Кинескопные телевизоры: особенности и устройство
Кинескопные телевизоры хорошо знакомы старшим поколениям наших сограждан и жителей других стран. Но особенности работы и внутреннее устройство такой техники большое количество современных людей уже не знает. Пришла пора восполнить этот пробел и дать электронно-лучевой технике глубокую характеристику.
Что это такое?
Кинескопный телевизор (другое название — ЭЛТ-телевизор) много десятилетий был единственным вариантом домашней телевизионной техники. И не только домашней – даже в профессиональном сегменте серьезных альтернатив ему не было. Многие такие устройства работают несколько десятилетий подряд, и сейчас еще можно найти немало работоспособных телеприемников с кинескопом, выпущенных в 1990-е или даже 1980-е годы. Да, развитие технологий не стоит на месте, и сегодня подобные модели выпускаются только в экономичном сегменте. Но это не значит, что они плохи или не заслуживают потребительского внимания.
При этом, однако, даже самая лучшая кинескопная аппаратура имеет существенные размеры и достаточно тяжела. Против этой техники свидетельствует еще и значительное потребление энергии. Электронная трубка восприимчива к действию магнитных полей. У нее иногда мерцает экран, что утомляет глаз, и избавиться от мерцания нельзя по чисто техническим причинам.
Вывод такой: почти всегда покупка кинескопного телевизора мотивируется стремлением максимально сэкономить деньги.
Устройство и принцип работы
Схемы импортных и отечественных телевизионных приемников на базе кинескопного устройства могут различаться. Но принципиальное устройство таких электроприборов, если отстраниться от фирменных нововведений и различных усовершенствований, всегда одно и то же. Как и в любом другом телевизоре, обязательно предусматривается блок питания. Обычно он сделан по импульсному типу. Если не вдаваться в технические тонкости, суть такова:
- внутри блока есть трансформатор;
- этот трансформатор имеет так называемую первичную обмотку;
- на такую первичную обмотку поступают электрические импульсы, меняющиеся с течением времени по определенному правилу.
У блока питания есть два основных режима — ожидание и работа. Даже когда устройство только ждет поступления команд от пульта или от кнопок на передней панели, оно все равно потребляет определенный ток.
Именно по этой причине все фирмы, с момента появления телевизоров, советуют отключать их на ночь и перед длительным уходом.
Помимо основных режимов, блок питания логично дополняется еще управляющим блоком. Это может быть одно или несколько устройств (компонентов), которые отвечают за:
- переключение каналов;
- автопоиск и запоминание каналов;
- ручной поиск эфирных трансляций;
- регулировку громкости, других параметров звука;
- регулировку основных параметров изображения;
- обработку инфракрасных импульсов, посылаемых пультом ДУ;
- запоминание всех настроек;
- выполнение строчной развертки.
Важную роль играет селектор синхронизированных импульсов. Он четко разделяет из всего потока видеоинформации строчные и покадровые сигналы. Потому без селектора невозможна ни строчная, ни кадровая развертка, даже если нормально работают и управляющая система, и система электропитания, и экран.
Еще стоит упомянуть про селектор (разделитель) каналов. Этот приемник повышенной чувствительности постоянно находится под напряжением. И выдаваемый далее в систему цветовой телевизионный сигнал находится на строго заданной частоте — независящей от частоты передачи в эфире.
Далее следует рассмотреть на усилительный блок промежуточной частоты. Составные части этого устройства:
- видеодетектор;
- усилитель промежуточных акустических частот;
- детектор частоты передаваемого звука.
Что касается усилителя нижней частоты, то ничем, кроме собственно повышения громкости звука, он не занят. Разумеется, инженеры могли бы указать на тонкости в работе этого устройства, но для понимания общей сути они не важны. А вот модуль цветности декодирует 3 ключевых цвета по системе RGB и усиливает их до необходимой величины. Модуль кадровой развертки выдает на специальные катушки, отвечающие за вертикальную сторону картинки, пилообразный сигнал.
Дальше подключается блок управления катушками строчной развертки. Он создает пилообразный электрический импульс, на основе которого формируется горизонтальная часть изображения.
Важная составная часть — диодный строчный трансформатор каскадного типа. Именно здесь формируется то высокое напряжение, которое позже будет подаваться на цветной кинескоп. Через вторичные обмотки того же трансформатора получают питание вторичные электрические цепи. От них получают электропитание второстепенные компоненты.
В кинескопе цветного телевизора содержится 3 электронные пушки. Для получения черно-белой картинки достаточно и одного излучателя. Точно ориентированные потоки электронов улавливаются специальными катушками. Из них луч перенаправляется на анодный вывод, а затем маска-фильтр обеспечивает получение 3-х главных тонов.
Внутренняя граница экрана покрыта специальным веществом — люминофором.
Свечение под действием электронного луча происходит не просто так. Каждый участок люминофора отвечает за свой основной цвет. Лучи помогают сформировать быстро движущееся пятно видимого света. Оно движется от левого края к правому, от верхнего к нижнему, но скорость настолько велика, что заметить процесс невозможно. Чем выше скорость смены кадров, тем более качественную картинку наблюдает перед собой зритель.
Может возникнуть вопрос – если кинескоп всегда должен быть выпуклым, то как делаются модели с плоским экраном. И тут надо указать на важный момент: полностью плоские кинескопы существуют только в рекламе. Ведь это вакуумные приборы, и чтобы противостоять атмосферному давлению, их переднюю стенку и приходится утолщать. Только отдельные фирмы выпускали и выпускают телевизоры, экраны которых представляют собой часть цилиндра. Тогда плоскость по вертикали идеальна, но по горизонтали все равно остается неустранимая кривизна.
Основные технические характеристики
Очень актуальный параметр — диапазон принимаемых частот. Почти все телевизоры, производимые сегодня в промышленном масштабе, могут принимать метровые и дециметровые радиоволны. Некоторые модели смогут обработать и сигналы кабельного телевидения. Современные телевизионные приемники запоминают не менее 99 каналов.
У некоторых версий этот показатель еще больше.
Но общее количество каналов и даже частоты — еще не все. Иной раз сигнал в отдельных местах очень слаб или нестабилен. Тогда критичным показателем становится чувствительность приемника. Важно: чувствительность может ограничиваться шумами либо синхронизацией. Долгое время ЭЛТ-телевизоры имели формат 4: 3. Но сейчас таких осталось очень немного, и почти все производители перешли на более рациональное соотношение 16: 9.
Смена кадров в моделях бюджетного класса и в старых образцах составляет не более 50-60 Гц. Более современные экземпляры меняют кадр на экране 100 раз в секунду. Это усовершенствование позволило сделать просмотр телевизора безопаснее для зрения. Яркость картинки измеряют в канделах (кд сокращенно) на 1 м2. У типичного кинескопа этот показатель варьируется от 150 до 300, чего вполне достаточно для четкого восприятия картинки даже при слабой видимости.
Что касается разрешения, то на практике оно составляет приблизительно 1200 телевизионных линий. В более привычных единицах — это около 1200х800 точек. Технически сами кинескопы могут выдавать и более четкую картинку. Но «узким местом» являются возможности системы развертки и отклоняющего блока. Кроме того, с учетом реального качества телевизионного сигнала вряд ли приходится рассчитывать более чем на разрешение 600х400 точек. Разумеется, если говорить про эфирную трансляцию, а не про воспроизведение носителей информации.
На рынке можно встретить кинескопные телевизоры с диагональю экрана 32 дюйма. Но это еще не предел. Судя по некоторым данным, самые большие приемники такого типа — это Sony kv-es38m61. Их размер составлял 38 дюймов.
Стоили такие телевизоры едва ли не дороже, чем плазменные аналоги с диагональю 42 дюйма.
Возможные неисправности
Картинка на кинескопном телевизоре мутнеет из-за дефектов самой вакуумной пушки. Профессионалы могут добавить резервную обмотку к трансформатору, но все равно через несколько месяцев приходится менять кинескоп. А вот появление ярко светящихся участков, разбавленных узкими горизонтальными жилками, означает неустранимый дефект.
Иногда экран гаснет — эта неполадка связана обычно с обрывом электрических цепей или замыканием на катодах. Когда цепь полностью неработоспособна, восстановить ее нельзя. В более благоприятной ситуации проблему решает запаивание контактов.
Удары резиновым молоточком по краям экрана иногда устраняют смещение картинки. Однако гораздо чаще без смены кинескопа не обойтись. При перегорании блока питания придется менять предохранители, а при нарушениях изображения иногда заменяют терморезисторы.
Появление дыма означает, что нужно срочно отключить телевизор и немедленно вызывать техническую поддержку. Чаще всего мастера ставят исправные конденсаторы. Если сработала защита от прожига кинескопа, то перейти из дежурного режима в нормальный не получится. Единственный выход — заменять дефектный транзистор. Внимание: чаще всего эта неполадка характерна для марки Erisson, но может случиться и в других телевизорах.
ЭЛТ-телевизор LG после длительной эксплуатации иногда не включается. Мастера в таких случаях обычно проверяют конденсаторы, системные платы и цепи электропитания. Также им придется выяснить, не отошел ли где-то контакт. Прежде вызова мастера имеет смысл проверить мультиметром работоспособность розетки, вилки, сетевого провода.
Тогда можно будет избежать нелепых ситуаций.
О том, как научиться ремонтировать кинескопные телевизоры, вы можете узнать ниже.