Выбираем сани для мотобуксировщика
Мотобуксировщик представляет собой тягач на гусеничном ходу, который применяется в сложных климатических условиях. Чтобы на нем ездить или перевозить грузы, понадобятся сани-прицеп. Они могут быть с колесами, на лыжном ходу или в виде толкача (расположенного перед техникой). К самым популярным и экономичным прицепам относятся сани-волокуши. В статье расскажем о разных видах саней и об особенностях их выбора.
Особенности
В труднодоступных районах, в условиях суровой зимы выручают мотобуксировщики, их еще называют мотособаками. На них и на рыбалку можно съездить, и на охоту, и грузы перевезти. Сани выбирают на лыжных полозьях либо пластиковые, глубокие, чем-то похожие на корыто (волокуши). При большом количестве грузов сани цепляют друг за другом, выстраивая «поездом» до 5 штук. Для этого сооружают добавочные дышла на задних частях корыт. Когда груз доставлен и выгружен, волокуши можно складывать как матрёшку (одну в одну), что позволяет не занимать много места для их хранения. К прицепным модулям предъявляются определенные требования:
- у них должна быть хорошая грузоподъемность;
- прочность самого модуля;
- надежность всех креплений.
Такие характеристики относятся как к лыжным саням, так и к пластиковым волокушам. Некоторые владельцы буксировщиков самостоятельно модернизируют сани-волокуши. От частой езды пластиковое дно протирается, и умельцы устанавливают на него накладки из обрезков труб, которые неплохо скользят по снегу. Для этих целей выбирают водопроводные изделия длиной до 1300 мм и диаметром 32 мм, их крепят к днищу болтами. Изменения касаются и посадочных мест на санях, многие делают их откидными.
Когда нет пассажиров, груз можно укладывать на сложенные сиденья.
Виды и модели
Сани для мотобуксировщика бывают разных видов, их различают по конструкции, материалу, назначению. Они могут находиться перед тягачом или за ним. Модули делятся на пассажирские, грузовые и универсальные. Нередко мастеровые люди сами собирают сани из подручных материалов. Изделия для мотособак бывают следующими.
Грузовые
Подобные изделия предназначены для перевозов груза, например, рыбацкого снаряжения, охотничьих амуниций, улова. Многие имеют тент, предохраняющий груз от осадков или выпадения во время езды.
В некоторых вариантах предусматриваются крышки.
Пассажирские
Модели для перевозок людей отличаются устройством и внешним видом. Ини имеют высокие борта, могут содержать от 2 до 8 посадочных мест и защищаться пластиковым навесом. Кроме сидений, их нередко оборудуют багажниками, ремнями безопасности и амортизаторами для мягкого хода. Некоторые сани имеют вид стационарных кабин, полностью закрытых. Такие варианты неоценимы во время бурана.
Универсальные
Представляют собой что-то среднее, продуманный симбиоз между грузовой и пассажирской моделью. Конструкции наделены узлами для установки одного или двух сидений.
Посадочные места носят съемный характер, при этом изделие содержит кузов для груза.
На каркасе «Супер»
Сани установлены на прочный железный каркас с широкими полозьями (250 мм), размер саней – 2160х970х700 мм. Конструкция наделена обтекателем. Широкие полозья позволяют рационально сдавливать снежный покров, увеличивают проходимость и позволяют саням, приподнятым над поверхностью, меньше изнашиваться. Нередко сани с полозьями оснащены амортизаторами и сиденьем со спинкой.
Такое оборудование удобно для пассажиров, они легче переносят «болтание» саней во время езды по неровной местности.
На лыжах
Такие конструкции умельцы выполняют своими руками, приспосабливая длинные спортивные лыжи к самодельным саням. На форумах можно найти немало вариантов подобных изделий, где каждый делится своим бесценным опытом.
Сани-толкачи
Изделия с обтекателями устанавливают перед буксировщиками, что позволяет без труда передвигаться по снегу любой плотности, даже пухлому и глубокому. Конструкция толкача дает возможность прибывать в сидячем положении и облегчает длительное путешествие на рыбалку. Колея, которую продавливают сани перед буксировщиком, помогает технике более легко передвигаться по снежной поверхности.
Каркасы, рамы и детали управления подобных модулей обычно изготавливают из толстых металлических труб, а все поворотные элементы прорезинивают, благодаря чему руль работает плавно и мягко.
В отличие от традиционного управления, человек, сидящий на толкаче, меньше испытывает напряжение рук и ног, а значит, и меньше устает. К положительным моментам можно отнести также снижение центра тяжести и обретение большей устойчивости изделия, что облегчает поездку по пересеченной местности. Вес ездока улучшает сцепление гусениц с поверхностью и обеспечивает легкое преодоление подъемов. Сани впереди буксировщика ощутимо снижают радиус поворота.
Сани-волокуши
Конструкция невероятно проста, выглядит в виде пластикового корыта, на днище которого вместо лыж предусмотрены литые выступы. Наличие сцепного узла смягчает торможение. Волокуша имеет высокие борта, дышло с продуманным искривлением. Универсальные изделия наделены плотной крышкой, защищающей груз во время перевозки. Сани могут испытывать нагрузку до 500 кг. Волокуши пользуются популярностью у владельцев мотобуксировщиков, они имеют массу положительных качеств:
- большую вместительность и грузоподъемность;
- морозоустойчивость материала, который не растрескивается при низких температурах;
- отличное скольжение из-за способности пластика не залипать снегом;
- небольшой вес;
- прочность;
- устойчивость благодаря широкому дну и центру тяжести, расположенному внизу;
- манёвренность.
А чтобы снег на скорости не попадал в сани, у модели продуманы отбойники.
С палаткой рыбака
Практичная конструкция с передвижной мобильной одноместной палаткой, которая защитит рыбака от ветра. Она легко собирается и разбирается, а затем быстро перевозится, если есть потребность поменять место рыбной ловли. Складные модели легко хранить, они не занимают много места.
Как выбрать?
Еще до покупки следует определиться, какие сани нужны – грузовые, пассажирские или универсальные. Затем подбирается размер прицепа, проверяются его технические характеристики, качество и работа всех элементов.
- Размер. Буксировщики бывают разных параметров и мощности. Сани должны иметь размер чуть больше самого тягача. Крупный загруженный прицеп при малой мощности оборудования сложно будет сдвинуть с места.
- Сцепка. В условиях низких температур сцепку выбирают надежную, с жесткой подвижностью. Иногда их устанавливают с двух сторон, если планируется во время поездки использовать несколько саней одновременно.
- Материал. Следует поинтересоваться составом пластика. Он должен быть крепким, надежным, не растрескиваться в условиях сильных морозов.
- Плотность. Для прицепов важны толщина стен и днища, особенно это касается волокуш. Слабое дно быстро протрется.
- Работа всех элементов. Необходимо проверить, как закреплены и работают дышла или буксировочные ремни, кресла, отбойники.
Выбирая пассажирские сани, предпочтение следует отдавать надежности, безопасности и комфорту. Для грузовых прицепов важна прочность и грузоподъемность.
О том, как сделать сани для мотобуксировщика своими руками, смотрите в следующем видео.