Обзор советских усилителей звука
В Советском Союзе выпускалось очень много различной бытовой и профессиональной радиоэлектронной аппаратуры, он был одним из крупнейших производителей в мире. В продаже присутствовали радиолы, магнитофоны, радиоприемники и многое другое. Данная статья будет посвящена очень важному прибору – усилителю звука.
История
Так получилось, что в СССР до конца 60-х не было высококачественных усилителей. Тому много причин, среди которых: отставание в элементной базе, направленность промышленности на военные и космические задачи, отсутствие спроса в среде меломанов. В то время усилители звука были в основном встроенные в другую аппаратуру, и считалось, что этого достаточно.
Отдельные усилители отечественного производства типа «Электроника-Б1-01» и другие не могли похвастаться высоким качеством звука. Но к началу 70-х годов ситуация начала меняться. Стал появляться спрос, поэтому возникли группы энтузиастов, которые занялись разработкой соответствующей аппаратуры. Затем руководство министерств и ведомств начало осознавать, что отставание от западных образцов довольно внушительное и нужно нагонять. Вследствие слияния этих факторов к 1975 году и появился на свет усилитель под названием «Бриг». Он стал, наверное, одним из первых серийных образцов советской аппаратуры высшего класса.
Напомним, что в то время у нас бытовая электроника делилась на классы. Первая цифра в названии аппарата означала его класс. И достаточно было взглянуть на маркировку устройства, чтобы понять к какому сегменту оно принадлежит.
У аппаратуры высшего класса, к которой относился «Бриг», в наименовании первыми были нули, «премиум» гордо носил единичку в названии, «средний» – двоечку и так далее, до 4 класса.
Говоря о «Бриге», нельзя не вспомнить о его создателях. Это были инженер Анатолий Лихницкий и его соратник механик Б. Страхов. Они буквально на общественных началах создали это чудо техники. Эти два энтузиаста в связи с отсутствием высококачественной аппаратуры решили создать ее самостоятельно. Они поставили перед собой серьезные задачи, и у них получилось спроектировать идеальный усилитель. Но, скорее всего, он так бы и остался в двух экземплярах, если бы не знакомство Лихницкого по «меломанским» делам с влиятельными чиновниками Ленинграда. К тому времени уже стояла задача создать усилитель высокого класса, и они решили привлечь талантливого человека к этой работе.
Так как Лихницкий трудился в неинтересной для себя сфере, он с большим энтузиазмом принял это предложение. Сроки были жесткие, усилитель нужно было быстро запустить в серийное производство. И инженер предложил свой работающий образец. После небольших доработок через несколько месяцев появился первый прототип, а к 1975 году – полноценный серийный усилитель.
Его появление на прилавках в магазинах можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы, а если сказать одним словом – это был триумф. «Бриг» нельзя было купить в свободной продаже, а получалось только «достать» с существенной доплатой.
Затем началось победное наступление на рынки западных стран. «Бриг» успешно продавался в страны Европы и Австралию. Усилитель выпускался до 1989 года и стоил немалых денег – 650 руб.
Благодаря своим высочайшим характеристикам прибор установил планку качества для следующих поколений советских усилителей и был лучшим очень долгое время.
Особенности
Чтобы сделать звучание аппаратуры более мощным, потребуется усилитель звука. В некоторых образцах он может быть встроен внутрь устройства, к другим потребуется его подключать отдельно. Такое специальное электронное устройство, задача которого усиливать звуковые колебания в диапазоне человеческого слуха. Исходя из этого, прибор должен работать в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, но усилители могут обладать и лучшими характеристиками.
По видам усилители длятся на бытовые и профессиональные. Первые предназначены для использования в домашних условиях для качественного воспроизведения аудио. В свою очередь аппаратура профессионального сегмента подразделяется на студийную, концертную и инструментальную.
По типу устройства делятся на следующие виды:
- оконечные (предназначены для усиления мощности сигнала);
- предварительные (их задача подготовить слабый сигнал для усиления);
- полные (в этих устройствах оба типа совмещены).
При выборе стоит обратить внимание на количество каналов, мощность и диапазон воспроизводимых частот.
И не стоит забывать о такой особенности советских усилителей, как пятиштырьковые разъемы для подключения устройств. Чтобы к ним подключить современные устройства, придется покупать или изготовить самому специальный переходник.
Рейтинг моделей
На данном этапе развития электроники многие любители музыки могут сказать, что советские усилители звука не заслуживают внимания. Зарубежные аналоги и по качеству лучше, и более мощные, чем их советские братья.
Скажем так: это утверждение не полностью соответствует истине. Есть, конечно, и слабенькие модели, но среди высшего класса (Hi-Fi) есть несколько достойных образцов. При небольшой стоимости они выдают очень приличный звук.
На основе отзывов пользователей мы решили составить рейтинг бытовых усилителей, к которым стоит проявить интерес.
- На первом месте легендарный «Бриг». Он поддерживает высокое качество воспроизведения звука, но только в том случае, если в наличии есть отличные аудиосистемы. Это довольно мощный агрегат способен выдать на пике по 100 Ватт на канал. Внешний вид классический. Передняя панель стального цвета и на ней находятся органы управления. К усилителю можно подключить несколько устройств и в процессе прослушивания музыки можно легко переключать между собой. Через этот усилитель прекрасно слушать джаз, классику или живую музыку. Но если вы любитель тяжелого рока или металла, эта музыка звучит не так хорошо, как хотелось бы.
Единственный недостаток устройства – это вес, он составляет 25 кг. Ну и его все более сложно найти в оригинальном заводском исполнении.
- Второе место занимает «Корвет 100У-068С». Он почти ни в чем не уступает первому месту. Выдает мощный 100-ваттный звук, передняя панель оснащена световыми индикаторами, удобными ручками для управления. Но имеется недостаток – это корпус. Он изготовлен из пластика, что при довольно большом весе устройства негативно сказывается на эксплуатации.
Со временем фасадная панель приходит просто в ужасающий вид. Но начинка усилителя и прекрасные параметры могут перевесить этот минус.
- На почетной третьей ступени находится «Эстония УП-010 + УМ-010». Это комплект из двух устройств – предварительного и оконечного усилителя мощности. Дизайн строгий и холодный. Даже сейчас, спустя годы, он не выбьется из ряда любой аппаратуры и не вызовет эстетического отторжения. На передней панели предварительного усилителя множество различных кнопок и ручек, которые позволяют регулировать звук как угодно и удобно. На оконечном усилителе их немного, всего четыре, но их достаточно.
Данное устройство способно выдавать звук мощностью в 50 Ватт на канал. Звук очень приятный, и даже рок звучит качественно.
- На четвертом месте закрепился «Прибой 50-УМ-204С». Он был первым бытовым ламповым усилителем, встретить его сейчас нелегко. Дизайн корпуса напоминает современные компьютерные блоки, сам он изготовлен из хорошего металла. На передней панели располагается только кнопка включения и регуляторы громкости, по одному на канал.
Данное устройство выдает очень чистый и приятный звук. Рекомендуется для любителей живой музыки.
- Завершает топ «Радиотехника У-101». Данный усилитель можно назвать бюджетным вариантом, но даже сейчас по качеству звучания он опережает многие аудиосистемы начального уровня из Поднебесной. Данное устройство не обладает большой мощностью, всего лишь по 30 Ватт на канал.
Для аудиофилов он, конечно, не подойдет, но начинающим любителям музыки с небольшим бюджетом в самый раз.
Топ эстрадных усилителей
Отдельной группой стоят профессиональные усилители для эстрады. Их тоже было немало, и они имели свою специфику. Эти устройства были намного мощнее бытовых. И так как музыкантам приходилось много путешествовать, усилители комплектовались кроме всего прочего специальными кофрами для транспортировки.
- «Трембита -002-Стерео». Это, наверное, первый и самый удачный образец профессионального усилителя для выступлений на сцене. Он имел еще и микшерский пульт. Аналогов ему не было до середины 80-х.
Но также этот прибор обладал существенным недостатком – невысокой мощностью – и при больших нагрузках выходил из строя.
- «АРТА-001-120». Концертный усилитель с неплохой на то время мощностью звучания 120-270 Вт, имел множество входов для подключения дополнительных устройств. Мог использоваться как микшерский пульт.
- «Эстрада – 101». Это уже был целый концертный комплекс, состоящий из нескольких блоков.
Это, конечно, субъективный рейтинг, и многие могут с ним не согласиться, вспоминая усилители таких моделей, как «Электроника 50У-017С», «Одиссей У-010», «Амфитон – 002», «Том», «Гармоника», «Венец» и др. Такое мнение тоже имеет право на жизнь.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: начинающему любителю качественного звука лучше будет приобрести усилитель советского производства, чем пользоваться непонятными подделками из Азии.
Обзор советских усилителей звука смотрите в следующем видео.
Да, уж лучше СССР, чем Китай.
"Бриг" - плохой усилитель.
Почему?
В глубокой молодости я тоже увлекался радиотехникой. Мой сосед был повёрнут на составлении новых схем усилителей. Так вот он доработал мне БРИГ и довёл колонки S90 до уникального звучания, и поверьте мне, такой аппаратуры на заводе не делали. И что самое интересное, что усилитель он подгонял под колонки, а в колонках стояла плата, которую он внедрил, выкинув всё заводское.