Популярные модели и нюансы выбора мотобуксировщиков
Мотобуксировщик – машина необычной конструкции, напоминающая обрезанный снегоход. Она была создана для перевозки грузов и передвижения людей по бездорожью. Часто агрегат называют мотособакой из-за схожести с собачьей упряжкой – транспортный узел и сани-волокуши расположены отдельно. Чаще всего данным средством передвижения владеют люди, увлекающиеся охотой, рыбалкой или туризмом.
Что это такое?
Устройство предназначено для передвижения по зимним дорогам. Сани и платформа с двигателем находятся отдельно от мотобуксировщика. Благодаря такой конструкции мотособака, по сравнению со снегоходом, имеет некоторые отличия.
- Меньший вес. Масса около 100 килограммов, длина – 1,5 метра, ширина – 0,6 метра, высота – 0,8 метра, поэтому вместо гаража для его хранения можно использовать обычный небольшой сарай. Для транспортировки не требуются специальные прицепы, техника поместится в автомобиль с кузовом кроссовер или универсал.
- Для управления мотобуксировщиком не нужны права или дополнительные регистрации, но передвигаться по общественным дорогам на таком транспорте запрещено.
- Конструкция машины достаточно проста, в ней может разобраться даже неопытный водитель. Благодаря этому транспортное средство не требует особых знаний для обслуживания и ремонта.
- Запчасти, как и сам аппарат, имеют низкую цену. Приобрести их можно во многих магазинах, а если в вашем городе не найти нужную технику — можно заказать все в интернет-магазине.
- Двигатели адаптированы под климат России, имеют диапазон 9-15 лошадиных сил (л. с.).
- Эксплуатировать можно в любое время года. Универсальные гусеницы прекрасно подходят для снега, грунта или болот.
Идеальное время года для эксплуатации мотособаки – это зима, а лучшее место – это заледеневшее и заснеженное озеро или река. Первоначально эта техника и конструировалась для любителей зимней рыбалки. В автомобиле ее транспортировали к водохранилищу, выгружали на берегу и передвигались по льду в поисках места клева. Бак с топливом большинства буксировщиков рассчитан на 30-40 километров, поэтому от начального пункта можно отдалиться на 15-20 километров.
Техника хорошего качества может ездить не только по накатанной колее, но и по глубокому и рыхлому снегу. Легко перемещает различные грузы по местности, имеющей множество подъемов и спусков. В летнее время года характеристики транспорта снижаются, так как каменистая поверхность дорог выводит из строя гусеницу. Однако для передвижения по болотам, грунтовым дорогам и полям мотособака достаточно востребована зимой и летом.
Также она активно используется в сельском хозяйстве на протяжении всего года.
Мотобуксировщик имеет конструкцию, состоящую из следующих узлов.
- Двигатель.
- Несущая рама.
- Подвеска.
- Трансмиссия.
- Гусеница.
- Система управления и электрооборудование.
Также в строении мотособаки есть прицепное устройство, которое позволяет тянуть сани с водителем. Человек может управлять техникой как сидя, так и стоя. В сани могут уместиться до двух человек, а благодаря особенной конструкции всегда есть возможность подсоединить вторые и третьи сани.
Краткая история
Первые модели были сконструированы в США и Канаде в 1950 году. Это были образцы, сделанные своими руками.
- 1962-1963 гг. – Канада представила мотособаку Hus Ski Snow Traveller built с двигателем в 10 л. с.
- 1963-1964 гг. – появилась модель Hus Ski M 200 built с двигателем в 8 л. с. и 10.4 л. с.
- 1965-1966 гг. – выпущена модель Bolens Hus Ski 444 built с двигателем в 10.4 л. с.
- 1967 год – выходит модель Bolens Diablo Rouge Model 500 с двигателем в 16 л. с.
- 1968-1969 гг. – появилась модель Bolens Diablo Rouge Model 502 с двигателем в 16 л. с.
1980 год – начало использования в Канаде маломощного буксировщика с гусеничным ходом – Motodog. Конструкция выглядела в виде буксира и прицепленных к нему саней (одних или двух). Чем шире и ниже была машина, тем выше была ее устойчивость. Немного позже началось усовершенствование моделей – увеличивалась мощность движка и объем бака для топлива. Также увеличивалась высота буксировщика и длина «гусянки», которая модифицировалась и до двухгусеничной. Доработкой моделей занялась компания Caterpillar, она же впоследствии выпускала сериями данные мотособаки.
В СССР о первых мотобуксировщиках иностранного производства начали упоминать в научно-популярных журналах в 1960-1970 годах. История советских буксировщиков начинается в 1975 году. В один из зимних дней инженер Анатолий Васильевич Фомичев вместе с сыном рассуждали, какой механической техникой можно заменить упряжку с собаками, чтобы упростить передвижение по труднопроходимым дорогам и местностям. Такой механизм должен был стать равносильной альтернативой перемещения грузов, тогда и надобность в эксплуатации животных отпадет сама собой.
В конструкции самого первого мотобуксировщика был использован двигатель всего 5 л. с. Он устанавливался непосредственно на сани. Управление буксировщиком происходило с помощью обычного руля. Специального двигателя для средства передвижения тогда не было, поэтому в ход пошли «движки» от бензопил «Урал» и «Дружба».
Модель с двигателем от «Урала» считается более удачной. Размеры первой мотособаки были небольшими. Максимальный вес – 65 килограммов. Технические характеристики такой конструкции были далеки от совершенства – вес, который транспорт мог потянуть, не превышал 80 килограммов, а скорость развивалась до 20 км/ч. Но даже такие скромные способности уже были успехом.
После Фомичев принялся совершенствовать машину – он увеличил ее массу, за счет чего проходимость стала выше. Также в положительную сторону на проходимость повлияло наличие «носика» – она увеличилась еще на 40%. Анатолий Васильевич был сильно увлечен созданием мотобуксировщика – модернизировал гусеницы, корпус машины, прицеп и даже создал для своей маленькой внучки детскую мини-версию.
В 1979 году проводились первые испытания машины Научно-исследовательским институтом. Конструкция, которую создал Фомичев, понравилась многим ученым, но на ее продажу не дали разрешение. В этом же году инженер начал оформление патента для регистрации своего изобретения, но получил документы только через 18 лет. За это время Фомичев показал свое детище в телепередаче «Это вы можете». Статьи о мотособаке появились в журналах «Моделист-конструктор» и «Зори Севера». Многие умельцы и конструкторы СССР пытались сотворить что-то похожее на мотобуксировщик Фомичева, но практически никто не мог повторить его успех.
Сферы применения
Мотобуксировщик – это малогабаритный транспорт, который перевозит людей и различные грузы по заснеженной территории и бездорожью. Сферы использования у него самые разные. Перед тем как приобрести это чудо техники, необходимо определиться с назначением транспорта. Самое первое назначение – это перевозка груза на дальние расстояния. Например, рыбакам мотособака поможет транспортировать снасти и различный инвентарь для зимней рыбалки по заледеневшей и заснеженной поверхности любого водохранилища. Также с помощью подобной техники можно с легкостью сменить место и доставить улов к берегу.
Для охотников это также незаменимое транспортное средство, передвижение на нем возможно в условиях, не пригодных для простого автомобиля. Многие буксировщики способны перевозить несколько человек, поэтому охота или рыбалка может проходить в компании друзей. Мотобуксировщик в сельском хозяйстве также очень популярен — в деревнях есть определенные трудности с доставкой еды, воды, дров и т. д.
На мотособаке можно добраться до ближайшего населенного пункта, где имеется магазин. А из леса или дровницы получится перевезти за один раз большое количество дров.
Работа спортивных и туристических баз также проходит не без помощи буксировщика, данная техника нужна для подготовки места тренировки или места отдыха. Например, для хождения на лыжах мотособака может сделать колею с плотной поверхностью. Для этого только нужно проехать по спланированному маршруту – и лыжня готова. Во многих пансионатах и базах отдыха есть специальная услуга – прокат мотобуксировщиков. Посетители могут сами управлять арендованным транспортным средством или кататься в санях. Также на некоторых территориях есть водохранилища и леса, где официально разрешена охота и рыбалка. На буксировщике можно добраться до нужного места, а потом вернуться на место отдыха.
Мотобуксировщик помогает в работе геологоразведывателей, экологов и ученых, совершающих различные экспедиции. Промышленная транспортировка грузов, обслуживание систем, расположенных в труднодоступных или удаленных местностях, таких как газо- и нефтепроводы, линии теле- и электропередач — все это задачи, с которыми легко справляется транспортное средство. Передвигаться на нем легко и удобно, поэтому такие устройства используют чаще машин.
Спасательным группам иногда не обойтись без мотобуксировщика. Он способен добраться в труднодоступные зоны, с его помощью можно вывезти людей с места спасательной операции. А также доставить необходимое снаряжение и инвентарь.
Рейтинг лучших моделей
Обзор 10 самых популярных мотобуксировщиков.
- «Волкодав» – техника российского производства, цена в районе 90 000 рублей. По отзывам пользователей – это самый мощный буксировщик. Его вес – 135 килограммов, а грузоподъемность – 600 килограммов, двигатель – 10 л. с., полный топливный бак рассчитан на 2,5 часа непрерывного движения, развивает скорость до 22 км/ч. Уровень по проходимости у машины достаточно высок, благодаря гусеницам, расположенным на максимально близком расстоянии друг от друга.
- CRONUS CR9V — производство Китай. Эта модель самая дешевая из представленных, стоит около 60 000 рублей. Востребован буксировщик благодаря легкости в управлении. Вес конструкции – 120 килограммов, может перемещать груз до 200 килограммов. Мощность мотора – 9 л. с., благодаря чему может разгоняться до 25 км/ч.
- «РЕКС LVR500» — производство Россия, цена около 100 000 рублей. Отличается своей маневренностью, мотобуксировщик способен преодолеть самые «каверзные» дороги. Мощность двигателя – 9,5 л. с., максимальная скорость – 40 км/ч. Но из-за этого быстро расходуется топливо. Может транспортировать груз до 250 килограммов.
- «ЛИДЕР-СИГМА 2» — мотособака отечественного производства, стоимость около 70 000 рублей. Достаточно надежная техника, проста в обслуживании и ремонте. Благодаря малому весу может использоваться для глубокого снега, больших и рыхлых сугробов.
По надежности и по проходимости может сравниваться и более дорогой техникой.
- KOIRA 500 9 — российское производство, цена около 80 000 рублей. Как и предыдущая модель, предназначена для езды по глубокому и рыхлому снегу. Благодаря специально разработанной подвеске, во время эксплуатации между деталями не будет задерживаться грязь или снег. Мощность мотора – 9 л. с., а топливный бак вмещает до 6,7 литра.
- «Мухтар 15» — это новинка 2018 года, российского производства. Технику можно использовать не только зимой, но и летом. Высокая проходимость по полному бездорожью и рыхлым сугробам. Мощность двигателя – 15 л. с. Главная особенность буксировщика – это 50-сантиметровые гусеницы. В комплекте имеются: катки с сальниками, катково-склизовая подвеска, лыжи, электрическая фара. Благодаря такому дополнительному набору аксессуаров, мотособаку можно назвать разборной – лыжи модифицируют буксировщик в снегоход, а колеса превращают его в вездеходную технику. А дополнительно установленный фонарь дает возможности для рыбалки в ночное время.
- «Мужик Обновленный» – производство Россия, цена около 87 000 рублей. Одна из самых мощных моделей, ее грузоподъемность – 800 килограммов. Мотор мощностью 18,5 л. с. и достаточно экономичный расход топлива за час – 2,5 литра. Развивает скорость до 50 км/ч. Мотобуксировщик легок в управлении благодаря пневматической подвеске универсального типа.
- «БТС-2 Стандарт» – буксировщик отечественного производства, стоит около 77 000 рублей. Опираясь на отзывы покупателей, эту машину можно назвать долгожителем, имеет достаточно большой срок эксплуатации. Грузоподъемность – 450 килограммов. Высокая проходимость достигается за счет 50-сантиметровых гусениц. Рыбаки и охотники останавливают на модели свой выбор из-за долговечности, простоты использования и комфорта.
- Barboss Standart 15ME – цена около 125 000 рублей, одна из лучших моделей для охоты и рыбалки. Несмотря на то что выглядит техника достаточно громоздко, ее вес составляет всего 130 килограммов. Имеет широкие гусеницы, пластмассовый корпус и каркасную раму, закрывающую двигатель. Также в конструкции предусмотрена чека безопасности, предотвращающая переворот транспортного средства. Техника обладает отличным звукоподавлением, это позволяет не тревожить соседей в ночное время.
Может перевозить до трех человек.
- «Помор 500 S15» – российское производство, цена около 74 000 рублей. Многофункциональная машина, комплектация дополнена фиксаторами лыж, защитой рук, съемным багажником. Разработчики не стали делать акцент на внешнем виде, уклонившись в сторону функциональности и легкости управления. Подвеска может меняться в зависимости от рельефа местности, на катковую или склизовую. Маневренная техника, способная передвигаться по глубокому и рыхлому снегу.
Комплектующие и аксессуары
Пошивочные аксессуары.
- Чехол на двигатель. Он предназначен для защиты карбюратора и тросика газа от замерзания.
- Тент на модуль. С его помощью укрывают сани-волокуши или модульную приставку, защищает от попадания снега или пыли.
- Чехол на капот. Такой аксессуар служит для маскировки и защиты мотобуксировщика.
- Муфты на руль. Подобные вещи помогают сохранить руки водителя в тепле и сухости.
- Сумка на руль. Используется, чтобы перевозить в ней мелкие запчасти или инструменты, навигатор, телефон, документы.
- Стояночный чехол. Если техника остается на улице, такое приспособление защитит ее от атмосферных осадков.
- Сумка кофр. Она предназначена для транспортировки различных вещей, если их нужно сохранить в сухом и целом состоянии. Располагается она в грузовом отсеке. Стандартные размеры – 50 х 30 х 40 сантиметров.
Помимо этого, чаще всего в комплекте с мотособакой приобретают следующее.
- Сани-волокуши. Они служат своеобразным прицепом-тележкой для буксировщика, обычно изготавливаются из пластика. Могут быть с отбойником и без него. Дно саней укреплено специальной накладкой, предотвращающей истирание инвентаря.
- Складное сиденье. Сиденье может быть одноместным или двухместным.
- Светодиодные фары. Они всегда идут отдельно, нет мотобуксировщиков со встроенным освещением. Обычно на корпусе фонаря расположен стабилизатор напряжения для поддержки одинакового уровня освещения во время движения.
- Реверс редуктор. Практически все буксировщики универсальны, и для доведения их до совершенства можно заменить заводскую основу на аналогичную с редуктором. Тогда у техники появятся новые возможности – движение не только вперед, но и назад, а также нейтральная скорость.
- Катки. Самая сложная в обслуживании – это катковая подвеска. Система из металлических деталей и пластиковых или резиновых катков часто выходит из строя, поэтому неисправную деталь приходится заменять.
- Натяжитель цепи. Он может быть башмаковым или роликовым. Второй вариант более востребован за счет своей простоты. А башмаковый натяжитель быстрее стирается, поэтому в запасе необходимо иметь несколько деталей.
- Все для крепления двигателя. Чаще всего это болты и шайбы разных размеров.
Как выбрать?
Перед тем как совершать покупку мотособаки, нужно определиться с целью использования.
По подвеске
Подвеска может быть выполнена в двух вариантах – это склизовая и катковая. Буксировщики со склизовой подвеской значительно дешевле и предназначены для передвижения в зимнее время года. Металлическим деталям необходима смазка, иначе они истираются и быстро изнашиваются, а ходовая часть выходит из строя. Снег как раз и служит в роли смазки во время эксплуатации машины. Конструкция представлена в виде двух лыж, соединенных между собой.
Катковая же подвеска идеальна для твердой местности без снега. Катковая подвеска – это небольшие колеса, сверху находится гусянка. Главный недостаток такого типа подвески — при движении по снегу или грязи катки быстро засоряются. Мотособака со склизами более пригодна для экстремальных условий и более быстрой езды, технику с катками лучше брать для более простых задач.
Для передвижения по болотистым местностям идеальный выбор – это мотобуксировщик на пневмоколесах.
По двигателю
Характеристики мощности двигателя определяют, с какой скоростью будет передвигаться машина, и какая у нее будет грузоподъемность. Самая популярная мощность – 9-15 лошадиных сил. Выбор также зависит от правильного положения мотора.
Если двигатель задний, то груз нужно располагать на багажнике, иначе передняя часть транспортного средства начнет задираться. Оптимальное расположение – переднее. Сцепление с дорогой будет всегда идеальным. Расположение двигателя посередине дает хороший баланс, но места для размещения груза становится значительно меньше.
По трансмиссии
Трансмиссия служит для передачи вращающей силы вала двигателя на ведущую звезду гусянки. Может быть такой.
- Автоматическая редукторная – подходит для эксплуатации круглый год. Имеет высокую тяговую силу, но детали быстро изнашиваются.
- Вариаторная – надежнее и дороже автоматической, детали системы меньше изнашиваются, топливо расходуется экономичнее. Единственный минус – это приводной ремень, после долгой работы его часто приходится менять на новый.
По раме
Рама мотобуксировщика испытывает большие нагрузки во время эксплуатации на сложных участках дороги. Конструкция из тонкого металла недопустима – минимальная толщина листа 3 миллиметра.
Стоит обратить внимание на места, где проходит сама рама — она должна «защищать» двигатель.
По гусеницам
Гусеницы могут различаться по размерам.
- 38 сантиметров – снегоходные. Такой агрегат не будет отличаться высокой проходимостью, чаще всего устанавливаются на более дешевые и компактные модели с трансмиссией автоматом и двигателем не больше 7 л. с.
- 50-55 сантиметров – мотобуксировочные. Мотособака с такой гусянкой более устойчива, имеет повышенную проходимость и маневренность.
Для перемещения по заледеневшей поверхности есть специально сконструированная гусеница – состоит из двух более узких частей, соединенных грунтозацепами. Но такая конструкция уже не подходит для рыхлого и глубокого снега.
Советы по эксплуатации
При первом запуске мотобуксировщика необходимо прогреть двигатель, для этого нужно подержать его на холостом ходу 1-2 минуты. Для того чтобы «обкатать» двигатель, нужно около 8 часов, при этом транспортное средство лучше не нагружать больше 150 килограммов вместе с весом водителя. Перед первой поездкой необходимо проверить затяжку всех болтов, при необходимости подтянуть их.
Также нужно проследить за уровнем масла. При необходимости долить. В трансмиссию и мотор необходимо заливать только моторное масло. После первой обкатки и после каждых 20 часов работы нужно смазывать тросик газа, звезды, приводные цепи.
Для регулировки карбюратора нужно придерживаться нескольких основных моментов.
- Перед началом нужно прогреть мотор.
- Через 5 минут максимальный и минимальный газ нужно вкрутить до упора.
- Далее каждый откручивается на 1,5 оборота.
- Переключение передач устанавливается на минимальный ход.
- Последний этап – нужно заглушить мотор и вновь его запустить. Разница должна быть заметна сразу – работа станет бесперебойной и более бесшумной.
В корпус фары для мотобуксировщика встроен специальный стабилизатор напряжения на генератор, благодаря которому поддерживается равномерный уровень освещенности во время поездки. Чтобы сделать свет, на ведущий шкив двигателя необходимо установить ремень. Провод «минус» подключается к раме, а провод «плюс» располагается от аккумулятора к переключателю, а от него к лампе.
Все, что нужно для тюнинга и ремонта мотособаки, можно найти в интернет-магазинах.