Укладка тротуарной плитки на бетонное основание

Содержание
  1. Особенности технологии
  2. Требования к бетонному основанию
  3. Подготовка материалов и инструментов
  4. Пошаговая инструкция монтажа
  5. Устранение возможных проблем

Брусчатка – лучший материал для обустройства площадок, городских улиц и садовых тропинок. Из материала данной статьи вы узнаете, как правильно уложить её на бетон своими руками. Мы подробно рассмотрим пошагово этапы монтажа на подушки из разных составов.

Особенности технологии

Укладка тротуарной плитки на бетон – гарантия качества дорожного полотна. Бетонная основа устойчива и долговечна. В отличие от иных конструкций, она инертна к атмосферным воздействиям и не проседает при максимальных весовых нагрузках.

К данной технологии прибегают из соображений практичности. Она востребована, если нужно положить плитку на участке с нестабильной почвой. Например, это актуально, когда почва на площадке или во дворе частного дома подвергается усадке либо она пучинистая в месте кладки.

Отличительной характеристикой методики укладки брусчатки на бетон является создание идеально ровной поверхности со строгой геометрией. К другим ключевым факторам технологии относят:

  • стойкость к деформации в ходе многолетней эксплуатации;
  • повышенную морозоустойчивость при соблюдении правил монтажа;
  • стойкость к усадке, максимальную фиксацию всех элементов;
  • приемлемую стоимость материала и оптимальные сроки укладки;
  • трудоёмкость выполнения работ в сравнении с песчаной и цементно-песчаной подушкой;
  • недостаточный отвод воды и влаги, потребность в комплексной дренажной системе;
  • проблематичность демонтажа в случае повреждения элементов готовой облицовки.

В отличие от иных оснований, укладка на бетон неподвижна. Такое мощение рекомендовано для обустройства автопарковок, тротуаров в черте города, а также подъездных путей. К данной схеме укладки прибегают тогда, когда участок располагается вблизи карьеров, в местах, где нет возможности демонтажа материала.

Технология монтажа подразумевает тщательную подготовку фундамента, выравнивания поверхности, создания бетонной стяжки с использованием армирующих конструкций. От основания и соблюдения правил укладки зависит надёжность и долговечность всей выполненной работы. При этом основание выполняется по определённым требованиям.

Требования к бетонному основанию

Монтировать тротуарную плитку необходимо на полностью сформированную поверхность. Все работы по удалению растительного покрова, уплотнению грунта, планированию производят, согласно требованиям СНиП 3.02.01-87. Ключевым нормативом является создание базовой ровной поверхности.

Кроме того, необходимо соблюдение уклона, который в итоге должен составлять не менее 1,5 см на каждые 3 м длины дорожки в сторону уклона поверхности. Подготавливаемое основание должно быть уплотнённым. Для этих целей используют специальную технику, не забывая о своевременном увлажнении отдельных слоёв обустраиваемого основания.

  • Для каждого слоя основания предусматриваются свои нормативы толщины и коэффициенты уплотнения. Согласно регламенту, уплотнённый песок подлежит санации (обработке стерилизующими спецсредствами).
  • При обустройстве основания под заливку бетона надлежит укладывать гидроизоляцию. Плотность разделительного слоя должна составлять не менее 120-150 мкм. При отсутствии геотекстиля надлежит использовать плотную полиэтиленовую плёнку с минимальным нахлёстом 15-20 см.
  • Согласно требованиям СНиП, в работе необходимо использовать бетонную смесь класса В15. При этом оптимальная толщина бетонного слоя должна составлять не менее 15 см.
  • В целях усиления необходимо использовать арматуру. Минимальное армирование предполагает использование сети с диаметром проволоки 5 мм и ячейками 15х15 см. Если технология позволяет замену армирования, в бетон добавляют металлическую фибру (использование фибробетона).
  • Бетонные заполнители могут быть мытыми и фракционными. При этом размер зерна не должен превышать 2,5 см. На поверхностном слое бетона не должно быть посторонних включений. Его влажность не должна превышать 5%.
  • Ширина деформационных швов, находящихся посередине кортов, должна составлять 2,5 см. Их заполняют, согласно строительным нормам. Для снижения поверхностного напряжения занимаются нарезкой бетона на карты усадочным швом.
  • Монтажные работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже +5 градусов Цельсия. В течение 7-10 дней с начала твердения бетона поверхность защищают от осадков и потерь влажности. Далее поддерживают оптимальный режим для нарастания прочности основы.
  • Ровность поверхности контролируют посредством длинной 3-метровой рейки либо правила. Нормативы допускают незначительное отклонение: не более 3 мм на каждые 3 м длины в любом направлении.

Конструкция дренажа определяется для каждого конкретного проекта в индивидуальном порядке. Дренаж – обязательное условие качественной подготовки основания. Это необходимо не только для отвода влаги, но и для профилактики подмываний почвы в месте укладки плитки. Гидроизоляция предупреждает попадание воды снизу.

Основание должно быть практически идеальным. От этого зависит качество укладки и стыковки. Исключены перекосы и нестыковки плиток. Все подготавливаемые слои основания должны быть стабильными и устойчивыми.

Подготовка материалов и инструментов

Чтобы качественно выложить тротуарную плитку и должным образом подготовить основание, необходимо приобрести инструментарий и расходные материалы:

  • бетономешалку;
  • песок;
  • щебень;
  • цемент (предпочтительно М500);
  • строительный уровень;
  • машинку для трамбовки;
  • колья и разметочный шнур;
  • резиновую киянку;
  • веник, грабли;
  • лейку (поливочный шланг).

Помимо этого, нужно подготовить брусчатку. Материал должен иметь не менее 200 циклов замораживания, прочность более 30 МПа, водопоглощение до 5%, истираемость до 0,7г/см2. Толщина брусчатки подбирается исходя из типа планируемых нагрузок.

Если решено обустроить садовую дорожку или тротуар, стоит взять материал с толщиной 3 см (тонкая плитка). Если необходимо выложить камень там, где по нему будет ездить легковой автомобиль, лучше взять брусчатку толщиной 5 см. Плитки толщиной 8 см берут для обустройства дорог в местах перемещения тяжёлого транспорта.

Расчёт необходимого количества плитки зависит от размеров участка укладки, параметров плиточных модулей, размеров стыковочных швов. Профессионалы выполняют расчёты довольно быстро. Новичкам же проще обратиться к онлайн-калькуляторам, определяющим точное количество требуемого сырья.

Однако такие расчёты не учитывают рисунок облицовки и особенности формы мощения. Чтобы упростить работу и добиться идентичности стыковочных швов, стоит купить пакет крестиков для укладки плитки. Для подрезки можно использовать болгарку.

Чтобы не ошибиться с выбором, нужно заказывать облицовочное сырьё с небольшим запасом (до 10-15%). Необходимое количество можно сверить с продавцом. В специализированных магазинах есть особые программы для расчёта. Запас берётся на подрезку блоков по краям, повреждения при транспортировке и замену элементов при случайной порче.

Пошаговая инструкция монтажа

Изначально занимаются подготовительными работами. Чтобы сделать основание по всем правилам, нужно создать основу под бетонную заливку. Другими словами, сооружается так называемый слоёный пирог из нескольких слоёв разного материала.

Подготовительные работы

Сначала выполняют разметку необходимого участка, анализируя его характеристики (прочность, углы наклона, влажность почвы). После этого закупают необходимые инструменты и материалы. Выбрав границы мощения, в землю вбивают колья. На них натягивают верёвку (шпагат), обозначая границы будущей кладки.

Укладка тротуарной плитки предполагает создание котлована для заливки. Для этого после проведения разметки занимаются выемкой грунта. Глубина траншеи составляет не менее 25-30 см. Кроме того, при разметке освобождают землю в местах за верёвкой на пару сантиметров. В дальнейшем это пригодится для монтажа бордюров.

Днище и боковые стороны вырытого котлована очищают от корней, сорняков и гальки. Убирают все посторонние предметы, которые могут стать причиной деформации основания под нагрузкой. Донный слой почвы выравнивают граблями. После этого поверхность увлажняют водой (проливают из шланга) в целях профилактики проседания почвы.

Для уплотнения днища можно пользоваться ручной либо пневматической трамбовкой и водой. Прежде, чем продолжить работу, необходимо дождаться полного высыхания почвы.

Важно снять весь плодородный рыхлый слой грунта, поскольку он не уплотняется, а уплотнение каждого слоя – обязательное условие подготовки качественного и надёжного основания.

Дренажная подушка и гидроизоляция

Вне зависимости от типа используемой подушки под бетон при подготовке основания занимаются дренажем. Типовая процедура требует создания двух слоёв: песочного и щебёночного. Сначала на утрамбованное дно сыплют слой песка, толщина которого составляет примерно 5-10 см. Его ровняют с учётом необходимого уклона поверхности, уплотняют водой.

После этого поверх песка насыпают слой щебня толщиной 10-15 см. Его тоже трамбуют с соблюдением уклона поверхности. Размер камней не должен быть слишком маленьким либо, наоборот, крупным. Если щебень будет крупным, он со временем просядет, что приведёт к деформации основания.

Трамбовка щебня должна быть тщательной: поверх него будет укладываться гидроизоляция. Материал может порваться об острые края камней, поэтому их нужно хорошо выровнять. Подушка из песка и щебня должна отстояться пару дней. После этого можно продолжать работу.

Необходимо соорудить опалубку, которая в дальнейшем будет фиксировать укладку, предотвращая её сдвиг и искривление. Для её создания пользуются деревянными досками с толщиной не менее 4 см. Опалубку закрепляют забитыми кольями с шагом не более 1 м. После создания короба приступают к укладке гидроизоляции.

Гидроизоляция защитит бетонное основание от грунтовых вод и обеспечит оптимальную гидратацию цемента. Она удерживает прорастание сорняков, сохраняет целостность основания в течение долгого времени. После этого сверху насыпают слой щебня. Его разравнивают и уплотняют, готовя основание для армирования.

Заливка бетона

Следующим этапом работы является приготовление бетонного раствора. Рецептура и соотношение компонентов на 300 кг цемента таковы:

  • просеянный песок – 600-700 кг;
  • щебень либо мелкий гравий – 1000-1100 кг;
  • вода – не более 180 л.

Помимо этого, в смесь включают пластификатор, необходимый для придания раствору эластичности.

После размешивания состава до однородности на дно траншеи выливают бетон слоем 3-5 см. В дальнейшем на него кладут армирующую сетку, которую заливают вторым слоем бетона толщиной до 10 см.

Если необходимо усилить монолитную плиту, делают решётку в 2 яруса. Под армирование подкладывают металлические углы. Каркас располагают посередине железобетонной плиты.

Если участок мощения большой, площадь приходится делить на зоны. Границами каждой из них становятся деревянные доски нужной толщины. Швы между ними в дальнейшем заделывают битумной мастикой. После окончательной заливки необходимо дождаться полного высыхания основания.

При заливке следят за тем, чтобы уровень заливки не доходил до поверхности земли. Верхний слой бетона ровняют правилом, не забывая об уклоне для водостока.

Заливать бетонную смесь нужно без образования пустот и холодных швов, снижающих прочность опалубки.

Установкой бордюров занимаются после заливки бетона. Их монтируют после демонтажа опалубки, помещая в оставшееся углубление и заливая жёстким бетоном. Для уплотнения камня пользуются резиновой киянкой. Если по мере установки между бордюрными элементами образуются небольшие щели, их заливают жидким бетоном.

Ставить бордюр можно и по проложенной разметке, ориентируясь на натянутые нити. В этом случае вдоль них копают траншею с шириной бордюрного камня. Её дно ровняют и трамбуют, по необходимости добавляют щебень.

Затем на днище заливают песочно-бетонную смесь. По окончании заливки в раствор погружают камни. Далее их уплотняют, выравнивают положение. Бордюрный камень схватывается с раствором примерно за сутки. По истечении этого времени пустоты между камнями и землёй засыпают и трамбуют.

После этого можно приступать к дальнейшим работам и класть сами плиты. Бордюры погружают в траншею примерно на половину высоты. Камни способствуют предохранению плитки от повреждений в ходе эксплуатации. Согласно техническим требованиям, высота бордюра должна быть чуть ниже высоты брусчатки. Это необходимо для оптимального водостока с поверхности облицовки.

Дальнейший тип работ зависит от весовой нагрузки на покрытие. Если стройматериалом обустраивают подъездной путь для грузовых машин, брусчатку крепят на клей либо цемент. Когда нагрузка меньшая, используют технологию с песчано-цементной подушкой.

На песчано-цементный раствор

Уложить тротуарную плитку на песчано-цементный раствор несложно. Технология довольно проста и позволяет добиться высокого качества мощения.

Песок соединяют с цементом, замешивают раствор, затем наносят в зоне досягаемости рук и ровняют зубчатым шпателем. Затем выполняют укладку плитки.

Рисунок можно выкладывать плитами одного либо разного цвета. Чтобы он смотрелся красиво, дизайн планируют ещё до покупки облицовки. Учитывают количество блоков разного цвета, их положение, симметрию относительно центра.

Цементный раствор – надёжное основание под укладку. При этом швы допускается обрабатывать гарцовкой с тщательным увлажнением. Способ укладки не отличается от обычной напольной облицовки керамики. Вымывать остаточный цемент и песок нужно обязательно.

На клей

Наклеить плиты можно на клей с полимерной либо цементной основой. При выборе подходящего варианта учитывают класс морозостойкости состава и его эластичность. Чем она выше, тем лучше амортизация клея и качественней амортизационная подушка основания.

Методика выполнения схожа с укладкой плитки и цементного раствора. На основание и сам элемент наносят клей, распределяют его по поверхности, после чего модуль ставят на место с некоторым вдавливанием в клеящий состав.

Клеевые составы сохнут очень быстро, ввиду небольшого жизненного цикла разведённого раствора. Поэтому их приходится замешивать небольшими порциями. Это материал специалистов, новичкам проще работать с цементно-песчаной смесью.

Состав наносят на бетонную стяжку тонким слоем (не более 1 см). После этого кладут плитку, используя для идентичности швов пластиковые крестики. По краям модули подрезают болгаркой. По окончании работы швы обрабатывают клеем либо гарцовкой.

На сухие смеси

Схема облицовки по данной методике несколько иная. При использовании сухих смесей после подготовки и заливки бетонной стяжки на сухое основание сыплют сухой материал. Средняя толщина слоя составляет 3-5 см. Смесь распределяют по основанию посредством правила, ровняют слой.

После этого приступают к установке тротуарных плит. Выполняют укладку, согласно выбранному узору. Типовыми рисунками являются схемы «ёлочка», «плетёнка», «диагональ», «шахматка». По окончании работы всё покрытие проливают водой. Это закрепит элементы на основании и между собой.

После того, как покрытие высохнет, занимаются заделкой швов. Для этого их заполняют сухой смесью и вновь проливают. Через 2-3 дня состав окончательно застывает. Остаётся убрать оставшийся мусор, избавиться от пыли и пролить тротуарную дорожку под сильным напором воды.

Устранение возможных проблем

Чтобы не допустить ошибок на различных этапах укладки, необходимо обратить внимание на несколько нюансов.

  • Размеры дорожки и площадки подбирают таким образом, чтобы между краями укладывались цельные плиты. Это сократит количество отходов и трат на стройматериал.
  • Резку брусчатки лучше всего выполнять болгаркой с диском, предназначенным для каменных поверхностей. Резать бруски нужно правильно: сначала надрезая, а затем откалывая. До реза нужно наносить отметку.
  • Если нет большого опыта работы со строительными смесями, не стоит сразу замешивать много. Рабочие растворы (особенно клеевые) имеют малый жизненный цикл. Когда он заканчивается, клей теряет свои лучшие качества, что может отразиться на долговечности готовой облицовки.
  • Соблюдение технологии монтажа – ключевой фактор работы. Если не подготовить основание должным образом, не исключена деформация и просадка бетона.
  • Чтобы плитка смотрелась монолитно, в ходе укладки необходимо следить за тем, чтобы она была погружена в подушку на одинаковом уровне. При этом по необходимости нужно подравнивать блоки до того момента, пока они не схватятся.
  • Нельзя использовать в работе просроченные составы. По истечении срока годности они теряют свои свойства. Рассчитывать на долговечность тротуара в таком случае не стоит.
  • Укладка плитки на бетон без уклона чревата застоем воды. Если при этом швы не обработаны должным образом, вода будет поступать сквозь стыки и накапливаться между блоком и бетоном. В итоге покрытие будет отходить от основы.
  • Обычно швы заделывают материалом используемой подушки. Такая затирка препятствует росту растений, является профилактикой протекания воды через швы к основанию. Затирать швы можно гидрофобным составом.

При укладке плитки, помимо практичности, нельзя забывать о декоративности покрытия. Модули приветствуют некую хаотичность. Если выполняется укладка брусчатки с разным оттенком одного цвета, необходимо избегать формирования пятен. Скопления плиточных элементов одного тона на общем фоне не смотрятся красиво.

Чтобы не сомневаться в цвете материала, приобретать его нужно из одной партии. Так покрытие будет смотреться монолитно и статусно. Если в работе используется камень разного размера и цвета, разные тона камня не столь заметны. Что касается рисунка, то всё зависит от навыков укладки и схемы узора, а также количества купленного сырья.

При работе со старым бетонным основанием перед укладкой проводят осмотр основы, её очищение от собравшегося мусора, сколов. Такое основание сначала шпаклюют и избавляют от неровностей, удаляют зоны существенных повреждений. Только после этого на него кладут подушку, а затем и саму плитку.

О том, как уложить тротуарную плитку на бетонное основание, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.