Как выполняется замена и ремонт двигателя стиральной машины?

Содержание
  1. Причины неисправностей
  2. Определение поломки
  3. Распространённый ремонт мотора
  4. Замена двигателя стиральной машины

Двигатель – единственный источник крутящей силы, механической энергии, без которого ваша стиральная машина не справится со стиркой белья. Он подвержен износу – как и остальные подвижные части стиральной машины-автомата (СМА). На него ложится большая нагрузка, чем на барабан, – с учётом механических потерь на трение соприкасающихся поверхностей.

Причины неисправностей

Причины, по которым стиральная машина не выдаёт требуемую механическую мощность, шесть.

  • Износ несущей части вала. Весьма редкий случай, когда повреждённой оказывается именно крутящаяся ось, она наиболее долговечная часть несущей конструкции, включая пластины статора и ротора.
  • Сломались или не смазаны подшипники. Шарикоподшипники выходят из строя чаще – намного чаще, когда их забывают смазать хотя бы раз в полгода-год литолом, солидолом или графитовой смазкой. Излишнее трение подтормаживает вал мотора.
  • Выгорание обмоток. Короткозамкнутые витки, как известно, выделяют большой индукционный ток в переменных магнитных полях ротора и статора. Сопротивление одного витка настолько мало – и несоизмеримо, не согласовано с большим током, – что выделяется значительное количество теплоты, разрушающее обмотку. Это верно для роторов и статоров двигателей, трансформаторов, дросселей и электромагнитов – везде, где используется катушка с сердечником.

Перегрев двигателя – верный признак короткозамкнутых витков: температуры в этой точке таковы, что соседние витки также могут выгореть, а мотор работает нестабильно.

  • Снижение питающего напряжения. Распространены ситуации, когда вместо 220 вольт напряжение становится равным 127. Это редкость – но хотя бы раз в несколько лет электростанции и подстанции могут выдать пониженные напряжения, по которым конечное установится на отметке именно в 127 В. Для бытовых приборов такое напряжение неопасно. Стиральным машинам это не грозит – обороты снизятся почти вдвое. Коллекторному двигателю, к примеру, вообще «безразлично», сколько герц частоты в розетке – 25 или 50.
  • Износились щётки. Коллекторные двигатели так устроены, что обмотки ротора соединены последовательно с обмоткой статора через графитовые щётки. Работа двигателя в 1000 и более часов изнашивает щётки. Частый разогрев мотора от длительной работы на предельных оборотах ещё больше способствует износу щёток. Новые, не приработавшиеся щётки, дающие излишнее искрение, также вызывают неполноценную работу мотора.
  • Перегрузка барабана бельём. Не закладывайте больше килограммов белья, чем указано в инструкции.

    Причин, по которым машина не стирает бельё (барабан неподвижен), пять.

    • Потеря электроконтакта. Обрыв обмотки происходит из-за критических ударов и вибрации во время работы двигателя. Обмотка повреждается и при хранении и эксплуатации его в агрессивных средах, например в помещениях, где присутствуют пары крепких минеральных кислот. Виной обрыва также может быть отгорание короткозамкнутых витков, механические повреждения от посторонних предметов, попавших в мотор, и т. д. Виной прекращению работы двигателя – обрыв питающих проводов и сетевого кабеля, пропадание электрического напряжения в розетке и т. д.
    • Случайная подача межфазного напряжения 380 В гарантированно сгубит всю электротехнику и электронику в доме. СМА также не рассчитана на такое напряжение. Используйте высокомощный стабилизатор, для которого входное напряжение может колебаться от 100 до 500 В (такое устройство найти крайне сложно).
    • Слетел или повреждён ремень. В некоторых СМА используется ременная передача с вала двигателя на барабан.
    • Термозащита срабатывает независимо от причины перегрева мотора: перенапряжение, межвитковое замыкание, длительная многочасовая стирка десятков килограммов белья (партиями, одна за другой), расходование смазки и т. д. Термистор срабатывает, когда температура статорных пластин превысит 90 градусов жары. При «отстреле» термистора подача питающего тока на двигатель прекращается, пока он не остынет ниже 80 градусов – только после этого термистор «отщёлкнется» обратно.
    • Поломка ЭБУ (электронного блока управления). Это управляющая плата, поделённая на электронную и электромеханическую (силовые цепи с переключающими реле) части. При отказе программы или электронных частей платы (процессор, ОЗУ, ПЗУ, флеш-память) управляющие команды не передадутся к силовым цепям. Износ, отгорание контактов самих реле (например, одного из них, включающих двигатель) после миллионов срабатываний также становятся причиной отказа двигателя и всей механики.

      Первоначально определив, в чём причина, легко починить СМА своими руками.

      Определение поломки

      Проблема, исходящая от двигателя, проявляет себя по-разному.

      1. Искрит снизу – износились щётки, отгорели клеммы, соединяющие силовой кабель с двигателем.
      2. Трещит – возникло межвитковое замыкание в обмотках, компоненты двигателя покрылись токопроводящей графитовой пылью.
      3. Свистит – повышенный уровень свиста исходит от инвертора, управляющего перегруженным инверторным двигателем.
      4. Стреляет – пробой обмотки двигателя или ТЭНа на корпус. Чаще всего такое происходит, когда машина греет воду, а также запускается двигатель (он работает в периоды, задаваемые программно). Пробой проверяется тестером – в режиме омметра.
      5. Барабан движется рывками – нарушилась ременная передача, ремень растянут. Рывковая работа двигателя наблюдается и при изношенных щётках или нечёткой работе инвертора, ненадёжном электропитании, отсутствии чёткого замыкания при включении управляющих реле на плате, окисленных клеммах на проводах.

      Первым делом проверке подлежит сам двигатель.

      Распространённый ремонт мотора

      Чтобы добраться до двигателя, сделайте следующее:

      • обесточьте питание, вынув вилку из розетки, отодвиньте машинку от стены;
      • перекройте подачу воды из водопровода и отсоедините заливной и сливной шланги;
      • снимите заднюю стенку машины (в некоторых случаях требуется демонтаж бака и сдвигание его в сторону, т. к. двигатель находится под ним).

        Проверьте работу отдельных узлов мотора.

        Щётки

        Выверните по бокам двигателя запорные винты и извлеките щётки. Если они почти полностью сточены – замените их на точно такие же. Идеальный вариант – купить аналогичные, это расходник для мотора. Ресурс щёток – до 15000 ч.

        Подшипники

        Может потребоваться разборка статора (он обычно разделён на две половины) либо ротор извлекается с одного торца. На концах ротора (или в самом статоре) закреплены подшипники. Замените их на точно такие же. Их можно найти на любом хозрынке. Возможна их взаимозаменяемость – от похожих двигателей.

        Провода

        Поменять и провода, и клеммы легче, чем другие детали. Подойдут любые силовые провода с сечением до 1,5 мм2. Клеммы и кабели можно найти в строительном супермаркете. Новые клеммы с проводами соединяются при помощи паяных соединений. Если провод оборван – соединение восстанавливают с помощью пайки, и изолируют это место.

        Провода с нарушенной изоляцией подлежат замене.

        Ламели

        Ламель – медная пластинка на токоведущем «пояске» ротора. Количество ламелей может достигать 20. Соответственно, количество обмоток – 10, т. к. начало и конец обмотки подключаются при помощи парных ламелей и контактируют со щётками. Графит, стачивающийся со щёток в процессе работы, может «зачернить» ламели. Почистите их при помощи мелкой наждачки. Если ламель отслоилась, поможет лишь замена всего ротора: в коллекторных двигателях обмотки залиты компаундом или эпоксидным клеем, и подпаять ламель к концу обмотки нельзя.

        Статор

        Выгорание статорных обмоток требует замены статора. Зачастую обмотка статора также залита компундом или «эпоксидкой», и ремонту такой двигатель не подлежит. Если в сервис-центре не нашлось рабочего статора от подержанного двигателя, в котором сгорел или износился ротор, то двигатель неремонтопригоден и заменяется целиком. На «незалитых» двигателях статор перематывается и самостоятельно – нужна лишь катушка нового эмальпровода нужного сечения.

        Термопредохранитель

        Заменить термистор легко. Он является быстросъёмным элементом. Чаще всего он располагается на пластинах статора. Подозрение в поломке термистора возникает, когда перегретый мотор остыл, контакт ЭБУ с двигателем имеется, а мотор не запускается.

        Попробуйте включить мотор «накоротко» – обойти термистор с помощью дифавтомата (если мотор берёт 220 вольт) или перемычки. Установив перемычку, перезапустите программу СМА с места остановки.

        Замена двигателя стиральной машины

        Если мотор всё же неисправен – и неремонтопригоден, то сделайте следующее:

        • обесточьте машину;
        • снимите ремень (или прямоприводное колесо) с мотора;
        • уточните в инструкции, где расположен крепёж, которым мотор зафиксирован, снимите эти болты;
        • выньте контакты из клемм двигателя;
        • приподнимите двигатель и снимите его;
        • установите на его место точно такой же мотор;
        • подключите и соберите всё в обратном порядке.

        Подключите вновь подачу и сток воды, откройте кран водопроводной линии. Попробуйте запустить машину. Стирка белья будет выполняться штатно в соответствии с параметрами выбранной программы. Если работоспособность СМА восстановлена, то поставьте её на прежнее место после окончания стирки.

        О том, как делать замену щеток и подшипников мотора, смотрите далее.

        Комментариев нет
        Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.