Редукторы для бензокосы: виды и обслуживание
Бензокоса, или бензиновый триммер, – очень популярный вид садовой техники. Он предназначен для стрижки травяных газонов, подравнивания краев участка и т. п. В этой статье речь пойдет о такой важной части мотокосы, как редуктор.
Устройство, функции
Редуктор мотокосы передает крутящий момент от мотора рабочим (режущим) частям устройства.
Эта функция обеспечивается внутренним строением редуктора, которое представляет собой систему зубчатых передач, понижающих или повышающих скорость вращения деталей.
Редукторы, применяемые для приусадебных участков, бывают:
- волновыми;
- цилиндрическими;
- спироидными;
- коническими;
- планетарными;
- червячными;
- комбинированными.
В основе этой классификации – тип тяговой характеристики, а именно механической передачи крутящего момента.
Также редукторы различаются по форме и габаритам посадочного отверстия: оно может быть квадратным, круглым или звездчатым. Конечно, наиболее распространены редукторы с круглым посадочным местом. По месту расположения редуктор может быть нижним или верхним.
Для нормальной работы механизма необходимо отсутствие механических повреждений деталей редуктора и поддержание определенного температурного режима. Любые трещины, сколы и перегрев приведут к сбою и остановке бензокосы/триммера, что, в свою очередь, потребует ремонта редуктора. Регулярная смазка механизма способна значительно снизить риск возникновения таких проблем и увеличить срок эксплуатации триммера.
Возможные неполадки
Существует несколько распространенных неисправностей, которым подвержен редуктором бензокосы.
- Чрезмерный нагрев. Причиной данной проблемы может быть отсутствие либо недостаток смазки, неподходящая марка смазочного масла либо непритертость деталей механизма (если редуктор новый). Ликвидировать подобную неисправность довольно легко – смазать (заменить смазку) достаточным количеством масла подходящей марки или поработать триммером какое-то время в щадящем режиме с частыми остановками.
- Стуки при работе, слишком большая свобода хода и/или остановки во время вращения вала. Предпосылками возникновения такой неисправности могут быть: выход из строя пары подшипников (из-за отсутствия либо неправильной смазки, чрезмерной эксплуатации устройства) или неправильная их установка, вследствие чего повреждаются пыльники. Решение этой проблемы – разбор механизма и замена испорченных деталей на заранее заказанные новые.
- Шатание редуктора либо его слет с главной трубы. Причина – неправильное закрепление деталей механизма либо трещина/скол корпуса механического характера. Выход один – заменить корпус редуктора.
- Проблема фиксации местоположения редуктора. Первопричиной подобного явления является истирание участка трубы, на которую крепится деталь. Кустарный ремонт (на какое-то время) заключается в обматывании места посадки редуктора текстильной изолентой либо замена главной трубы триммера.
- Нож триммера не крутится (совсем либо при высоких нагрузках), при этом слышны неприятные шумы. Эта неисправность может проявиться из-за стачивания зубчиков конической шестеренки. Ликвидируется проблема разбором механизма и заменой пары шестеренок конической формы.
Как разобрать?
Последовательность действий при разборке редуктора для последующего ремонта такова:
- первым делом ослабьте крепежные (стяжные) элементы и снимите деталь с трубы;
- прочистите механизм щеткой, смоченной в чистом бензине, и обсушите;
- сведите вместе концы стопорного круга (с помощью круглогубцев) и снимите его;
- ту же процедуру проделайте с другим стопором;
- далее подогрейте корпус механизма с помощью технического фена;
- выбейте второстепенный вал с шестернями и подшипником (ударяя по верхнему торцу бруском дерева), можно попробовать проделать это без предварительного нагрева, но использовать для вышибания вала нужно только деревянный молот – металлический может повредить корпус или сам вал;
- ту же процедуру проделайте с главным валом.
Теперь редуктор разобран и подготовлен для замены отдельных деталей.
Техническое обслуживание
Самое главное в обслуживании редуктора – своевременная и регулярная смазка. Эта процедура необходима для снижения механического трения и, как следствие, нагрева и износа соприкасающихся деталей.
Смазку движущихся деталей, в особенности шестеренок и вала, нужно проводить по правилам, напечатанным в инструкции по эксплуатации устройства.
Если по какой-то причине у вас нет доступа к этой информации, запомните важные правила.
- Смазывание элементов конструкции должно производиться раз в 8–10 часов эксплуатации устройства.
- Более обильная и частая смазка необходима, если вы установили новые шестерни взамен поврежденных, если при работе устройства наблюдается замедление вращения ножей или редуктор издает нехарактерный шум во время эксплуатации.
- Тщательно подбирайте смазочный материал. Многие фирмы-производители садовой техники выпускают также аксессуары к ним, в том числе и смазку. Идеальным вариантом будет применение «родного» состава. В зависимости от степени консистенции различают пластичные, полужидкие и твердые смазочные материалы. Первый тип используется и для зубчатых, и для винтовых передач, поэтому считается универсальным. Второй тип представляет собой суспензию, содержащую присадки и добавки. Третий вид в первоначальном своем состоянии сходен с первым, поэтому внимательно изучайте этикетку и инструкцию к смазочному материалу.
- Для смазывания редуктора вам не нужно его разбирать – конструкцией триммера для этой цели предусмотрен специальный проем. Многие производители выпускают смазочные смеси в виде тюбиков с длинным носиком. Диаметр входного проема для смазки не всегда равен диаметру такого носика. Эту проблему легко решить с помощью обычного шприца, применение которого имеет еще один плюс – точный контроль за количеством выдавливаемой смазки.
- Также в процесс техобслуживания триммера входит очистка воздушного фильтра. Для этого необходимо снять кожух, извлечь деталь, промыть бензином, обсушить, прочистить место посадки от накопившейся грязи. Далее вставить фильтр на место и закрепить кожух.
О верхнем и нижнем редукторе бензокосы смотрите далее.