Все о тележках для ПВХ-лодок
Перевозка надувных лодок в XX и XXI веке стала возможна даже по трассе. Не так сложно сделать полноценный прицеп к легковой машине и поехать за город рыбачить. Но когда озеро или река близки от дома, то эти 100-200 м тележку с лодкой можно протянуть вручную.
Особенности
Тележка для надувной ПВХ-лодки, изготовленная на основе упрощённой рамы с колёсами для тачки, справится при транспортировке лодки на небольшие расстояния. Можно, конечно, не надутую перед заплывом лодку дотянуть до места и на себе, не используя никаких тележек, но весит такое изделие даже в сложенном состоянии не менее 12 кг. Отличия такой тележки от полноценного прицепа – мобильность, легкость конструкции.
Здесь не требуется дорогих и тяжёлых материалов и комплектующих, а изготовить такое приспособление можно и без помощи сварочного аппарата, на болтовых соединениях. Как и всякая тележка, будь она разборная или с литым (сварным) корпусом, эта должна обладать не менее чем тремя колёсами. Можно обойтись и двумя, но такое ручное транспортировочное средство окажется недостаточно эффективным в манёвренности.
На привале, когда владелец тащит лодку несколько километров до места её спуска на воду, он вынужден оставлять тележку не в строго горизонтальном положении, а оперев её о дорогу на любую из сторон, которая перевешивает. Можно равномерно нагрузить такую тележку, чтобы она сама себя уравновесила, но это возможно не всегда.
Абсолютный комфорт при передвижении вручную тележка даёт не менее чем с тремя колёсами, при этом одно переднее желательно сделать рулевым (поворотным). Вышесказанное относится ко всем разновидностям тележек и тачек, включая и те, на которых на короткие расстояния (внутри рынка) до контейнера доставляют только что подвезённые товары.
Какие бы предметы на этих тележках ни перевозили: хоть лодку, хоть гружёные ящики, принципы её правильного обустройства остаются неизменными.
Виды
Разборная конструкция представляет собой раму с отсоединяемой ходовой частью, на которой закреплены колёса. Складная тележка – это более универсальная конструкция, которую разбирать не требуется: алгоритм складывания и раскладывания отдалённо напоминает раскладушку.
К ручным относятся все разновидности, не оснащённые электрическим или топливным двигателем с полноценной трансмиссией, рулевой составляющей и тормозом. На ручных тележках, когда предполагаются подъём и спуск под заметным к горизонту уклоном, может быть установлен тормоз (вне зависимости от того, перекатывает её один или несколько человек либо эту работу за них выполняет легковой автомобиль).
Немного отличается от вышеперечисленных разновидностей транцевая тележка. Её определение обязано названию транцу лодки, которым плавсредство прикрепляется к тележке. Транцевое передвижное устройство рассчитано таким образом, что не более половины груза (массы лодки) принимает на себя владелец. Транцевое транспортировочное средство не предназначено для перемещения лодки на расстояние более 2 км: владелец устанет так, что остановится на длительный привал. Транцевых колёс всего два, они оснащены вертикальными опорами, цепляющимися за транец лодки.
Носовая тележка не годится для случаев, когда лодка находится большую часть времени на базе. Недостаток носовой тележки – существенная валкость. Её следует использовать лишь для облегчённых лодок, которые в случае заваливания легко поднять. Особенность носового расположения колёс – значительное количество степеней свободы, из-за которых возить лодку на такой тележке неудобно. Подкильная тележка в разборном варианте применяется для снаряжённых лодок весом до 80 кг. Удобство исполнения позволяет быстро подготовить и спустить лодку на воду, а также снять её с воды, сложить и загрузить обратно.
Посторонняя помощь при этом не потребуется. Распространены быстроразборные подкильные тележки, обладающие сравнительно небольшими габаритами и весом. По сравнению с транцевой, подкильная тележка заметно облегчает перевозку лодки до реки или озера и обратно до базы. Подкатная тележка устроена таким образом, что катимая конструкция ставится под лодкой согласно местоположению центра массы последней. Такое транспортировочное средство позволяет перевезти лодку даже из алюминиевых сплавов. Лодка с тележкой скрепляется при помощи ремней.
Высота посадки лодки на тележку такова, что катить последнюю можно, не сгибая спины.
Как сделать своими руками?
Простейшая конструкция для изготовления такой тележки своими руками подразумевает использование полипропиленовой трубы диаметром 32 мм. Для сборки каркаса потребуется приспособление для пайки пластиковых труб (паяльник), а также набор колен, тройников и крестообразных переходников. В качестве добавочных элементов применяются угловые муфты и удлиняющие переходники из того же пластика. Раздобудьте чертёж тележки: этот совет пригодится новичкам, ещё не имеющим чёткого понимания о том, как выглядит сама конструкция. Измерьте зазор на транце между баллонами лодки. Данное расстояние задаёт ширину тележки.
Собирая каркас, установите продольные и поперечные детали, усиливающие его. Обойтись без них невозможно, так как внешний контур каркаса из труб не обладает достаточной прочностью. После изготовления самодельного каркаса лодка устанавливается на нем и фиксируется при помощи ремней. Но самый прочный вариант удастся только из стальной профтрубы, к примеру, 20х40 или 30х30 мм. Разместите ось так, чтобы она стала посередине по отношению к лодке: перевозить последнюю будет заметно легче. Для отбуксирования на машине тележка потребует заметного усложнения конструкции. Более сложная конструкция значительно тяжелее, чем самая простая из известных.
Для буксировки лодки на значительные расстояния, превышающие несколько километров, используйте разборную конструкцию. Неразборные рассчитаны в основном на буксировку лодки на небольшое расстояние: от авто к месту спуска плавсредства на воду. Чем габаритнее модель, тем труднее её перевозить. Простейшая транцевая подкатная тележка ставится под лодку, поднятую за транец. Чисто стальные тележки выполняются либо сварными, либо собираются на уголках и болтах. Разборная металлическая тележка может быть собрана, к примеру, из отслужившей свой срок шведской стенки. Применение стальных разборных конструкций позволяет вывести такое изделие на уровень заметно более высокий, чем ряд заводских моделей.
На центральную ось такой тележки опоры присоединяются при помощи деталей от той же шведской стенки. Разборка изделия не занимает много времени, что делает его пригодным для перевозки в багажнике любого легкового авто. Будучи разобранной, такая конструкция занимает существенно меньше места, чем в собранном состоянии. Транцевые тележки не прослужат долгие годы, когда перевозятся тяжёлые и оснащённые по последнему слову техники лодки. Например, моторная лодка перевозится на более полнофункциональных тележках, чем вышеописанный транцевый аналог. Транцевая тележка пригодна, когда лодка тянется по дороге за носовую часть, а не подталкивается сзади.
Более капитальная конструкция может содержать не только усиленную поперечными проставками стальную раму, но и продольные перекладины, на которые устанавливается лодка. Они выполнены преимущественно из деревянного бруса, рейки небольшого сечения либо из такого же металлопрофиля. Покрытие сверху текстильное, без ворса, но с набивкой, как на кресле или мягком стуле, что позволяет всегда держать лодку в целости и сохранности, не давая ей начать пропускать воздух изнутри.
Колёса небольших размеров (до 160 мм по диаметру) без пневматики непригодны для перевозки на большой скорости (на машине) по автотрассе общего пользования и по улицам. На самых малых неровностях тележка вибрирует, отчего она может отклониться, сместиться и улететь с полосы движения, по которой движется владелец лодки на своём авто. Мелкие колёса с литой резиной пригодны только при перевозке лодки с маленькой скоростью, когда пользователь идёт пешком или едет на велосипеде на низкой передаче (скорости).
Большая, чем 8 км/ч, скорость разобьёт механику на таком транспортировочном средстве буквально за несколько десятков километров.