Все о подкатных тележках
Подкатная тележка — мобильное вспомогательное устройство, разработанное в различных модификациях. Основная цель подобной конструкции – это обеспечение свободного перемещения груза в пространстве. Агрегат пользуется спросом во многих сферах услуг и на производстве.
Сфера применения
Подкатные тележки или подкатные роликовые платформы используются как часть оборудования для эвакуатора на производстве для перемещения габаритных предметов: станков, продукции, оборудования и т. д. На станциях техобслуживания применяются для ремонта автомобилей легковых и грузовых моделей, где устройство просто необходимо для диагностики, обслуживания, установки и снятия деталей на днище. Такие модели рассчитаны на максимально возможное в этих условиях обеспечение комфорта. При эвакуации машины с места ДТП зачастую ходовая часть оказывается заблокированной, в этом случае используют 1-, 2-, 3-осные варианты.
Более масштабная модель — подкатная тележка для полуприцепа тяжелой спецтехники.
Особенности
Ремонтные работы в автомобильной сфере, восстановление функциональности транспортного средства, работа эвакуатора и другие схожие операции состоят из комплекса определенных мер и набора инструментов.
Операции на днище машины требуют нахождения мастера под автомобилем, более того, он должен свободно там перемещаться. Делать это удобно, располагаясь на подкатной слесарной тележке, а не ползая на спине.
Устройство легко передвигается по напольной поверхности, позволяет работнику манипулировать инструментами в любой части автомобильного дна, защищает и оберегает спину от холода и травм.
Производители предлагают литые модели подкатных лежаков из пластика или же выполненных в виде стальной рамы-каркаса длиной немного меньше среднего человеческого роста и шириной около полуметра. Обычно это 120х50 см с небольшими вариациями. Стальной каркас может быть прямым или с выемками для рук. Основание и опору для спины изготавливают из пластика, иногда обтягивают более мягким материалом. Обязательно использование масло- и бензостойкой ткани в целях пожарной безопасности. Важно исключить возгорание при попадании ГСМ на обивку. Конструкция оборудована двумя или тремя парами шасси на вращающейся платформе, что позволяет катить лежак в любую сторону и вращать его на 360º.
Более усложненный вариант – это тележка с регулируемым изголовьем, что позволяет настраивать его высоту для наиболее удобного положения. Существуют раскладные модели, трансформирующиеся в сиденье. Подкатной лежак может быть изначально выполнен в виде ремонтного сиденья. Он необходим для монтажа и демонтажа деталей, которые в противном случае пришлось бы осуществлять, находясь в крайне неудобном положении. На таком сиденье удобно заниматься рихтовкой. В продаже встречаются и круглые вращающиеся модели – так называемые сиденья механика, созданные для организации рабочего места в гараже или СТО.
Разновидности и модели
Существует два основных вида с небольшими конструктивными различиями. Каждый выполняет определенный объем функций. Среди них имеются размерные как бездомкратные, с ограниченными параметрами, так и более масштабные вариации.
Гидравлическая
Этот вид представляет собой инженерный сплав домкрата и подкатной тележки. Конструкция оборудована рычагом, нажатием на который осуществляется подъем груза, например, транспортного средства. В отличие от механического варианта, гидравлические модели обладают явным преимуществом в почти неограниченной грузоподъемности.
Механическая
Механические экземпляры способны выдержать вес в несколько тонн. Передвижение моделей для эвакуаторов или роликовых платформ осуществляется при помощи роликовых подшипников. Конструктивная особенность такова, что устройство может двигаться только по ровной поверхности: наливные полы, асфальт, плитка, бетонное покрытие. Некоторые модели без роликов рассчитаны на перевозку грузов с ограниченным весом по сыпучим поверхностям: щебенка, песок и т. д.
Как выбрать?
При выборе такелажной или ремонтной конструкции следует обращать внимание на несколько условий.
- В первую очередь, надо четко знать, для работы с каким весом приобретается устройство. При транспортировке тяжесть распределяется по 3 точкам, следовательно, надо понимать расчетную нагрузку на тележку даже с учетом количества осей и точек опор.
- Учитывают жесткость поверхности, которой груз соприкасается с несущей площадкой, а также вероятность прогиба последней. Если показатели критичны, следует заблаговременно позаботиться о компенсации предполагаемой деформации.
Не менее важна структура напольного покрытия, по которому будет передвигаться конструкция. От этого зависит выбор колесных опор: материал, диаметр и число колес для подкатных тележек.
Гидравлические модели подходят для работы с многотонными объектами, для небольших же нагрузок выбирают механические образцы.
В работе СТО ориентируются на типы транспорта, с которым работает мастерская. Ремонт легковых авто осуществляют с помощью прямых лежаков. Для обслуживания грузовых машин понадобятся модели-трансформеры или тележки-сиденья.
Как пользоваться?
Чтобы установить авто на подкатные тележки, его приподнимают на домкратах и подставляют конструкцию под колеса. После этого лебедкой подтягивают автотранспорт на площадку эвакуатора, где надежно фиксируют.
Использование ремонтного лежака предполагает, что автомеханик регулирует высоту подголовника, если это предусмотрено моделью, затем ложится спиной на устройство и закатывается на нем под машину, если нет возможности поставить ее на яму или подъемник.
Чтобы заниматься ремонтом грузового транспорта или рихтовкой кузова, лежак-трансформер преобразовывают в сиденье, надежно фиксируют конструкцию, после чего она готова к эксплуатации в качестве более высокой опоры.