Все о размерах тротуарной плитки

Содержание
  1. Обзор стандартных размеров
  2. Какие бывают плитки больших габаритов?
  3. Нюансы выбора размера

Если исполнитель и заказчик – не идейные поклонники нестандартных решений, предпочитающие повозиться с мозаичной кладкой, но создать свой собственный шедевр, то учитывают стандарт и типоразмеры плиточных фрагментов. Тротуарную плитку выбирают по размеру, цветам и форме фрагмента.

Обзор стандартных размеров

Существует больше десятка видов стандартной формы фрагмента тротуарной плитки.

  • Тротуарная плитка «квадрат разборный»: 300х300 мм – четыре больших квадрата размером 200х200 мм, в котором на расстоянии 5 см от центрального угла вырезана выемка под малый квадрат. Фрагменты уложены выемкой друг к другу, в образовавшийся просвет вставляется малый квадрат 100х100 мм. Толщина каждого фрагмента – 7 см.
  • Простой квадрат – 300х300 мм, с такой же толщиной (высотой). Квадратная плитка – самая простая в укладке: вхлёстывания выступов во впадины контура фрагментов не требуется.
  • «Лепесток» – три неразделённых шестигранника с расстоянием между противолежащими гранями фигурки в 20 см. Представляют собой трехконечную звезду. Шестигранно-треугольная ориентация сборки позволяет выложить тротуар малыми шестигранниками, если не использовать разделение по оттенкам цветов. Теснота расположения составных фрагментов не сразу даст увидеть, что это «цветок», а не простые шестигранники. Рисунок тротуара напоминает пчелиные соты.
  • «Бабочка» – фигурный кирпич, стороны которого изломаны. Длина измеряется по параллельным друг другу противолежащим граням – как и ширина. Размер – 210х112х70 миллиметров (все стандартные типоразмеры имеют толщину 70 мм).
  • У «ракетки» утолщённая сторона (смотря сверху и снизу) имеет ширину 137 мм, тонкая – 87. Длина фрагмента- 255 мм.
  • Призма – параллелепипед размерами 70х70х210 мм.
  • Стандартный «кирпич» – по сути, кирпич- «сотка» 200х70х100. Относится к разновидностям прямоугольной текстуры.
  • «Сборный кирпич»: малый фрагмент 88х88х70, больший – 180х88х70. Нестандартный размер кирпича.
  • «Стрелка», или «чешуя» – боковые грани обладают шириной 103,5 мм, длина (высота) фрагмента – 198 (без учёта изгиба посередине и тупого угла, им образованного).
  • «Шестигранник» – примитивная замена «цветку»: расстояние между противолежащими гранями – 20 см, между противолежащими вершинами – 2
  • «Ромб» – расстояние между более удалёнными противолежащими углами – 329 мм, между сближенными – 190.
  • «Косточка», или «катушка» – расстояние между горизонтальными гранями (поставлена «стоя») -198 мм. Между вертикальными выступами – 163.
  • «Катушка наоборот» представляет собой две сращённые половинки обычной «катушки», расположенные наружными гранями друг к другу. Впечатление такое, что их срастили вместе – разделительная линия отсутствует.
  • «Соты», в отличие от «лепестка», применяют четыре малых шестигранника. «Сота», «шестигранник» и «лепесток» образуют единый стандарт.

При одинаковых размерах кластеров – например, фрагмента «лепестка» и «соты» и фрагмента «шестигранника» – получают тротуар, взглянув на который, не сразу догадаешься, что здесь переплетены две-три отличные друг от друга разновидности.

Текстура тротуарной кладки – не мозаика, которую нужно долго подбирать, чтобы фрагменты находились рядом. Грани, углы и рёбра легко повторяемы, что позволяет, в отличие от мозаики, легко и быстро размножить эти фрагменты, выложив их практически одинаково. Как и для кирпичей, данная текстура предполагает наличие форм при изготовлении. Одна форма – один фрагмент, особая подгонка при выкладывании тротуара не требуется.

Экзотикой является фигурная текстура тротуарной кладки с краями, в которых выпуклости входят в соответствующие вогнутости. К редким видам причисляют треугольную плитку – правильные или равнобедренные треугольники, образующие ромбическую структуру (два равных треугольника равны по площади и формам ромбу).

Чередование цветов позволяет создать уникальную структуру, в которой оттенкам повторяться не обязательно.

Какие бывают плитки больших габаритов?

Наибольший размер – 500х500х50 мм, типовой – 300х300х30 мм. Варианты – 200х200, 400х400х40 мм – обычные «квадраты». Использовать плитку больших размеров затруднительно – они характерны для бетонных плит. Крупноразмерная плитка имеет недостаток – её труднее поднимать и переносить, в одиночку с такими работами не справиться.

Возможно, потребуется небольшая спецтехника, облегчающая и ускоряющая процесс выкладки тротуара.

Нюансы выбора размера

Выбрать подходящую для конкретных задач тротуарную плитку можно по ширине, длине и высоте. Чем меньше фрагмент, тем меньше и нагрузка на него – согласно законам физики. Нестандартные размеры, вплоть до мозаичной текстуры, подчёркивающей оригинальность, индивидуальность тротуарной зоны, предпочтительны для мест, где исключена езда автомобилей. Длина и ширина в отдельно взятом прямоугольнике рассчитывается, исходя из текстуры.

Например, чтобы впихнуть «косточку» в эту квадратуру, не получив лишние, не вписавшиеся в очерченный планом прямоугольник, а также поспешно зацементированные пустые места, используют простые, пилящиеся пополам фрагменты – «катушку», «шестигранник». Для распиливания фрагментов в этих целях применяют углошлифовальную машинку, снабжённую пильным диском, покрытым алмазным напылением. Работу выполняет профессионал, у которого зоркий глаз и чёткая, намётанная рука. Предельно малый размер фрагмента – 100х100 мм. Меньшие типоразмеры использовать нецелесообразно – растёт трудоёмкость, уменьшается производительность, труд может стать нерентабельным.

Высота укладки (толщина) разделяется по проектной и ожидаемой нагрузке.

  • 3 см – зона отдыха и дорожки в парке с малым, спокойным людским трафиком. Типовое значение толщины и ширины – 30х30 мм. Пример: 300х300, 400х400х30 мм.
  • 40, 45, 50 и 55 мм толщины – обычная пешеходная зона (улицы, проспекты, эстакады, парковочные зоны). С запасом – толщина и ширина могут достигать 40х40 или 50х50 мм. Могут использоваться большие по площади квадраты – 400х400х50 мм.
  • 60 – интенсивный людской трафик, парковки для легковых машин (проездная, подъездная зона).
  • 70 и более – рассчитанная на грузовой и легковой, автобусный, троллейбусный автотрафик (кроме сверхтяжёлой спецтехники, танков, бронетранспортёров). Типичный представитель – 400х400 мм.
  • До 100 мм – любой автотрафик (все машины и спецтехника). Применяют плитку длиной и шириной, например, 500х500, 600х600 (редкость) миллиметров.

Недостаток толщины приведёт к быстрому растрескиванию, развалу тротуарной плитки. Дорога, парковка, подъездной путь за несколько месяцев или год окончательно превратятся в крошево из песка, разрушенного цементного раствора и композита, из которого сделана эта плитка. Резиновая и пластиковая крошка, добавленная в такую плитку, на 40-градусной жаре (в южных регионах) размягчится, станет липкой, как перегретый асфальт, и зона движения превратится в волнистое месиво, к которому прилипнут грязь и мусор. Кроме габаритов фрагмента учитывают технологии производства. Вибролитая плитка применяется в зонах с низкой активностью, вибропрессованная – с высокой, подчас околопредельной. Скольжение (особенно зимой и при ливнях) обеспечивает гладкая поверхность. Шероховатая, зернистая уменьшает его. Второе актуально на скоростных дорогах, впрочем, выкладывать шоссе или проспект плиткой – редкость, применяемая лишь в городах-курортах или уникальных кварталах, являющихся историческим и культурным наследием.

Цветовое решение – например, фигурная серая плитка – играет не последнюю роль в ландшафтном и уличном дизайне. Экстерьер, например, заполярных городов и райцентров, где климат крайне суровый, а зима тянется 9-10 месяцев, предусматривают яркую и насыщенную расцветку тёплых тонов (от красного до жёлтого, коричневатые оттенки). Об этом знали ещё в позднесоветское время, когда выкладывали цветастые и яркие панно на стенах зданий. Серая плитка – в отличие от цветной – вписывается в простой общегородской дизайн, дополняя серые бордюры и посеревший от пыли асфальт. Оттенков серого могут быть десятки. Наконец, экологичность играет важную роль, например, в прибольничной территории, курортных зонах.

Наиболее экологичным типом считается брусчатка – резиновые и пластиковые включения отсутствуют, ибо производится она из натуральных компонентов: цемента, песка, каменной крошки, обожжённой глины и т. д.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.