Как провести сварку дисков аргоном?
Автомобильные диски, выполненные литьевым способом, из года в год создают все большую конкуренцию обыкновенным штампованным изделиям. Однако вопреки заявленной изготовителями надежности, сварка литых автодисков – довольно востребованная услуга на станциях технического обслуживания, что обусловлено не в такой мере недочетами самого диска, сколько плохим качеством российских дорог. Нередко встречающиеся ямы и неровности на дорожном покрытии имеют возможность стать фактором возникновения сколов и трещин, которые, в принципе, вполне реально восстановить посредством сварочного агрегата и грамотно подобранных расходников.
Особенности
Самый рациональный способ восстановления автодисков – это аргонодуговая сварка, предусматривающая заплавку появившихся трещин с помощью электродуги в среде защитных инертных газов (также благородных или редких), в частности аргона.
К плюсам такого метода сварочных работ относится следующее:
- при работе с защитным газом нет потребности в дополнительной подготовке дисков (за исключением тщательной зачистки поврежденных участков);
- при сварке в газовой среде на ремонтируемых участках не появляется оксидная пленка;
- ремонт изделий таким методом дает возможность восстанавливать литые изделия в самых малодоступных и незащищенных местах.
К особенностям подобного способа сварки относят потребность использования при восстановлении материала, свойства которого обязаны отвечать свойствам металла, применяемого при производстве дисков. Прежде чем приступить к сварке изделий аргоном, непременно нужно прояснить химсостав их материала, указываемый в нанесенной на диск маркировке.
При подготовительных работах к восстановлению также необходимо уделить внимание степени повреждения изделий, что даст возможность верно выбрать мощность сварочного агрегата (инвертора).
Виды повреждений
В большей степени часто встречающимися повреждениями литых дисков бывают:
- трещины;
- сдвиг по радиусу и оси;
- сколы;
- нарушение защитного покрытия.
Как подготовить поверхность?
Как и все сварочные работы, восстановление делится на подготовительную стадию и сварочную. К первой относится подготовка требуемого оснащения и расходных материалов. И, конечно, подготовка непосредственно автодисков.
Нужное оснащение и расходники:
- угловая шлифовальная машинка;
- агрегат для аргонной сварки;
- электроды;
- средства персональной защиты.
Наиболее значимый шаг при подготовке перед сварочными работами – это верный подбор электродов. Материал, из которого произведен электродный стержень, должен отвечать материалу, из которого выполнены колесные диски. Следует заметить, что изготовители на собственной продукции ставят штамп с маркировкой, где указывается структура материала. Поэтому сложностей с выбором расходников скорее всего не будет.
Зачастую случаются ситуации, когда в сервисе после восстановления автодиска, мастер рекомендует практиковать его исключительно в качестве запасного. Это не означает, что технологический процесс был проведен не по правилам либо недоброкачественно. Попросту использовались электроды, не подходящие к материалу изделия. Этому есть причина – подходящего расходного материала не оказалось в наличии, а терять клиента и денежные средства мастер не пожелал.
Дальнейшие действия – это подготовка непосредственно литого автодиска. Если повреждением является только трещина, то процедура подготовки ограничивается разделкой трещины и снятием покрытия краски возле нее с 2-х сторон, отступив 1 сантиметр по всей длине. Когда трещина расположена вдоль, то предпочтительнее сделать прорез через всю толщину. С поперечной этого делать не следует, только выполнить ее разделку. Если трещина, ориентированная поперек, возникла на тонкостенном автодиске, то разделать ее нужно будет под фаску, имеющую форму буквы V. Если изделие толстое, то разделку можно выполнить в форме буквы X.
Если повреждением является скол, что, как правило, и происходит, то процедура подготовки будет более трудоемкой и затребует немного больше времени. Меньше проблем, когда скол является элементом самого изделия. А когда этот фрагмент взят от стороннего колесного диска, то требуется первым делом сравнить свариваемые элементы на предмет совпадения материалов. Как уже говорилось ранее, можно сверить маркировку.
Теперь необходимо обыкновенный листок бумаги поместить на повреждение и обрисовать его очертания. Вырезается шаблон по конфигурации повреждения и приставляется к элементу, взятому с другого изделия, его конфигурация переносится на диск. Теперь необходимо по разметке произвести вырез. Затем вырез на автодиске чистится от шероховатостей и прочих загрязнений, очищается и периметр повреждения от краски на расстоянии одного сантиметра. Надо сказать, это выполнить можно угловой шлифовальной машинкой, остальные способы не в такой степени эффективны. С заплаткой производятся точно такие же действия.
Применение подходящих сварочных газов при ремонте литых автодисков, в равной мере как и подбор сварочной проволоки, – это те аспекты, которым электросварщик обязан уделять первостепенное внимание.
Технология сварки
Для реализации сварочных работ такого типа применяется благородный газ – аргон, который отгораживает место сварки от воздуха. Подвод сварочной проволоки может производиться в ручном, полуавтоматическом либо авторежиме.
Последние 2 способа преимущественно имеют отношение к специализированным мастерским, где сотрудники обладают надлежащими умениями для настройки подходящей подачи сварочной проволоки, учитывая свойства свариваемого металла. Ручная аргоновая электросварка, как правило, практикуется в бытовых условиях, но требует подготовки, чтобы полученный результат отвечал ожиданиям.
Использование смеси газов взамен чистого аргона
Для алюминия и его сплавов желательно применять чистый аргон либо его смесь с другим инертным газом – гелием. Добавка гелия дает возможность повысить качество сварного шва и снизить расход электрода. Помимо этого, гелий благоприятствует увеличению производительности дуги, в силу чего нагрев выходит наиболее эффективным.
Для иных металлов для более основательного проваривания в аргон могут примешиваться активные газы (кислород либо водород), которые увеличивают мощность электродуги, когда этого запрашивает технология. Объемная доля активного газа составляется с таким расчетом, чтобы он без остатка сгорал в ходе работы и никаким образом не воздействовал на свариваемый участок. Такие смеси применяются для сварки не только автодисков, но и автомобильных выхлопных систем.
Процедура сварки
Сварку автодиска, выполненного литьевым способом, начинают с прогревания поврежденного места посредством газовой горелки. Чрезвычайно важно не нагреть его выше необходимой температуры. Профессиональные электросварщики в курсе, до какого окраса греется металл, чтобы температура стала необходимой, но не больше того. Любой сплав имеет свой окрас при нагреве.
Если варится трещина, то сварочная проволока подается внутрь повреждения, под действием высокой температуры приобретает жидкое состояние и заполняет все полое пространство. В таком случае газовую горелку необходимо вести перед присадкой.
Если осуществляется сваривание скола, то в прогретую пустоту ставится заплата из металла, которую сперва прихватывают в нескольких точках. Затем выполняется ее дополнительная корректировка надавливанием, например, ручкой молотка. После по всему контуру донорского элемента выполняется сварка.
Когда скол не сильно крупный, то есть возможность рассмотреть, как жидкий металл в ходе сварки выступает из противолежащего просвета. Другими словами, сварка скола литых изделий аргоном должна происходить не просто по линиям повреждения, а с глубоким проникновением жидкого металла внутрь выемки. Таким образом, металл должен попасть в структуру кристаллической решетки металла автодиска.
Идеально, если повреждение будет проварено с 2 сторон. Однако это допускается лишь при условии, если у автодиска порядочная толщина. При другом развитии событий можно попросту нагреть выше необходимой температуры изделие, которое утратит собственные эксплуатационные свойства.
После остывания сварочной ванны требуется обработать шов посредством все той же угловой шлифовальной машинки и выкрасить в тон всего изделия.
Наплавка
Можно встретить еще одно повреждение – это скол края борта автодиска. Чтобы его закрыть, потребуется задействовать не электросварку, а наплавку. Фактически сварочная проволока собственным металлом, пребывающем в жидком состоянии, будет заполнять недостающий фрагмент слой за слоем. Для этого необходимо будет настроить сварочник на электроток – 12-140 A.
Все пласты осторожно кладутся с заходом на цельную часть края бортика. Избытки металла в ходе шлифования будут удаляться, и восстановленная кромка будет подогнана под требуемые размеры и конфигурацию.
Если все произведенные с повреждениями действия не выдерживают никакой критики, то металл, который был наплавлен, нужно убрать, а операцию по восстановлению дисков можно проделать повторно, с учетом предыдущих недочетов. Чтобы подобного не произошло, рекомендуется под свариваемое место закладывать отводящие тепло подкладки из меди либо из нержавеющей стали.
В следующем видео рассказывается о сварке дисков аргоном.