Все о самоходных тележках
Результатом постоянной работы специалистов является появление новых технических средств, призванных максимально облегчить и минимизировать тяжелый физический труд. Именно поэтому стоит узнать все о современных самоходных тележках.
Такие моторизированные образцы компактной грузовой техники сейчас успешно эксплуатируются на различных предприятиях, в строительстве, а также на складах и приусадебных участках. Популярность простейших самоходок обусловлена, прежде всего, простотой, надежностью и функциональностью.
Что это такое?
Любая самоходная тележка, которую также именуют автокар, представляет собой грузовое шасси, оснащенное собственной силовой установкой. Такие образцы техники широко применяются для перемещения грузов различных категорий с целью максимального облегчения труда человека.
К примеру, самоходные транспортировщики пользуются рекордной популярностью у представителей сельскохозяйственной отрасли. Также стоит упомянуть компактные садовые тележки. Одно из основных неоспоримых преимуществ описываемых агрегатов – это максимальная простота конструкции, эксплуатации и обслуживания. Стоит напомнить, что в наши дни фермерами успешно используются тележки еще советской сборки.
Серийный выпуск техники с обозначением ТС-350 стартовал на одном из тюменских заводов еще в 80-х годах прошлого столетия. Современные производители рассматриваемых моторизированных транспортировщиков в процессе разработки акцентируют внимание на безопасности и эргономике. Так, к примеру, многие модели имеют интегрированную в систему управления функцию аварийной остановки и деактивации силовой установки.
Еще одна особенность заключается в том, что электронные блоки дублируются механическими рычагами и рукоятками.
С учетом всех технических и эксплуатационных характеристик, включая высокую маневренность, самоходные тележки сейчас применяются в следующих сферах:
- коммунальные службы;
- сельское хозяйство;
- строительные площадки;
- складские площади;
- производственные предприятия;
- приусадебные участки;
- автомастерские;
- частный сектор.
Нередко можно встретить описываемые транспортировщики с прицепными устройствами. Подобным образом производители существенно расширяют функционал выпускаемой техники. И речь идет о возможности установки дополнительного оборудования, в список которого входят различные строительные и сельскохозяйственные механизмы (культиваторы, косилки и прочее), а также подъемные механизмы.
Моторизованные тележки комплектуются платформами разной конфигурации и назначения, а также вилами для работы с грузами на поддонах.
Виды
Все тележки делят на ручные и самоходные. Исходя из терминологии, можно понять, что последние приводятся в движение силовыми агрегатами. В итоге техника может быть с электроприводом или же оснащаться двигателем внутреннего сгорания (бензиновым или дизельным).
Первый вариант предсказуемо незаменим в закрытых помещениях, где вредный выхлоп является недопустимым. В то же время электрифицированные модели, как правило, уступают своим «родственникам», оснащенным ДВС, в мощности. Еще один критерий классификации – это шасси тележки. Сейчас производители предлагают потенциальному потребителю как колесную, так и гусеничную технику.
Также не стоит забывать о типе грузовых платформ. Они могут быть выполнены в виде емкостей или платформ, которые имеют гладкую (сплошную) или же решетчатую поверхность. Кстати, у многих современных моделей предусмотрена установка дополнительного оборудования в виде, например, гидроподъемников. Все существующие на сегодня моторизированные модели тележек подразделяются на три разновидности. Они бывают платформенными, вилочными, а также кранового типа. Каждая категория имеет свои технические и эксплуатационные особенности, а также сферу применения.
Платформенные
Агрегаты, относящиеся к данному классу, используют для транспортировки объектов различной конфигурации, размеров и массы, которые не упакованы на палетах (поддонах). Как и все самоходные установки, они делятся с учетом типа привода на электрифицированные и модели, оборудованные ДВС. Такие тележки широко применяются как в помещениях, так и на открытых площадках, имеющих твердое покрытие.
В большинстве случаев грузоподъемность платформенных тележек не превышает отметки в 5 000 кг. При этом скорость транспортировки может достигать 20 км/ч. В случае с электрическими агрегатами в качестве источников питания используют специальные тяговые или обычные автомобильные АКБ разной емкости. Платформенная техника может иметь управление рычажного и рулевого типа. Первый вариант предусматривает наличие откидной платформы для оператора. Это наиболее простые образцы транспортировщиков.
Тележки с рулевым управлением имеют как минимум кресло, а нередко и закрытую кабину.
Вилочные
Эта категория рассматриваемых агрегатов представляет собой самоходную конструкцию, которую успешно эксплуатируют как в закрытых складских помещениях, так и на открытых площадках. Это моторизированное шасси имеет фронтальное расположение подъемной рамы, а также рабочий орган, предназначенный для выполнения погрузочных и разгрузочных операций, транспортировки и штабелировки.
В перечень ключевых преимуществ вилочных моделей входят следующие важные моменты:
- высота подъема вил достигает 2-х м;
- в зависимости от модели грузоподъемность составляет до 3 тонн;
- скорость передвижения с учетом степени загрузки варьируется в диапазоне от 5 до 15 км/ч;
- наличие электропривода подъемного механизма многократно упрощает выполнение всех работ;
- тележки отличаются длительным сроком эксплуатации;
- агрегаты имеют хорошие тяговые характеристики.
На фоне всех перечисленных достоинств стоит отметить один важный нюанс. Электрические модели можно эксплуатировать далеко не на всех типах напольного покрытия. Параллельно такая техника не предназначена для выполнения работ в помещениях, в которых не допустима нагрузка на поверхность пола.
Крановые
В данном случае речь идет о моторизированных транспортировщиках, оснащенных подъемными механизмами. Другими словами, это гибриды самоходных тележек и мини-кранов. Такие модификации находят широкое применение в самых разных отраслях. Их основным преимуществом можно назвать универсальность и многофункциональность.
Кстати, в продажу поступают и самоходные рохли с компактными крановыми установками. Но здесь важно учитывать, что такая техника предназначена для подъема сравнительно небольших грузов. Они также позволяют перемещать предметы на незначительные расстояния.
Популярные производители
На сегодня многие производители представляют в соответствующем сегменте рынка свою продукцию. В модельных рядах японских, итальянских, китайских и, конечно же, отечественных производителей представлены разные модификации компактной техники, включая образцы с функцией самосвала. Согласно актуальным статистическим данным и многочисленным отзывам пользователей, наибольшим спросом пользуются самоходные тележки следующих марок:
- RuTrike – команда российских профессионалов, которая с 2010 года специализируется на разработке и производстве современных электрифицированных средств передвижения. Отдельное место в модельном ряду компании занимает компактная складская техника, включая самоходные тачки.
- Eurosystems – итальянский производитель тележек, оснащенных бензиновыми силовыми агрегатами, которые широко используются на складах, строительных площадках, дачных участках и даже в торговых помещениях. Агрегаты отличаются низким расходом топлива, практически бесшумной работой ДВС и наличием функции опрокидывания.
- Greenworks – компания-производитель, представляющая на рынке Поднебесную. Продукция данного бренда характеризуется простотой эксплуатации и надежностью. Главное преимущество аккумуляторных агрегатов – это экологичность.
- «МотоМул» – еще один российский производитель описываемой техники. Компания, находящаяся в Калужской области первую свою моторизированную тачку создала в 2015 году.
Несмотря на внешнее сходство с зарубежными образцами техники, эти тележки можно уверенно назвать оригинальными отечественными разработками.
- Makita – компания из Японии, специализирующаяся на разработке и выпуске профессионального электрического и бензинового инструмента. В ассортимент производимой продукции также входит модельный ряд самоходных тележек.
Как сделать своими руками?
Как показывает практика, основная цель самодельщиков – это создание максимально простых, надежных и долговечных транспортировщиков при минимальных финансовых вложениях. Важно заметить, что отсутствует необходимость регистрации и постановки на учет подобных самодельных тележек. Существует немало вариантов сборки описываемых образцов техники, которая может иметь как бензиновые, так и электрические силовые установки.
Для создания даже самой простой модели потребуются:
- бензиновый двигатель внутреннего сгорания с узлом сцепления и возможностью установки тросовой системы управления оборотами;
- трансмиссионный узел и механизм передачи момента от силовой установки на колеса (как правило, используют готовые узлы, снятые со скутеров, остается только сконструировать передачу – цепную или же ременную);
- несущая рама;
- колеса;
- органы управления;
- система тормозов.
Один из удачных вариантов – это строительство самоходной тачки на базе скутера. В данном случае алгоритм действий будет выглядеть следующим образом:
- При помощи болгарки отрезают часть рамы мототехники с силовым агрегатом, трансмиссией (АКПП) и ведущим колесом.
- Демонтируют топливный бак и органы управления работой ДВС и тормозной системой.
- Если планируется создание транспортировщика в виде трицикла, то подбирают колесную пару в тандеме с осью для грузового отсека.
- Усиливают конструкцию за счет монтажа П-образной рамы, выполненной из профтрубы или уголка.
- Изготавливают переход между грузовым отсеком и задней частью тележки в виде Y-образной балки.
- На ручки устанавливают органы управления (газ, сцепление, тормоз).
Самый важный момент описанного процесса заключается в том, чтобы двигатель и трансмиссия остались без каких-либо изменений и «доработок». Как показывает практика, попытки модернизировать уже готовые узлы, являющиеся составляющими одной единицы техники, заканчиваются неудачами.
Одним из вариантов создания практически неубиваемой самоходной тележки является использование в качестве основы бензопилы «Урал» и «Дружба». И здесь важно по аналогии с описанным выше способом оставить без переделок саму силовую установку. Минимальной переделке будет подвергаться только сцепление и приводная звездочка. При создании самоделки на базе бензопилы используется цепная передача. Также потребуется установить готовый мотоциклетный или же сделанный самостоятельно вал на картер сцепления базового агрегата. Нередко для бытовых целей требуется обычная тачка, которая бы имела собственный привод.
К примеру, подобная машина будет незаменимой на дачном участке, огороде или в частном домовладении. Она позволит с минимальными физическими усилиями перемещать грунт, удобрения и различные стройматериалы, а также мусор. В таких ситуациях строительство капитального аппарата вряд ли окажется оправданным. Обойтись получится тележкой на электроприводе. Для этого к оси колес обычной тачки достаточно будет прикрепить ременную или зубчатую передачу, а также электродвигатель мощной дрели или же перфоратора. С учетом понижающей передачи и ряда других технических нюансов таких силовых агрегатов будет достаточно для приведения в движение загруженного транспортировщика со скоростью пешехода.
Как управлять?
Независимо от того, эксплуатируется электрическая рохля с гидравлическим подъемным механизмом для перевозки грузов на складах или максимально простая садовая тележка для дачи, важно соблюдать определенные правила. Изначально важно отметить, что с учетом типа управления компактная техника бывает следующих видов:
- Сопровождаемая оператором в пешем порядке. Это самый простой, в том числе и с точки зрения управления, вариант исполнения. Такие устройства предназначены для перемещения грузов на сравнительно небольшие расстояния. Ярким примером являются электророхля и садовые модели.
- Сопровождаемая оператором, который находится на платформе откидного типа. С учетом особенностей конструкции и управляемости такие модификации являются оптимальным решением для складских и производственных помещений с узкими проходами.
- Управляемая оператором, находящимся в кабине. Подобные разновидности используются на крупных объектах и, в частности, на складах с большим грузооборотом. Скорость движения техники достигает 15 км/ч. Управление здесь может осуществляться оператором, находящимся как в сидячем, так и стоячем положении.
Для описываемых здесь грузовых устройств актуальны преимущественно два первых пункта. Однако даже с учетом кажущейся простоты конструкции моторизированных тележек и их панелей управления, включая электронные, допускаемые в процессе эксплуатации ошибки могут иметь крайне негативные последствия. При неграмотном управлении такие агрегаты способны представлять потенциальную опасность как для самого оператора, так и для окружающих. Именно поэтому первый обязан знать:
- технические характеристики и особенности конкретной модели техники;
- правила использования средств защиты;
- порядок действий при возникновении внештатных ситуаций, включая пожар.
В принципе, управление самоходными (моторизированными) тележками является максимально простым. Но в то же время оно требует внимательности и определенных навыков. Важно перед началом работ провести тщательный осмотр агрегата.
Особое внимание уделяется силовой установке, аккумулятору и гидравлической системе при наличии таковой. И, конечно же, в процессе транспортировки грузов на участке, площадке или же в помещении важно соблюдать все меры предосторожности.