Стиральная машина набирает воду, но не стирает: причины и способы устранения проблемы
Стиральная машина-автомат (СМА) может набирать воду, но при этом не приступает к стирке либо стирает некачественно. Эта поломка зависит от особенностей модели: наиболее современные не ждут, пока вода будет нагрета до нужной температуры, а бак наполнится до верхнего предела, и начинают стирку сразу же. Если этого не происходит, необходимо разбираться в причинах такой поломки.
Возможные неисправности и их причины
В некоторых моделях барабан начинает работу, стоит воде подняться до минимальной отметки. При обнаружении утечки воды стирка идёт без остановки, пока набор воды не будет прекращён. Засыпанный в лоток стиральный порошок смывается в канализацию всего за пару минут, не успев оказать своё чистящее действие на бельё. Оно, в свою очередь, оказывается некачественно постиранным. Стоит хозяйке перекрыть подачу воды из крана, установленном на подходящей к машине трубе, программа тут же сообщает об ошибке («нет воды»), и стирка останавливается.
Возможна «бесконечная стирка» – вода набирается и сливается, барабан крутится, а таймер стоит, скажем, на тех же 30 минутах. Возможен перерасход воды и электричества, усиленный износ двигателя.
Другие модели СМА автоматически тормозят утечку. Обнаружив, что вода не набирается до максимального уровня, машина перекроет впускной клапан. Это предупреждает затопление, когда из сливного шланга или бака вода стекает на пол, под днище машины. Хорошо, когда машина стоит в санузле, в котором межэтажное перекрытие, образующее пол в квартирах подъезда на данном этаже, гидроизолированное, сам пол выложен плиткой или кафелем, а в канализации предусмотрен «аварийный ход» для стекания воды на случай протечки в водопроводе.
Но чаще всего пол оказывается затопленным, если СМА работает на кухне, где гидроизоляции, плитки и дополнительного «спуска» может не оказаться. Если вовремя не перекрыть воду и не откачать образовавшееся «озеро» – вода просочится и испортит потолок и верхнюю часть стен у соседей снизу.
Неисправен датчик уровня воды в баке
Уровнемер, или датчик уровня, основан на реле, срабатывающем при превышении определённого давления на мембрану в измерительной камере. Вода поступает в этот отсек через отдельную трубку. Мембрана регулируется специальными упорами на винтовой основе. Завод-изготовитель подстраивает упоры так, чтобы мембрана размыкала (или замыкала в зависимости от логики микропрограммы) токоведущие контакты лишь при определённом давлении, соответствующем предельно допустимому уровню воды в баке. Чтобы подстроечные винты не крутились от вибрации, изготовитель смазывает их резьбу краской перед окончательным завинчиванием. Такая фиксация винтов регулировки применялась ещё в советских электроприборах и радиоаппаратуре послевоенных лет.
Датчик уровня выполняется в виде неразборной конструкции. Её вскрытие приведёт к нарушению целостности корпуса. Даже если вы и доберётесь до деталей, склеить обратно разрезанную конструкцию возможно, но регулировка будет потеряна, и отсек датчика будет подтекать. Это устройство меняют целиком. Несмотря на своё важное предназначение – по сути, предотвращение переполнения барабана, пробоя сливного клапана или даже прохудившегося бака в месте, где стенки истончились от избыточного давления, – стоит уровнемер недорого.
Нарушена герметизация контроля уровня воды в баке
Разгерметизация водяной системы – одна из нескольких неисправностей.
- Прохудившийся бак. Если ёмкость выполнена не из цельной нержавейки, а имеет лишь напыление (анодирование) хромоникелевыми присадками, со временем механически оно стирается, обнажается слой обычной ржавеющей стали, и бак за считаные дни обретает течь. Запаивание бака – сомнительная процедура. Замену бака осуществляют в сервис-центре по ремонту стиральных и посудомоечных машин.
- Неисправный датчик уровня. Поломка корпуса приведёт к его протечке.
- Дырявая манжета барабана. Это кольцевая прокладка, предотвращающая вытекание воды из люка в передней части машины. Прохудившаяся или перфорированная резина, из которой она изготовлена, – источник подтекания. Заклеить её имеет смысл, если вы умеете вулканизировать камеры, покрышки и шланги. Делается это при помощи куска сырой резины и нагретого паяльника, герметика и нескольких иных средств, надёжно ликвидирующих отверстие (или щель). В остальных случаях манжету меняют.
- Повреждённые гофры, шланги, образующие водяной контур как внутри машины, так и за её пределами. Если длинный шланг нельзя укоротить в месте протечки без ущерба для исправной подачи воды, то его меняют на новый.
- Сломанные патрубки втяжного и вытяжного водяных клапанов. Они изготавливаются из пластика, стойкого к изломам даже при сильных ударах, но с годами отказывают и они. Замените клапаны целиком.
- Дырявый или треснувший лоток для засыпания порошка. В секции лотка подаётся вода, чтобы смыть и растворить в стиральной воде, набираемой в бак, порошок и средство от накипи. Отверстия и щели в лотке приведут к подтеканию. В некоторых моделях СМА лоток можно извлечь полностью (он представляет собой выдвижную полку со скруглёнными бортами по краям или ванночку) – он подлежит замене. На него не приходится избыточное давление, разве что от бьющей из впускного насоса струи, но некачественное устранение течи приведёт к его скорой и повторной поломке.
Неисправен электромагнитный клапан
Таких клапанов у СМА два.
- Впускной открывает поступление воды в бак машины из водопровода. Может быть снабжён насосом. Не всегда давление воды в водопроводе равно одному бару, как требует инструкция, а закачать воду надо, даже когда она поступает из внешнего бака, в который из скважины на даче подаётся вода. Насос выполнен в виде простейшей помпы. Давления во входной трубе может вообще не быть, а вода благодаря клапану будет.
- Вытяжной – забирает сточную (отработанную) воду из бака в спускную трубу канализации или септика. Он открывается как после завершения основного цикла стирки, так и после полоскания и отжима.
Оба клапана в нормальном состоянии постоянно закрыты. Они открываются по команде от электронного блока управления (ЭБУ) – специальной управляющей платы. В ней программная часть отделена от силовой (исполнительной) при помощи электромеханических реле, подающих питание от сети на эти клапаны, двигатель, кипятильник бака в определённое время.
Каждый клапан обладает своими электромагнитами. Когда на магнит поступает питание, то он притягивает якорь, поднимающий мембрану (или заслонку), ограничивающую ток воды. Неисправность катушки магнита, заслонки (мембраны), возвратной пружины приведёт к тому, что клапан не откроется или в нужный момент не закроется. Второй случай более опасен, чем первый: вода продолжит набираться.
В некоторых СМА во избежание прорыва водяной системы избыточным давлением предусмотрена защита от переполнения бака – лишняя вода безостановочно сливается в канализацию. Если втяжной клапан «завис» и не управляется, нужно его заменить. Он неремонтопригоден, ведь как и уровнемер, изготавливается неразборным.
Диагностика
Электроника любой стиральной машины, выпущенной в 2010-х годах, обладает программными режимами самодиагностики. Чаще всего на дисплее появляется код ошибки. Значение каждого из кодов расшифровано в инструкции к конкретной модели. Обобщённое значение – «Проблемы с наполнением бака». Более частные – «Не работает втяжной/вытяжной клапан», «Нет нужного уровня воды», «Превышение предельно допустимого уровня», «Высокое давление в баке» и несколько иных значений. Конкретная неисправность по кодам делает ремонт менее долгим.
У машин-активаторов, в отличие от СМА (автоматических), программная самодиагностика отсутствует. Догадаться о том, что происходит, можно понаблюдав от нескольких минут до часа за работой СМА, что чревато лишними затратами на воду и потреблённые киловатты.
Только после предварительной диагностики можно разобрать агрегат.
Ремонт
Вначале разберите стиральную машину.
- Отключите СМА от электросети.
- Отключите подачу воды на подающем вентиле. Временно снимите заливной и сливной шланги.
- Снимите заднюю стенку корпуса.
Втяжной клапан расположен у верхней части задней стенки.
- Открутите имеющиеся болты. Подденьте при помощи отвёртки защёлки (если они есть).
- Сдвиньте и извлеките неисправный клапан.
- Проверьте катушки клапана при помощи тестера, включённого в режим омметра. Норма – не менее 20 и не более 200 Ом. Низкое сопротивление указывает на замыкание, слишком высокое – на обрыв эмальпровода, которым обмотана каждая из катушек. Катушки полностью идентичны.
- Если клапан исправен, установите его в обратном порядке. Неисправный клапан почти неремонтопригоден.
Можно сменить одну из катушек, если имеется запасная такая же, или перемотать таким же проводом. Сам отсек, в котором находится катушка, может быть частично разборным. В остальных случаях клапан меняют. Сменить заслонки и возвратные пружины самому не удастся, они не продаются отдельно. Аналогично «прозвоните» и спускной клапан.
Бак стиральной машины проверяется на целостность по следу водяной струйки или от капель, просачивающихся в образовавшееся отверстие. Его легко заметить – это самая крупная конструкция, до нескольких раз большая, чем мотор. Небольшую дырку можно запаять (или заварить при помощи аппарата для точечной сварки). При значительных и множественных повреждениях бак однозначно меняют.
Встречаются несъёмные баки, приваренные к удерживающему его внутреннему каркасу.
Самостоятельно, если вы не слесарный мастер, лучше такой бак не снимать, а обратиться к специалистам.
Манжета, в отличие от подавляющего большинства других деталей и узлов, меняется без полного разбора СМА. Откройте люк стирального отсека, выгрузите бельё (если оно там есть).
- Открутите винты и снимите пластиковую рамку, удерживающую манжету.
- Выньте проволочную или пластиковую петлю, проходящую по периметру люка – она удерживает манжету, придаёт ей форму, не даёт вываливаться при открытии/закрытии люка.
- Подденьте защёлки внутри (если они есть) и вытяните изношенную манжету.
- Зафиксируйте на её месте точно такую же, новую.
- Соберите люк обратно. Проверьте, что вода не вытекает наружу, запустив новый цикл стирки.
Некоторые модели стиральных машин требуют снятия дверцы люка и/или передней (лицевой) части корпуса машины, включая лоток для стирального порошка. Если дело не в манжете, возможно, износился замок блокиратора дверцы: он не защёлкивается или не удерживает люк плотно закрытым. Потребуется разборка замка и замена фиксатора.
Профилактика
Не стирайте вещи слишком часто при 95-100 градусах. Не засыпайте излишнее количество порошка и средства от накипи. Высокая температура и концентрированные химикаты старят резину манжеты, способствуют более быстрому износу бака, барабана и кипятильника.
Если у вас на даче или в загородном доме насосная станция на скважине (или реле давления с мощным насосом), не создавайте в водопроводе давление более 1,5 атмосфер. Давление в 3 и более атмосфер выдавливает мембраны (или заслонки) во втяжном клапане, способствуя его ускоренному износу.
Убедитесь, что втяжная и отсасывающая трубы не заломлены и не передавлены, вода по ним проходит свободно.
Если у вас излишне загрязнённая вода – используйте одновременно механический и магнитный фильтры, они защитят СМА от лишних поломок. Проверяйте время от времени сетчатый фильтр во втяжном клапанном устройстве.
Не перегружайте машину лишним бельём. Если она выдерживает до 7 кг (по инструкции), используйте 5-6. Перегруженный барабан движется рывками и раскачивается в стороны, что ведёт к его поломке.
Не загружайте в СМА ковры и ковровые дорожки, тяжёлые накидки, одеяла. Им больше подходит ручная стирка.
Не превращайте стиральную машину в станцию химчистки. Некоторые растворители, например, 646-й, разжижающие пластик, способны повредить шланги, манжету, заслонки и патрубки клапанов.
Обслуживание машины выполняется только в выключенном состоянии.
Разобраться в причинах поломки поможет следующее видео.