Все, что нужно знать о стропах

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Комплектующие
  4. Периодичность осмотра

Стропы – материал, позволяющий поднимать и перемещать грузы увеличенного тоннажа с присущей ему плавностью хода. Раскачивание, например, штабеля кирпичей не исключено. С помощью строп можно поднять и перенести объект, намного больший по габаритам, чем труба или связка арматурных прутов.

Что это такое?

Стропы представляют собой обхватывающие петли, используются в количестве не менее двух, так как одной петлёй можно переместить лишь одиночную несложную конструкцию, например, Т-образную сварную сборку из труб одинакового диаметра. Чтобы переместить, к примеру, кирпичный штабель – несколько тонн кирпича, уложенного «кубической» кладкой на европоддон, потребуется два изделия. Для перемещения, к примеру, железобетонного строительного крупнопанельного блока может понадобиться 3 или 4 стропы – зацепление при помощи крюка на петле происходит за стальные проушины, вмурованные в отдельно взятое ЖБИ.

Помимо троса, для строповых изделий применяются плетёные ленты и ремни, канаты, нагружаемая сетка или полотнище. К концу стропового изделия закрепляется крюк, скоба или кольцо.

Виды

Чалка для подъёма грузов – строп с петлями на концах. Один конец навешивается на крючкообразные проушины перемещаемой заготовки или блока, второй – цепляется за тросовый крюк на подъёмном кране.

По ГОСТу допускаются металлические и синтетические чалки. Они служат для крепления штабеля перед подъёмом за большую петлю. Так, в случаях, когда европоддон с кирпичами обхватывается большей петлёй, в несколько раз меньшая вешается на тяговый крюк авто- или башенного крана.

Встречаются чалки с уже продетыми кольцами или крюками. Крюк на одной из петель заводится за проушину заготовки, а свободная, вторая, петля накидывается на крюк подъёмного крана. Если применяются крючкообразные проушины (не петля и не кольцевые зацепы), то, наоборот, вместо петли чалки на него может надеваться и кольцо, затянутое в эту же петлю. Узлы во всех случаях вяжутся не обычные, а, к примеру, морские, рыболовные.

Основное требование безопасности – трос/канат не должен внезапно развязаться: падение груза в несколько тонн с высоты более десятка метров на стройплощадку привело бы к серьёзному урону, включая и людские потери.

Корозащитное изделие – упрочнённая ленточная петля, закреплённая на дереве. На её концах находятся петли, исходным материалом для которых служит плетёная корозащитная материя. Она является очень прочной к истиранию от соприкосновения с корой дерева, за счёт сопротивления которого такое приспособление применяется в сочетании с лебёдкой, помогающей вытащить из топкой грязи застрявший автомобиль. Это позволяет освободить из грязи и само авто, и не повредить кору многолетнего дерева, за которое заводится стропа.

Дерево при этом должно оказаться достаточно надёжным, чтобы автовладельцу удалось предотвратить его падение на машину.

Грузовые стропы не обладают функцией защиты коры от повреждений. Их требование – обеспечить надёжность захвата перемещаемых грузов, чтобы те не выскользнули в процессе переноса, что привело бы к дополнительно нанесённому убытку на строящемся объекте. Для разбираемых старых зданий это требование соблюдается лишь по соображениям безопасности для строителей, работающих возле только что снесённого при помощи направленного взрыва объекта.

Строповый элемент, будучи такелажным изделием, дополняется металлическим или синтетическим удлинителем.

Если груз достаточно велик, то для каждого из строповых элементов понадобится удлинитель с крюками. К примеру, чтобы переместить многотонный штабель, состоящий из рулонов рубероида, обоев или иной поклажи, материал которой сворачивается в рулоны и укладывается блоками в специальный короб-переноску, то стандартной длины стропового изделия может не хватить. Например, когда вам необходимо переместить штабель из рулонов всё того же рубероида, состоящий из блоков, уложенных на отдельные подставки, а длина стропы не превышает 2,5 м при метраже штабеля 5х5х5 м, то могут потребоваться удлинители с крюками. Схема присоединения строповых элементов состоит в следующем.

  1. Петля стропового захвата свободной (меньшей) петлёй цепляется к крюку удлинителя.

  2. Противоположный крюк удлинителя цепляется на стропоудлинитель с малыми петлями.

  3. Вторая строповая составляющая привешивается на больший крюк тросового натяжителя на подъёмном кране.

В результате образуется своеобразный каскад, состоящий не из одного, а из трёх уровней, промежуточным в котором является затяжной элемент с крюками, а двумя крайними здесь являются накидные (петлевые).

Магазины, реализующие такелажное и грузовое оборудование для транспортировки объёмной поклажи, предлагают всевозможные текстильные и металлические стропы канатно-тросового и ленточного исполнения. По исполнению стропы делятся, к примеру, на следующие разновидности.

  1. СТК – строп текстильный кольцевой.

  2. Разветвлённые варианты: 1СК – одноветвевая стропа канатная, 2СК – с двумя ветвями, и так далее.

Кроме этих разновидностей, активно используются, к примеру, и петлевые текстильные (СТП), 3СК, 4СК и несколько иных разновидностей. Разрешённая грузоподъёмность указывается на бирке изделия, поэтому запрещено превышать этот параметр, пытаясь поднять чрезмерно тяжёлую поклажу: такие попытки всегда заканчиваются разрывом структуры петли или всей стропы, развязкой узлового соединения петлевых частей, сломом крюка (если используется удлинитель). Даже если изделие и выдержит один сеанс такого «перенапряжения», оно считается излишне растянутым и исключается из дальнейшего процесса погрузочно-разгрузочных или монтажных работ.

Особое применение нашёл так называемый автостроп – авточалка, накидываемая на перемещаемый груз, подобно аркану, в местах с затруднённым доступом, а также в случаях, когда требуется захватить пакеты с грузом.

Канатные

Канатное плетение подразумевает использование обычного каната. Хорошим запасом прочности обладает корабельный или авиационный канат. К таким изделиям уже присоединены крюки, готовые к работе. Изготавливается такое изделие по нормативам ГОСТ 25573-1982. Вместо крюка может использоваться и карабин.

Температура окружающей среды стального (не синтетического) каната при использовании канатов – от -40 до 400 по Цельсию. Канат изготавливается в основном из проволоки, сплетённой в дочерние канаты (стренги).

Канатное плетение делает более доступным обнаружение преждевременного истирания, что, в свою очередь, служит предостережением для дальнейшего использования такого приспособления при неизменных и регулярных нагрузках.

В качестве примера – следующие образцы.

  1. 1 м канатного одноветвевого изделия выдержит 32 кг.

  2. Стропы в 10 метров, рассчитаны на десятитонный груз.

Канатные изделия производятся по следующим технологиям.

  1. Элемент прессуется при помощи алюминиевой втулки.

  2. Строповый элемент плетётся вручную.

Стропы с одной, двумя и четырьмя ветвями преимущественно используются на складах и в производственных цехах. Канатная ветвь обладает концевыми элементами, которые заделываются при помощи заплетания или опрессовывания (завтуливания). Кольцевой строповый элемент напрямую соприкасается с поклажей. Петлевое изделие накидывается на крюк, из-за быстрого приведения в действие эта разновидность широко применяется в различных отраслях народного хозяйства.

Цепные

Основа такого элемента – цепь, звенья которой заварены. Рассчитана эта разновидность на острорёберную поклажу. Вдобавок к большей прочности, пользователь получает недостаток – массивность: звенья цепи, каждое из которых весит не один килограмм, перемещать нелегко. Достоинства, наряду с высоким уровнем загруженности – лёгкость в ремонте: испорченное звено просто заменить, распилив соседние. После замены поврежденного звена соседние звенья этой же цепи завариваются.

Цепные стропы делятся на одно-, двух- и четырёхветвевые. Последняя разновидность названа цепным пауком. При критической нагрузке звенья цепи могут растянуться, но останутся при этом целыми. Цепная ветвь применяется для восстановления изделия в процессе планового ремонта. Кольцевое цепное изделие, названное универсальной цепью, нашло применение в перемещении грузов при околопредельных условиях эксплуатации. Кольцевое изделие не пострадает при перемещении поклажи с острыми кромками. Кроме нагрузочного параметра и длины изделия, указана также дата проведения испытаний на специальном нагрузочном стенде.

Текстильные

Основная материя для изготовления строповых изделий – текстиль, конкретно, лента из полиэстера. По цвету можно приближённо определить, сколько килограммов или тонн выдержит один такой элемент. Текстиль нечувствителен к коррозии от воды, кислоты, нефтепродуктов. Эти элементы легко подводятся под груз и вешаются на крюк подъёмника. Текстильный элемент шириной в 30 мм (однометровый отрезок) поднимает тонну груза. Встречаются и изделия длиной в 9 м.

Текстильные стропы также бывают ленточными. Круглопрядные изделия выпускаются из полиэстера увеличенной прочности. Отличаются круглопрядные изделия максимальной нагрузочной способностью – до 100 т, при этом тряска хрупкого или опасного груза исключена.

Маркером СТК маркируются кольцевые, аббревиатурой СТП — петлевые изделия. Они выполняются и из целиком синтетической, к примеру, нейлоновой материи. Последние включают в себя до нескольких слоёв материала. На этикетке указана разрешённая нагрузка – от полутонны до 50 т, а также исполнение петли или кольцевой составляющей.

Траверсы

Траверсы относятся к съёмным стропам. Они применяются для перемещения особенно длинных грузов, включая те, что перемещаются в условиях жёстко лимитированной высоты подъёма. Различают грузоподъёмные, монтажные и намагниченные траверсы. Грузовые траверсы прикрепляются при помощи крюков, магнитные – удерживают груз за счёт притяжения со стороны мощного магнита.

Захваты

Захваты упрощают работу по закреплению строповых элементов на перемещаемой поклаже. Роль захвата – своеобразный помощник на складе, через который проходят десятки тонн однотипных и одноформатных штабелей и блоков с товаром ежемесячно.

Изготавливаются захватные приспособления из средне- и низколегированных сортов стали, из-за чего рабочие элементы, произведённые таким способом, обретают небольшой вес и относительную компактность.

Клещевой захват похож внешне на ножницы, чьи концы цепляются за весь грузовой блок либо за его фрагмент. Эксцентричное изделие удерживает поклажу при помощи эксцентриков – и используется при перемещении плоских блоков и упаковок с товаром. Захват зажимного типа прост в использовании – он зажимает и удерживает перемещаемый блок. Вилочный элемент помещается под нижнюю грань перемещаемого блока. Коромысловый используют при перемещении блоков, в которых предусмотрены технологические отверстия. Клиновой вставляет клин в отверстие перемещаемого блока. Похожим образом действует и штыревой.

Применение же магнитного захвата возможно при перемещении блоков, в состав которых входят ферромагнетики, при этом мощность магнитов достаточна, чтобы они не сместились и не упали. В последнем случае на подачу тока в электромагнитную катушку влияет позиция рубильника, через который и подаётся питающее напряжение.

Комплектующие

В качестве комплектующих применяются крюки, звенья, карабины, коуши, грузозахваты. Крюки обладают внушительным набором вариантов, в которых они исполнены, что позволяет эффективно подстроиться под любые потребности в перемещении несложных грузов. Коуши представляют собой каплеобразные кольца с зацепами, загнутые стороны которых обводятся канатом с узловой затяжкой.

Применение грузозахватов оправдано в случае с перемещением рулонов и листов заготовок из металлов и их сплавов, дерева, пластика, композита. Они нашли применение в транспортировке труб, поддонов для кирпичей и других блочных стройматериалов, включая плиты. Грузозахваты произошли от другого типа комплектующих – крюка. Они представляют собой его усовершенствованный вариант, отдалённо напоминающий скобы, обладающие поворотными упорами. Комплектуются грузозахваты поворачивающимися упорами, эксцентриковыми составляющими, вилками, зажимными приспособлениями, винтовыми и клещевыми захватывающими инструментами. Наличие конкретного вида таких комплектующих зависит от специфики перемещения грузовых блоков и штабелей на определённом объекте.

Траверсные приспособления предусматривают использование связанных друг с другом балочных элементов. Ими перемещают контейнеры, боксы, трубы, рулоны, рельсошпальную решётку, осуществляют вагонную погрузочно-разгрузочную работу. Как и грузозахватные приспособления, траверсные адаптируются под конкретные цели и задачи.

Периодичность осмотра

Предварительный осмотр изделий производится при покупке подобных приспособлений. Важно исключить наличие неоднородности плетения, разрывов, перетёртых точек и областей, размочаливание тросов по пруткам и составным тросикам. Наличие ржавчины на стальном тросе критично. Тонкий налёт ржавчины на крюке не является основанием к немедленному исключению покупки из перечня атрибутов, нужных для выполнения погрузки или разгрузки.

Осмотр строповых элементов и дополнительных приспособлений производится в срок, оговоренный в техпаспорте каждого из типов и разновидностей изделий. Если стальной строп применялся при температуре в 1250 по Цельсию, то его разрешённая нагрузка снизится на 30%. Убедитесь, что петля или захват не скользят по грузу при его перемещении: колебания поднятого пакета или штабеля чреваты его высыпанием, падением на площадку, в пределах которой эта поклажа перемещается.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.