Колеса для тележек с подшипником
Главное требование к колесу, будь оно с подшипником или без него (ролик) – долговечность при прокатывании по асфальту или бетону под значительной нагрузкой до 1 т. Вес груза зависит от размера тележки. Колёса должны быть достаточно мощными и надёжными.
Особенности
Колёса с подшипниками для тележек, предназначенных перемещать груз в сотни килограммов – например, колёсное средство ручного передвижения, используемое на рынке, – выполняются в основном на базе подшипниковой втулки и металлического обода с износостойкой резиной.
Конечно, лучшим выходом станет использование двухколёсной тележки на основе автомобильных колёс или четырёхколёсной – на колёсах для мотоцикла или велосипеда. Такой способ выходит за рамки изготовления обычных тачек и тележек.
Особенности колёс для тачек состоят в следующем.
- Точность и плавность хода обеспечивается именно с подшипниковой, а не «голой» осевой втулкой. Подшипниковые втулки – точная механика, чего не скажешь об обычных осях, в которых ступица и обод образуют единое целое. Затруднённое вращение от большего трения скольжения в такой втулке неизменно оборачивается ускоренным износом всего колёсного блока.
- Подшипниковые колёса более легки в манёвренности, чем чисто шарнирные: горизонтальные подшипниковые узлы обеспечивают плавность и лёгкость поворота, как и вертикально-осевые дадут не менее плавную катимость.
Дело в том, что, как ни пытаются владельцы тачек на бесподшипниковых колёсах вовремя предотвращать масляный голод трущихся узлов, полностью избежать трения не удаётся: несколько десятков километров, и втулка расшатывается, ось (ступица) становится тоньше. В итоге колесо полностью приходит в негодность, в то время как полноценный подшипниковый узел способен проехать раз в 10 больше: такая тачка прослужит на «маршрутах» примерно в 1000 км.
Виды
Поворотное колесо, как ранее отмечалось, содержит не одну проекцию расположения подшипников (вертикальную), а две (добавляется и горизонтальная). Поворотное колесо обеспечивает манёвры на 360 градусов: тачку или тележку можно поворачивать и разворачивать как угодно и неограниченно, в зависимости от условий, в которых движется ручное колёсное транспортировочное средство.
Пневматическое колесо, в отличие от простого усиленного, добавляет комфорта при перевозке особо хрупких грузов. Опасную поклажу, к примеру, баллоны со сжиженным газом, целесообразно перемещать на тачках с пневматическим колесом: оно значительно смягчает тряску при движении по слишком шероховатому асфальту, не вполне ровному бетону и деревянным полам. Давление, накачанное в шинах (как правило, не менее 2 атмосфер), забирает на себя до половины тряски на неровной дороге: оставшаяся часть вибрации, тряски, может быть поглощена подрессоренной несущей (ходовой).
Пневматические колёса обладают диаметром обода порядка 200 мм. Тачки с колёсами, которые вместе с резиновой покрышкой (литая резина) превышают диаметр в 160 мм, производить не имеет смысла. Колёса более 200 мм по диаметру обода (без надувного комплекта резины) встречаются достаточно редко – для облегчения качения применяется не литой обод с 3… 6 радиальными направляющими, а полноценная втулочно-спицевая основа, приближающаяся к велосипедному колесу.
Обычный ролик не превышает по диаметру нескольких сантиметров. Резина на нём не используется – слишком мал диаметр, и изготавливается такое колёсико в основном из износостойкой модификации полиуретана. Альтернативой для пластиковых колёс послужит полиэтилен высокой плотности, полипропилен, но не полистирол – тот легко сломать при первом же ударе. Усиленный ролик обладает стальной основой: алюминий легко надламывается при перекосах, и использовать его на весах в сотни килограммов на все 4 колеса недопустимо.
Советы по выбору
При неправильном выборе колёс, не выдерживающих реальную нагрузку, происходит повреждение тачки или тележки, урон переносимому грузу, в худшем случае перемещение предметов на такой тачке оборачивается травмой человека, катящего такое приспособление. Если колёса выдержали устроенное им испытание, но всё же не подходят по своим параметрам к покрытию пола, то повредиться может само покрытие. Ламинат или паркет, по которому прокатилось чисто стальное или алюминиевое колесо, получит отчётливые следы прохода колёсной составляющей, чья беговая (контактная) площадь оказалась недостаточно велика. Частицы твёрдого мусора, к примеру, бетонная крошка, налипшая на такое колесо, также поцарапает глянцевое покрытие доски или паркета, образующего чистовой пол в помещении.
Колесо из пластика и резины, столкнувшееся с чрезмерной перегрузкой на асфальте, бетоне или стальном покрытии дорожки (подъездного пути), попросту повредится о первую же неровность. Превышение заявленной грузоподъёмности тачки приводит к подгибанию и проседанию рамы и ходовой.
Если тачка оснащена рулём, на котором, как на машине, настроено схождение-развал (строгая параллельность рулевых колёс при любом угле поворота), то малейшая разбалансировка приведёт к ускоренному износу и покрышки, и обода – тот начнёт «восьмерить».