Все о сварочных агрегатах
Сварочные агрегаты – устройства для автономной дуговой сварки. Это мобильная аппаратура, которая преобразует энергию от топлива в ток и подает ее к сварочному аппарату. Техника используется в полевых условиях, когда нет возможности подключить инструмент к электросети. Сварочные агрегаты получили широкое распространение в строительстве, производстве, дачном хозяйстве.
Особенности
Сварочный агрегат получает энергию от дизельного или бензинового топлива, которая затем преобразуется в ток. КПД при этом составляет от 90 до 98%.
Различают 3 вида агрегатов по типу транспортировки.
- Самоходный. Это полноценная машина с кабиной для водителя. Помимо блока питания, у нее может иметься погрузочный крюк. Перемещается без привлечения другой техники.
- Прицепной. Еще один передвижной вариант, но не полностью автономный. Чтобы доставить аппарат, нужно прицепить его к автомобилю.
- Без шасси. Металлический блок без колес. Доставляется на место работы в грузовике.
Назначение техники зависит от модели. Одни аппараты предназначены для использования в помещении – у них обычно отсутствует защитный кожух, внутренние элементы в свободном доступе.
Однако использовать их можно только в хорошо проветриваемых цехах, так как аппаратура выделяет газ.
Другие приборы надежно защищены от дождя, перепадов температуры и ветра, оснащены колесами и предназначены для решения полевых задач.
Устройство и принцип работы
Сварочные агрегаты состоят из 2-х основных функциональных частей: двигателя и электрогенератора. Принцип действия следующий:
- топливо сгорает в двигателе, выделяется газ, который силой давления приводит в движение якорь генератора;
- за счет взаимодействия вращающегося якоря и статора, точнее, их магнитных потоков, образуется ток;
- ток через выпрямительное устройство поступает к электродам, которые используются для резки металла или сварки.
Управление агрегатом осуществляется при помощи приборной панели. У некоторых моделей есть пульт дистанционного управления.
Все сварочные агрегаты выпускаются с двигателем внутреннего сгорания.
Что касается конструкции, двигатель и генератор соединяются муфтой и зачастую прячутся под прямоугольный металлический кожух. Он защищает элементы устройства от влаги, высоких и низких температур, воздействия ультрафиолета и попадания пыли.
Одни агрегаты выполнены только в виде корпуса, который транспортируется при помощи грузовиков. У других – имеются шасси с 2 или 4 колесами, что позволяет подсоединить устройство к машине и доставлять на место работы в качестве прицепа. Некоторые сварочные агрегаты весят 50-100 кг, при этом оснащены колесами. Такие перевозятся вручную, если, конечно, речь идет о небольших расстояниях внутри одного производственного цеха. Переместить облегченную технику могут двое взрослых мужчин.
В корпусе, помимо двигателя и генератора, могут быть отсеки для сварочного инструмента или газового баллона. У некоторых моделей предусмотрены специальные шторки или дверцы для скорейшего доступа к функциональным элементам. Они позволяют быстро провести ремонт. Встречаются и дополнительные элементы:
- прожектор для работ в темное время суток;
- блок сушки электродов;
- устройство для плазменной резки металлов;
- блок для прогрева грунта или льда.
Виды и производители
На рынках сварочной аппаратуры более двух десятков вариаций сварочных станций. Рассмотрим основных производителей и распространенные подтипы.
Разновидности техники
У сварочных агрегатов существует несколько классификаций, и самая важная – по виду топлива.
- Дизельные устройства. Шумные, габаритные, но с экономичным расходом топлива. Для получения 1 кВт тока расходуется не более 300 мл дизеля. Рабочий ресурс до 40 тыс. часов, максимальная мощность от 5 до 500 кВт. Стоят в 3-5 раз дороже, чем бензиновые аналоги.
- Бензиновые генераторы. Мощность от 0,5 до 100 кВт, расход топлива на 1 кВт – около 5,5 л. Разница с дизелем огромная, зато стоимость самого устройства ниже. Агрегаты на бензине менее шумные, более компактные, большинство можно перемещать вручную.
Дизельные установки применяются в промышленных условиях, когда важно экономить топливо, но добиваться высоких показателей мощности. Бензиновая техника предназначена для бытового использования. Ее проще купить, а на большой расход топлива можно закрыть глаза, ведь в бытовых условиях сварочные агрегаты используют редко и не подолгу.
Вторая классификация – по устройству шасси и способу транспортировки. Как уже говорилось ранее, шасси может отсутствовать, быть 2- или 4-колесным. Из моделей с шасси выделяют самоходную технику с кабиной водителя и прицеп. Отдельного внимания заслуживают гусеничные модели.
Вместо колес у них установлены гусеницы, которые позволяют перемещаться по льду, заснеженным участкам, болотам.
А также выделяют несколько различных технологий, по которым работает агрегат.
- Аппарат трансформаторного типа. КПД 90%, низкий риск поломки. Простой базовый вариант, доступный по стоимости. Минусы – необходима высокая квалификация сварщиков, установка крупногабаритная и тяжелая.
- Выпрямитель. Новое поколение дуговой сварки. Полупроводники проводят ток в одном направлении. Для обращения нужно меньше квалификации, благодаря улучшенной технологии легче сваривать цветные металлы, чем при использовании трансформаторов. Однако цена выше, и присутствует риск поломки при перепадах напряжения.
- Мобильное устройство 220 В. Компактный, мобильный агрегат со вспомогательным генератором. Может сваривать под водой, по грунтовке, по намагниченному металлу.
- Автономные устройства АДД. Эксплуатация в среде до 98% влажности. Агрегат закрыт кожухом, почти не шумит, не боится непогоды. Рабочая температура от -45 до +45 градусов Цельсия. Напряжение до 100 В, питание дизельным топливом. Самый популярный тип сварочных агрегатов на шасси в России.
Популярные производители
В России ведущим производителем является «Уралтермосвар». Завод производит агрегаты АДД с воздушным охлаждением мотора, напряжением от 36 до 100 В и 3-ступенчатым регулированием силы тока. «Уралтермосвар» производит крупногабаритные, тяжелые, но долговечные приборы, которые можно использовать в дождь и сильный мороз. Самые популярные модели – АДД-4004П и АДД-4001.
Из зарубежных марок востребованной считается Shindaiwa. Главный офис предприятия по производству сварочного оборудования расположен в США. Агрегаты Shindaiwa, в отличие от отечественных, дорогие и современные. Они оснащены приборной панелью с возможностью тонкой регулировки, дополнительными режимами и множеством разъемов для различной техники. У большинства моделей присутствует цифровая панель и дистанционный пульт.
Где используется?
Рассматриваемая техника в основном используется в полевых условиях. Например, когда компания начала строительство нового коттеджного поселка, но в районе, где проводятся работы, еще не подведено электричество. Временно обойтись без него помогут автономные устройства, в которых подача электроэнергии происходит от бензина или дизеля.
Чаще всего сварочные агрегаты покупают для возведения трубопроводов.
Магистральные или местные сети порой тянутся через места, где отсутствует электричество. При этом очень важна качественная сварка, чтобы у труб не было течей. Для таких целей строительные компании и закупают мобильные сварочные агрегаты. Для работы в полевых условиях предпочитают приобретать колесные модели, так как их удобнее перемещать по пересеченной местности.
Но отсутствие электропитания – необязательное условие для использования сварочного агрегата. Аппаратуру применяют и там, где электросеть есть, но не подходит по ряду параметров. Разберем самые распространенные причины.
- Электротехнику нужно питать от сети с мощностью 380 В, а на производстве есть только 220 В. Применяются облегченные агрегаты, которые удобно вручную передвигать из цеха в цех.
- Сварочная аппаратура требуется для частной ремонтной мастерской, но местная сеть старая и не выдержит высоких нагрузок. Бензиновый или дизельный генератор позволит избежать риска.
- Предприниматель открыл бизнес по ремонту с выездом к клиенту. Порой заказы поступают прямо с дорог, оттуда, где нельзя подключиться к розетке. Мобильное оборудование также решит проблему.
Приобрести сварочный агрегат можно по цене от 50 тыс. рублей. Промышленные модели стоят куда дороже: средняя цена прицепной техники без кабины водителя – 700-800 тыс. рублей.
В следующем видео представлен обзор сварочного дизельного агрегата Shindaiwa DGW500DM.