Двигатели стиральных машин: особенности, разновидности, советы по выбору
При выборе стиральной машины покупатели ориентируются не только на внешние параметры, но и на технические характеристики. Первостепенное значение имеет тип мотора и его рабочие показатели. Какие двигатели устанавливаются на современные «стиралки», какой из них является лучше и почему — все эти вопросы нам предстоит разобрать.
Устройство и принцип работы
Двигатель привода барабана стиральной машины обычно закрепляется в нижней части конструкции. Лишь один вид моторов устанавливается непосредственно на барабан. Силовой агрегат обеспечивает вращение барабана, превращая электричество в механическую энергию.
Рассмотрим принцип работы этого устройства на примере коллекторного мотора, который на этот момент является наиболее распространенным.
- Коллектор — это медный барабан, конструкция которого разделена на ровные ряды или секции изолирующими «перегородками». Контакты секций с внешними электроцепями располагаются диаметрально.
- К выводам касаются щетки, которые выполняют роль скользящих контактов. С их помощью ротор взаимодействует с мотором. При запитывании какой-либо секции в катушке возникает магнитное поле.
- Прямое включение статора и ротора заставляет магнитное поле вращать вал мотора по часовой стрелке. Щетки при этом перемещаются по секциям, и движение продолжается. Этот процесс не прервется, пока на двигатель будет поступать напряжение.
- Для изменения направления движения вала на роторе должно смениться распределение зарядов. Щетки включаются в противоположную сторону благодаря электромагнитным пускателям или силовым реле.
Виды и их характеристики
Все моторы, которые встречаются в современных стиральных машинах-автоматах, делятся на три типа.
Коллекторный
Этот мотор является самым распространенным на сегодня. Большая часть «стиралок» оснащается именно этим устройством.
Конструкция коллекторного двигателя состоит из следующих элементов:
- корпус, сделанный из алюминия;
- ротор, тахометр;
- статор;
- пара щеток.
Коллекторные моторы могут иметь разное количество выводов: 4, 5 и даже 8. Щеточная конструкция необходима для создания контакта между ротором и мотором. Коллекторные силовые агрегаты располагаются в нижней части стиральной машины-автомата. Для соединения мотора и шкива барабана используется ремень.
Наличие ремня и щеток является недостатком таких конструкций, поскольку они подвергаются сильному износу и за счет их поломок возникает необходимость в ремонте.
Коллекторные двигатели не так плохи, как может показаться. Для них свойственны и положительные параметры:
- стабильная работа от тока постоянного и переменного характера;
- небольшие размеры;
- простой ремонт;
- понятная схема электродвигателя.
Инверторный
Такой вид мотора впервые появился в «стиралках» лишь в 2005 году. Эта разработка принадлежит компании LG, которая на протяжении нескольких лет удерживала позиции лидера на мировом рынке. Затем эта инновация стала использоваться в моделях от компаний Samsung и Whirlpool, Bosch, AEG и Haier.
Инверторные двигатели встраиваются непосредственно в барабан. Их конструкция состоит из ротора (крышка с постоянными магнитами) и обоймы с катушками, которая называется статором. Инверторный бесщеточный мотор отличается отсутствием не только щеток, но и ремня передачи.
Якорь собирается на магнитах. В процессе работы напряжение подается на обмотки статора, пройдя предварительное преобразование в инверторный вид.
Такие особенности позволяют контролировать и менять скорость оборотов.
Инверторные силовые агрегаты имеют массу преимуществ:
- простота и компактность;
- экономное потребление электроэнергии;
- очень низкое шумообразование;
- длительный срок службы за счет отсутствия щеток, ремня и прочих быстроизнашиваемых элементов;
- сокращенный уровень вибраций при отжиме даже при сильных оборотах, которые можно выбирать для работы.
Асинхронный
Данный мотор может быть двух- и трехфазным. Двухфазные моторы уже не используются, поскольку давно были сняты с производства. Асинхронные двигатели трехфазного типа еще работают на ранних моделях от Bosch и Candy, Miele и Ardo. Этот силовой агрегат устанавливается в нижней части, соединяется с барабаном посредством ремня.
Конструкция состоит из ротора и неподвижного статора. За передачу крутящего момента отвечает ремень.
Преимущества асинхронных моторов выглядят следующим образом:
- простое обслуживание;
- тихая работа;
- доступная цена;
- быстрый и понятный ремонт.
Суть ухода заключается в замене подшипников и обновлении смазки на моторе. К недостаткам относятся следующие моменты:
- небольшой уровень мощности;
- вероятность ослабления вращающего момента в любой момент;
- сложное управление электросхемами.
Мы выяснили, какие бывают двигатели стиральных машин, а вопрос выбора лучшего варианта все равно остался открытым.
Какой выбрать?
С первого взгляда может показаться, что преимуществ больше у инверторного мотора, и они более весомые. Но не будем торопиться с выводами и немного поразмышляем.
- По энергоэффективности инверторные моторы оказываются на первом месте. В процессе работы им не приходится справляться с силой трения. Правда, эта экономия не столь существенна, чтобы принимать ее за полноценное и значимое преимущество.
- По уровню шума инверторные силовые агрегаты также оказываются на высоте. Но нужно принять во внимание тот факт, что основной шум возникает при отжиме и от слива/набора воды. Если в коллекторных моторах шум связан с трением щеток, то в универсальных инверторных двигателях будет слышен тонкий писк.
- В инверторных системах обороты машины-автомата могут доходить до 2000 в минуту. Цифра впечатляющая, но имеет ли она смысл? Ведь далеко не каждый материал выдержит такие нагрузки, потому такая скорость вращения на деле оказывается бесполезной.
Свыше 1000 оборотов — это все уже лишнее, поскольку и на такой скорости вещи отлично выжимаются.
Сложно однозначно ответить, какой мотор для стиральной машины будет лучше. Как видно из наших выводов, не всегда высокая мощность электромотора и его завышенные характеристики оказываются актуальными.
Если бюджет на покупку стиральной машины ограничен и загнан в узкие рамки, то можно спокойно выбирать модель с коллекторным мотором. При более широком бюджете есть смысл купить дорогую, тихую и надежную инверторную стиральную машину.
Если выбирается мотор на уже имеющуюся машину, то в первую очередь нужно тщательно изучать вопрос совместимости силовых агрегатов.
Здесь нужно учитывать каждую деталь и характеристику.
Как проверить работоспособность?
В продаже встречаются коллекторные и инверторные двигатели, поэтому дальше мы будем разговаривать только об этих двух разновидностях.
Выполнить проверку работоспособности прямоприводного или инверторного мотора в домашних условиях без привлечения специалистов довольно сложно. Самым простым способом будет активация самодиагностики, в результате которой система сама выявит неисправность и оповестит пользователя, высветив на дисплее соответствующий код.
Если все же возникнет необходимость в демонтаже и проверке двигателя, то выполнять эти действия нужно правильно:
- обесточиваем «стиралку» и снимаем заднюю крышку, выкрутив для этого крепления;
- под ротором можно увидеть винты, удерживающие проводку, которые также нужно снять;
- снимаем центральный болт, фиксирующий ротор;
- демонтируем сборку ротора и статора;
- от статора убираем разъемы проводки.
На этом разборка завершена, можно приступать к осмотру и проверке работоспособности силового агрегата.
С коллекторными моторами дело обстоит проще. Проверить их работу можно несколькими способами, но в любом случае необходимо сначала выполнить демонтаж. Для этого потребуется выполнить ряд действий:
- обесточиваем машинку, снимаем заднюю крышку;
- отключаем от мотора провода, снимаем крепежи и вынимаем силовой агрегат;
- соединяем провода обмотки со статора и ротора;
- подключаем обмотку к сети 220 В;
- вращение ротора будет свидетельствовать об исправности устройства.
Советы по эксплуатации
При бережном и правильном обращении стиральная машинка способна прослужить намного дольше и реже требовать ремонта. Для этого нужно придерживаться нескольких несложных правил.
- При подключении нужно тщательно выбирать провода по мощности, марке и сечению. Двужильные алюминиевые кабели использовать нельзя, а вот медные, трехжильные — можно.
- Для защиты нужно использовать автоматический выключатель с номинальным током 16 А.
- Заземление не всегда имеется в домах, потому о нем нужно позаботиться самостоятельно. Для этого потребуется разделить PEN-проводник и установить розетку с заземлением. Лучше выбрать модель с керамической арматурой и высоким классом защиты, особенно если «стиралка» стоит в ванной.
- В подсоединении не стоит использовать тройники, переходники и удлинители.
- При частых перепадах напряжения необходимо подключать стиральную машину через специальный преобразователь. Хорошим вариантом служит УЗО с параметрами не выше 30 мА. Идеальным решением будет организация питания от отдельной группы.
- Детей нельзя подпускать к машинке для игр с кнопками на панели управления.
Во время стирки нельзя менять программу.
Особенности ремонта моторов
Инверторные моторы в домашних условиях нельзя отремонтировать. Для их ремонта нужно использовать сложную, профессиональную технику. А вот коллекторный двигатель можно вернуть к жизни своими руками.
Для этого сначала нужно проверить каждую деталь мотора, чтобы выявить истинную причину неисправности.
- Электрические щетки располагаются по бокам от корпуса. Их делают из мягкого материала, который со временем стирается. Щетки нужно достать и оценить визуально их состояние. А также можно подключить мотор к сети – если он искрит, значит, проблема точно со щетками.
- Ламели с участием щеток передают электричество к ротору. Ламели садятся на клей, который при заклинивании двигателя может отставать от поверхности. Небольшие отслоения убираются при помощи токарного станка — потребуется лишь проточить коллекторы. Стружка убирается путем обработки детали мелкой шкуркой.
- Нарушения в обмотках ротора и статора повлияют на мощность мотора или вовсе станут причиной его остановки. Для проверки обмоток на роторе используется мультиметр, переведенный в режим проверки сопротивления. Щупы мультиметра нужно прикладывать к ламели и проверять показания, которые в нормальном состоянии должны находиться в пределах от 20 до 200 Ом. Меньшее сопротивление будет свидетельствовать о замыкании, а при больших показателях можно говорить про обрыв обмотки.
Проверить обмотку статора можно также мультиметром, но уже в режиме зуммера. Щупы нужно поочередно прикладывать к концам проводки. В нормальном состоянии мультиметр будет молчать.
Восстановить обмотку практически невозможно, при такой поломке покупается новый мотор.
О том, какой мотор лучше, или какая разница в моторах стиральных машин, вы можете узнать ниже.