Все о лыжах для снегохода
С регулировкой и креплением лыж рано или поздно приходится сталкиваться всем счастливым обладателям снегоходов, благо, для этого не нужны специальные навыки или дорогостоящие инструменты. Многие регулярно переобувают свои машинки, чтобы они еще лучше ездили, даже мастерят для этого самодельные лыжи из пластиковых труб.
Особенности
Лыжи для снегохода представлены на рынке в большом ассортименте, но прежде чем покупать, нужно изучить их особенности и конструкцию подвески вашей модели. Механика и ход подвески, высота стоек и амортизаторов, размер лыж и других компонентов влияют на устойчивость и чувствительность управления снегоходом.
Производительность варьируется в зависимости от материала, из которого они сделаны, размеров и изгиба лыж.
Подвески на снегоходах чаще всего бывают трех видов:
- рычажная (DSA, ADSA, RAS);
- телескопическая (свечная);
- рессорная.
Большинство импортных моделей комплектуются рычажной передней подвеской с А- или V-образной тягой, обеспечивающей плавность хода и маневренность. К минусам относится то, что размеры рычагов имеют большую ширину колеи (практически равна корпусу), а значит, сани могут легко напороться на скрытые препятствия в виде пней, острых валунов, арматуры и тому подобного. Лыжи рискуют погнуться даже от небольшого удара, которых бывает очень трудно избежать в лесистой местности.
А вот «телескопы» повредить гораздо сложнее, и они гораздо уже (не такие широкие). То есть, по сути, свечная конструкция хорошо едет именно по прямой, легко преодолевая мелкие преграды и кустарники – тем, кто любит экстрим и много рулить, она плохо подходит.
Важно: рычаги, в отличие от телескопической подвески, вполне ремонтопригодны даже с использованием неоригинальных запчастей и настраиваются по собственному вкусу. Особенно радует возможность при помощи нехитрого инструмента (болгарки и сварки) изготовить нужную деталь самостоятельно.
На носу лыжи находится металлическая ручка, которая служит для того, чтобы вручную вытаскивать снегоход из глубокого снега.
Вторая ее функция — защищать пластиковый носок от трещин при высоких нагрузках и столкновениях с препятствиями. Конек расположен под лыжей и имеет особо прочную победитовую напайку для переезда по асфальту, льду и другим твердым покрытиям. Его крепление держится на болтах и также подлежит замене.
Вообще говоря, лыжи спроектированы строго таким образом, чтобы соответствовать области их применения. Отсюда берутся их размеры и форма. В зависимости от типа местности, в которой вы планируете кататься, можно выбрать снегоходы спортивные, горные, туристические, детские и утилитарного назначения (для саней и грузов).
По типу конструкции они делятся на одногусеничные с двумя лыжами (все импортные производители, такие как Yamaha, Polaris, Arctic Cat, Ski-Doo и другие) или двухгусеничные – с одной (отечественные марки «Буран», «Ермак», «Егерь», «Мороз»). Таким образом, формально все они стоят на 3-х точках опоры, но физика езды имеет свои характерные особенности.
Какими бывают?
В старые добрые времена металлические лыжи штамповались тысячами и устанавливались практически на каждую модель, и на санях с рессорами дизайн лыж не был особенно важным. Уже много лет производители сотрудничают с различными поставщиками запчастей для обслуживания снегоходов, которые постоянно разрабатывают новые модели пластиковых лыж с улучшенными характеристиками. Использование высокотехнологичных вариантов пластика позволяет лыжам изгибаться, чтобы не сходить с колеи.
Многие российские и зарубежные компании изготавливают армированные пластиковые лыжи для большинства современных снегоходов.
Одни подходят только к какой-то одной конкретной модели с соответствующей маркировкой, а другие имеют более универсальное устройство для широкого применения. Эффективность зимней езды зависит от правильной конструкции и обеспечивает повышенную управляемость в любых условиях.
Вес каждой пластиковой лыжи составляет порядка 2 кг, ширина от 130 мм, длина от 1 метра. При этом опорная площадь составляет около 1 м2, что позволяет демонстрировать на удивление высокую проходимость в пухляке. Термопластик, из которого они изготовлены, обладает уникальными свойствами, большой гибкостью и способностью принимать на себя большую часть нагрузки при ударе.
Аксессуары
Чтобы периодически заменять изношенные лыжи, могут понадобиться и другие аксессуары. Например, в комплект лыж может не входить специальный набор (кит) для установки новых.
Другой не менее важный атрибут — накладки для лыж. Они расширяют поверхность скользящей опоры, и их ширина в зависимости от модели начинается от 250 мм, длина от 1200 мм. С ними ваш снегоход будет ехать еще быстрее за счет высокой прочности конструкции и защиты от повреждений. Правда, как правило, это плохо отражается на маневренности машины, но без них есть риск повредить более дорогие детали подвески о камни, пни или буреломы, скрытые под рыхлым снегом.
Они очень легко крепятся с помощью хомута с винтом и подреза. Нужно просто зажать накладку между коньком и заводской лыжей, совместив все одинаковые отверстия, а затем вставить шпильки конька и наживить гайки.
Наконец, выровнять накладку молотком и затянуть все гайки. В носовой части лыжу с накладкой стягивают болтом М8 через просверленное отверстие. Установка на зарубежные модели снегоходов может отличаться, поэтому всю техническую информацию о товаре предварительно нужно уточнять у производителей или дилеров.
Изготовление
Не все готовы тратиться и содержать такую машину, поэтому смекалистые мастера быстро догадались переделать пылящийся мотоблок в самодельный снегоход или, как его называли в Советском Союзе, мотосани.
Лыжи – самая простая деталь, которую можно с легкостью изготовить своими руками. Для их изготовления редко используют металл из-за большого веса, потому что мотор мотоблока и так не отличается высокой производительностью (до 15-20 км/ч), и дополнительно утяжелять конструкцию нет смысла.
Сделать лыжи проще всего либо из заводских пластиковых накладок, либо из обычных пластиковых труб. Для этого вам понадобится:
- газовая горелка, а лучше строительный фен (чтобы не жечь материал);
- ровный пол, желательно в отапливаемом помещении;
- лист фанеры или ровная старая деревянная дверца;
- водопроводная труба ПНД сечением от 90 до 250 мм и толщиной примерно 1-2 см;
- болгарка;
- металлический лист-заготовка или швеллер с нужным загибом;
- груз около 100 кг.
После того как труба распилена вдоль, ее нагревают, пока она не начнет распрямляться, на это уходит в среднем до получаса.
- Затем кладут ее между двумя ровными деревянными листами и ставят сверху груз. Так оставляют примерно на 2-3 часа, чтобы толстый полиэтилен успел окончательно застыть и не деформировался.
- После этого процедуру повторяют, закрепляя лыжу на специальной заготовке при помощи тисков с двух сторон.
- Снова дают остыть, чтобы лыжа сохранила нужный загиб.
- Далее приступают к установке креплений для стоек.
Крепление и регулировка
Со временем в процессе эксплуатации точная геометрия внутренностей снегохода приходит если не в негодность, то заметно смещается. Это, в свою очередь, сильно бьет по маневренности и легкости управления, вызывает схождение с колеи, а главное, падает скорость езды. Но отрегулировать лыжи и руль в домашних условиях не составит никакого труда, если немного попрактиковаться. Для этого нужно в первую очередь проверить верхние и нижние рычаги, которые от ударов всегда берут всю нагрузку на себя и попросту могут погнуться, что вызывает смещение оси лыж внутрь передними краями.
Еще на схождение лыж могут повлиять поломки в следующих узлах:
- подрамник;
- S-модуль подвески;
- шаровые опоры передних рычагов.
Кроме того, при ослаблении гаек на рейках рулевого вала образуется люфт. Перед тем как начать выправлять руль, нужно ослабить контргайки рулевой тяги, открутить рулевые наконечники.
После чего одну лыжу выставляют строго параллельно корпусу снегохода, затем проводят замеры расстояния между серединой и передними краями с помощью рулетки.
В идеале колея лыж спереди должна быть чуть шире, чем посередине, но не больше 15 мм. Это придаст устойчивости и легкости управления.
Только после этого можно садиться на снегоход, чтобы выровнять положение руля. В конце все крепления снова покрепче затягивают, и можно пробовать заводить мотор. Обкатка покажет, насколько правильно вы все сделали. При необходимости можно повторить процедуру.
С момента изобретения первого снегохода прошло уже больше 50 лет, и с тех пор его популярность его только растет. Практически каждый охотник или рыбак хоть раз задумывался о покупке такого ценного аппарата. В багажнике или на опоре для ног можно удобно закрепить охотничьи лыжи. Туристы с удовольствием используют снегоход в путешествиях по заснеженным лесам и равнинам, любители экстремального отдыха – для незабываемых ощущений. А в деревне без него, вообще, не обойтись, особенно в северных районах, где зима круглый год, чтобы по бездорожью перевозить на нем стройматериалы, дрова и воду.
Как модернизировать лыжи для снегохода смотрите далее.