Гудит сплит-система: причины и устранение проблемы

Содержание
  1. Устройство сплит-системы
  2. Норматив по шуму
  3. Скопившаяся грязь
  4. Неудовлетворительная работа и износ компрессора
  5. Трещит и гремит вентилятор
  6. Износившиеся виброгасители
  7. Другие проблемы

Установив новый кондиционер типа сплит-система (раздельные наружный и внутренний блоки), потребитель уже через несколько дней или пару недель сталкивается с тем, что новое устройство сильно шумит, чего не наблюдалось в день монтажа. Лучший выход – обратиться в ту же фирму, мастера из которой монтировали и запускали сплит-кондиционер. Но если мастера фирмы не помогли, а навыки и практические знания по ремонту техники у вас есть, то настало время разобраться самому, пока устройство не сломалось окончательно.

Устройство сплит-системы

Чтобы уяснить, как устранить неполадки, нужно знать, как устроен сплит-кондиционер.

Содержимое внешнего блока:

  • мотор-компрессор;
  • охлаждающий вентилятор;
  • конденсатор с отводящей трубкой для сбора влаги;
  • внешний контур, гоняющий хладагент.

Во внутреннем блоке имеются:

  • блок электронного управления с дисплеем;
  • испаритель-охладитель с внутренней частью контура, сообщающейся с внешней через трубки циркуляции фреона;
  • механический конвектор – всасывает тёплый воздух, выдаёт его обратно после охлаждения.

Ни один кондиционер не будет охлаждать воздух в помещениях, не отводя избыток тепла и влаги наружу.

Норматив по шуму

Производители техники для климат-контроля придерживаются общепринятых нормативов по шуму, издаваемому любыми выпущенными ими бытовыми приборами. У сплит-систем для внешнего блока это 38-54 дБ. Внутренний блок куда более бесшумен: его шумовое загрязнение составляет всего 19-28 дБ. Для сравнения, в читальном зале или офисе шум составляет 30-40 дБ, на городской улице и внутри машины – до 70 дБ, возле отбойника или бензокосилки – до 90 дБ.

Требования к уровню шума внешнего блока сплит-кондиционеров не очень высоки. Включив кондиционер, хозяин помещения закрывает окна, и шум внешнего блока ему не помешает: качество «брендового» устройства отменное. Однако на повышенный шум могут пожаловаться соседи, у которых летом окна всё время открыты.

Скопившаяся грязь

В сухую погоду ветер разносит пыль, оседающую на внешнем блоке кондиционера, окнах и других конструкциях, сообщающихся с уличным воздухом. Также рядом растущие деревья, например, тополь, являются источником пуха, пыльцы, лепестков цветков, проникающих через дренажные щели корпуса внешнего блока и оседающих внутри на всём подряд. Всё это собирает на себя пыль – образуется слой грязи.

Чтобы почистить внешний блок кондиционера без разборки, воспользуйтесь мойкой высокого давления, выбивающей распыляемой струёй воды всю грязь из блока. Так делают фирменные рабочие, обслуживающие кондиционеры по заказам.

При отсутствии мойки высокого давления корпус снимается. С поддона (нижней стенки корпуса) выметаются пыль и мусор. Промываются лопасти вентилятора, внутренние решётки и дренажные щели, вентилятор и компрессор. Изоляция проводов и утеплитель трассирующих трубок проверяются на отсутствие повреждений. Далее блоку дают высохнуть – в жару это займёт всего несколько часов. Затем ставят корпус обратно и проверяют устройство на прежние шумы.

Неудовлетворительная работа и износ компрессора

Как и всякий мотор, компрессор (нагнетатель фреона в охладитель) включает в себя ротор и статор. Он работает под постоянной нагрузкой – создаёт давление сжижаемых газов в 10 и более атмосфер. Его ротор крутится заметно медленнее, чем вхолостую. Ситуация в компрессоре усугубляется с быстротой падающих фишек домино.

  1. Запылённый мотор выделяет избыточное тепло намного хуже, чем чистый, а пыль и грязь задерживают тепло.
  2. Даже короткий интервал времени в 5-20 минут, за который система понизит температуру в комнате, например, до 22 градусов, оказывается запредельным для компрессора.
  3. Постоянный перегрев сушит лак эмальпровода, из которого и сделана обмотка. Этот лак растрескивается, появляются межвитковые замыкания. Сопротивление обмотки снижается.
  4. Потребление электричества возрастает – особенно увеличивается пусковой ток при включении.
  5. Мотор сгорает, выбив автомат-предохранитель на электрощитке.

Чтобы уменьшить накопление тепла от компрессора в нём самом, его регулярно чистят от пыли и грязи. Идеальный вариант – разобрать его, почистить и смазать. Если масло в нём выработалось, тогда он проработает штатно ещё 10-15 лет. Лучше всего с восстановлением мотора справится сервис-центр по ремонту холодильников и кондиционеров. Мастера заливают в мотор специальный реагент, определяющий по изменившемуся цвету масла, насколько повредилась эмаль на эмальпроводе обмотки.

Если обмотка выгорела – «убитый» компрессор меняют на новый.

Трещит и гремит вентилятор

После снятия защитной решётки прокручивают пропеллер – не задевает ли он элементы прилегающих конструкций, при этом было бы слышно потрескивание. При кривом («гуляющем») движении пропеллера разбирают двигатель и проверяют подшипники на предмет изношенных шариков и разбитых сепараторов, кривой оси. Дело в том, что «криво» крутящийся или расколотый пропеллер разбивает механику вентилятора, при этом слышен треск и скрип ломаемых подшипников. Сломанный пропеллер меняют. Неисправные шарики и коронки также заменяют на новые. Кривую ось либо выравнивают и балансируют, либо ставят другую – от такого же мотора.

Задача – обеспечить ровное, без дрожания вращение пропеллера. Накапав немного масла в подшипники, мотор с надетым пропеллером подвешивают на гнущейся опоре и включают, дают поработать несколько минут. Если вентилятор не вибрирует и не раскачивает опору – мотор повторно вскрывают, в подшипники набивают литол или солидол, собирают и ставят обратно в блок. Если выгорела обмотка, то устанавливают новый мотор. У конвектора (вентилятора) внутреннего блока та же проблема. Мотор раз в сезон или полгода разбирают, чистят и смазывают. Изношенные шарики и сломанный пропеллер подлежат замене.

Износившиеся виброгасители

Неплохой и дешёвый виброгаситель – резиновая прокладка. Они поглощают вибрацию от наружного блока, закрепляемого при помощи стальных креплений и подвесов. В противном случае вибрация и шумы легко передаются сквозь несущую стену дома или здания. Низкокачественная резина за год-три на солнце быстро выгорит и рассыпется, и шумоизоляция нарушится. Под болтами обязательно должны быть резиновые прокладки. Не экономьте на хорошей резине: она должна быть такого же высокого качества, как и резиновые колечки под болты-саморезы, которыми кровельные листы прикрепляются к обрешётке крыши.

Резина способна снизить на 10-15 дБ уровень шума от наружного блока.

Другие проблемы

При скашивании корпуса внешнего блока причина гудения внешнего блока – неровная установка удерживающих его кронштейнов. Существуют шумные модели кондиционеров, выдающие гудение и гул даже на идеально ровной стене с выставленными по горизонту подвесами.

Кондиционеры, на изготовлении которых производитель существенно экономит, отличаются высоким уровнем шума даже в экономичном режиме охлаждения или нагрева. Резина берётся из автомобильных камер, негодных для дальнейшего их использования. Если нет теплоизоляции на фреонных трубках – купите и установите ее. Гудение издаёт, например, некачественно собранный трансформатор внутреннего блока. Снимите корпус, подложите резиновые прокладки в местах, где они должны бы быть, проверьте трансформатор и другие узлы.

О том, какие существуют причины гудения сплит-системы, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.