в системе водопровода и газопровода. С их помощью регулируют поток, перекрывают подачу воды и газа. Многие не видят разницы между этими двумя видами запорной арматуры, но она существует. В статье расскажем о конструктивных и функциональных отличиях обоих устройств.
Отличия в конструкции
Есть некоторые общие моменты в определении вентиля и задвижки. Так, данные запорные механизмы предназначены для прекращения и возобновления подачи воды, газа, пара. Обе конструкции подсоединяются к системе трубопровода муфтовым, фланцевым или сварным способом. Однако конструктивно арматурные элементы устроены неодинаково и свои функции выполняют разными способами. Чтобы лучше разобраться в теме, рассмотрим каждое затворное устройство отдельно, а затем остановимся подробнее на их отличиях.
Задвижная запорная арматура отличается многообразием размеров, это позволяет использовать ее в трубопроводах различного назначения. Задвижки встречаются как на крупных водных и газовых магистралях, так и в бытовых условиях. Устройство наделено запирающим элементом, который движется под прямым углом относительно потока жидкости или газа. Запорной деталью могут стать клин, шибер или 1-2 диска.
Конструктивно задвижка содержит корпус, похожий на цилиндр, с диаметром, равным трубе. В открытом состоянии поток воды (газа) проходит прямо через устройство. Благодаря отсутствию лишних изгибов создается минимальное гидравлическое сопротивление, что позволяет конструкции выдерживать высокое давление. Иногда применяются модели с зауженным проходным отверстием, наделенные уплотнительными кольцами. Задвижки производят из стали, латуни, чугуна. Кроме корпуса и запорной части, устройство содержит маховик, вращательный или выдвижной шпиндель, крепежные гайки.
Вентильная арматура представляет собой более сложное устройство, оно выпускается в разных размерах и имеет разное назначение. Запорным элементом служит конус, в некоторых видах золотник (диск). Движение задвижек происходит параллельно потоку жидкости, газа, пара.
Вращение маховика по направлению потока открывает запорный клапан, а против потока – закрывает. Причем вращение может быть как полным, так и частичным, что позволяет регулировать рабочие потоки. Поток, проходя через корпус, совершает два оборота под прямым углом, что создает высокое сопротивление. Поэтому вентили удобнее применять на коротких распределительных участках, в отличие от задвижек, которые используют для обслуживания прямых потоков магистральных сетей. Сложная конструкция и надежные уплотнители вентильной арматуры дают возможность выдерживать мощные гидравлические удары.
Вентили выполняются из стали, бронзы, чугуна. Устройство содержит клапан, оснащенный шпинделем с резьбой, корпус, маховик, втулки, уплотнители, крепежные болты и гайки.
Ознакомившись с конструкцией обоих устройств, можно выявить ряд отличительных особенностей:
- у задвижки в качестве запора выступают клин или шибер, у вентиля – конус или золотник;
- перемещение запорной части задвижки совершается под прямым углом относительно движения рабочей среды в трубах, а у вентиля оно происходит параллельно;
- для перекрытия воды или газа используют оба арматурных запора, но регулировать потоки возможно только благодаря конструктивным особенностям вентиля;
- из-за выдвижного шпинделя задвижке требуется более заметная строительная высота;
- в отличие от задвижной арматуры, вентиль относится к сложным запорным конструкциям, поэтому и стоит дороже.
Функциональные различия
Конструктивная разница обоих видов запорной арматуры предоставляет им неодинаковые функциональные возможности.
- Из-за увеличенного хода затвора задвижка открывается медленнее, чем вентиль.
- Простые полнопроходные задвижки создают минимальное сопротивление, в отличие от вентильной арматуры, суженной уплотнителями и проводящей потоки под углом в 90 градусов. С учетом данных особенностей первое устройство удобно ставить на прямые водные (газовые) линии, второе – на распределяющие системы.
- Вентили отличаются усиленной герметичностью, поэтому их устанавливают на сложных участках с высоким давлением и значительными температурными перепадами.
- Вентильная арматура надежнее выдерживает гидравлические удары. Зато задвижки применяют на мощных прямых магистралях с диаметром труб до 2 м, тогда как конкурирующий затвор устанавливают на трубы с более мелким сечением, до 15 см.
- Простая конструкция задвижек не создает застойных зон, что позволяет использовать их на трубопроводах, проводящих липкую и неочищенную рабочую среду. Вентили в таких условиях быстро засоряются и изнашиваются.
- Вентили можно монтировать на изогнутых трубопроводах, для этого разработаны угловые модели. Задвижки в таких условиях бессильны.
- При монтаже вентильной арматуры учитывается направление потока жидкости (газа). Чтобы не ошибиться, следует обращать внимание на указующую стрелку, расположенную на корпусе. Для установки задвижки направление потоков воды не имеет значения.
Изучив устройства и функциональные возможности запорной арматуры, можно сделать вывод, что вентиль и задвижка имеют типовые отличия, которые важно учитывать во время установки на различные виды труб. Кроме правильного выбора диаметра, нужно помнить и об особенностях трубопроводов:
- задвижки ставятся на прямолинейные потоки;
- вентили уместны в сложных и распределительных системах.
На загрязненных потоках рабочей среды вентильная арматура быстро приходит в негодность, зато она отлично проявляет себя в местах с высоким риском гидроударов. Разные виды запорной арматуры имеют свои преимущества, нужно только сделать правильный выбор в каждом конкретном случае.