Подготовка к укладке тротуарной плитки

Содержание
  1. Требования к площадке
  2. Виды оснований
  3. Как правильно подготовить место?

Выкладка тротуарных блоков на неподготовленный грунт приводит к их смещению. Из-за сезонных промерзаний меняется структура почвы под брусчаткой. Площадку под мощение готовят по специальной технологии.

Требования к площадке

Перед тем как начинать работу, необходимо узнать основные требования к площадке.

  • Для надёжной укладки брусчатки необходимо точно рассчитать размеры участка или дорожки, выровнять и уплотнить грунт.
  • При определении площади мощения и количества плитки учитывают ширину бордюров и водостоков. По внешнему краю бордюра делают припуск на цементный валик, фиксирующий бордюр. Его засыпают после укладки плитки.
  • Площадка должна быть ровной. На горизонтальной поверхности блоки брусчатки плотно прилегают друг к другу. Дорожка должна иметь небольшой уклон в сторону водостока, а сам водосток – к ливнёвой канализации.
  • Грунт под основание трамбуют и уплотняют. Это особенно важно при мощении парковок. Плохо утрамбованные участки почвы проседают под нагрузкой.
  • Площадку заглубляют в землю. Верхний слой почвы обычно самый рыхлый, поэтому его снимают. Глубина выемки (земляное корыто) определяется толщиной слоёв щебня и песка подсыпки.
  • Для дорожек с низкой нагрузкой бывает достаточно углубления на 7-10 см. Оптимальной считается выемка 10-12 см. Это достаточно для эффективного дренажа. Слой гравия 10 см устойчив к средним нагрузкам (пешеходы, непродолжительная парковка машин).
  • Под тротуары и парковки с интенсивным движением подсыпают многослойную гравийную подушку или заливают бетон. Глубина земляного корыта зависит от общей толщины основания и плитки.
  • Интенсивность уплотнения зависит от качества грунта. На сырых, рыхлых участках может потребоваться укладка дренажной системы. Сначала копают траншеи, прокладывают трубы, затем выравнивают и утрамбовывают основу под щебень.

Виды оснований

Основания под мощение плитки делают двух типов – на гравийной подушке и с заливкой бетона. Бетонируют участки под парковками, подъездными путями, на полу гаражей. Выбоины под колёсами нежелательны, но они неизбежно образуются при сезонном таянии снега и давлении автомобилей 3-4 тонны весом.

Для предотвращения морозного вспучивания почвы и смещения плитки всё чаще применяют слой термоизоляции. На выровненное дно земляного корыта укладывают тротуарный геотекстиль, подсыпают и трамбуют песок, настилают плиты экструдированного пенополистирола. По нему с зазором укладывают арматурную сетку, затем заливают бетонную смесь. Это надежное основание под автостоянку.

Слой термоизоляции намного увеличивает срок службы тротуаров и садовых дорожек. Он может быть однослойным и двухслойным. Поверх него насыпают слой песка (3-5 см). Толщина слоёв щебня разных фракций – 20-30 см.

После трамбовки засыпают финишный слой песка, на который укладывают плитку.

Гравийно-песчаный пирог состоит из нескольких слоёв щебня и песка. Вниз засыпают самые крупные и тяжелые фракции, затем идут слои мелкого щебня и песка. Толщина и чередование слоёв зависит от плотности грунта под ними. На сырые почвы укладывают гидроизолирующее полотно, чтобы влага не скапливалась в слое гравия.

Долговечность мощеных участков зависит от количества и качества материала подсыпки. Экономия приводит к тому, что через 2-3 сезона брусчатку надо перекладывать, а основание заново выравнивать и трамбовать.

Как правильно подготовить место?

Подготовка к укладке тротуарной плитки начинается на этапе выравнивания участка под строительство. Специалисты советуют подготовить место для хранения снятой земли. Верхний слой содержит плодородный гумус, при завершении ландшафтных работ его используют для газонов и клумб.

Возведение объекта или дома рекомендуют организовать так, чтобы на будущую парковку заезжала строительная техника. Под колёсами происходит постепенное уплотнение грунта.

Когда строительство завершено, приступают к разметке. Потребуется чертеж с точными размерами, колышки и бечевка. Размер углубления на 20-30 см по периметру больше площади мощения.

На крупных объектах применяют бульдозеры и грейдеры. Во дворе частного дома выемка грунта ведётся вручную или с применением мини-техники.

Для выравнивания дна выемки и слоёв основания своими руками потребуется ручной каток или виброплита.

Подготовительные работы начинаются с установки бордюров. Их ставят на утрамбованный грунт и фиксируют цементным раствором с двух сторон. Получается своеобразная несъёмная опалубка, которая удерживает на месте многослойное основание и плитку. При укладке плитки с внутренней стороны бордюра помещают желоба для стока дождевой воды. После отвердевания раствора начинают подсыпку щебня.

Работы выполняются пошагово:

  • подсыпка и выравнивание крупного гравия;
  • трамбовка слоя;
  • подсыпка и выравнивание гравия мелкой фракции;
  • трамбовка;
  • подсыпка и выравнивание песка.

Слой считается достаточно плотным, если на нем человек не оставляет заметных следов. Специалисты рекомендуют применять мытый гравий и просеянный песок. Мусор и глина вымываются из гравия осадками, и плитка проседает. Для лучшего уплотнения песка его смачивают. В зависимости от площади засыпки используют шланг или обычную лейку.

Предусмотренные технологией слои гидроизоляции и термоизоляции выстилают перед насыпкой гравия, после установки бордюров. Под подъездными площадками и дорожками могут проходить коммуникации. Например, электрокабель для садовой подсветки. Их укладывают в грунт или в нижний щебёночный слой.

Слой бетона или железобетонная плита в основании парковки для машин препятствуют естественному отводу осадков. Поэтому важно выдерживать равномерный уклон 5 мм на метр в сторону дренажной канавки. Наклон проверяют уровнем или геодезическими приборами. Перед заливкой бетонной смеси выставляют маяки и по ним производят выравнивание поверхности.

Отвод дождевой воды с бетонного основания очень важен, потому что при образовании льда в щелях между брусчаткой покрытие быстрее приходит в негодность. Иногда при заливке смеси закладывают специальные водоотводы. Это желоба из разрезанных вдоль пластиковых труб. Перед укладкой плитки их заполняют щебнем.

Финишный слой основания, на который укладывают тротуарную плитку, – это утрамбованный песок или сухая смесь песка и цемента (гарцовка). Его толщина 4-7 см.

Подготовка к укладке тротуарной плитки в видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.