Снегоходы BRP: модельный ряд и выбор аксессуаров
Снегоходы являются востребованной техникой не только в сфере профессиональной деятельности. Они становятся все более популярны у любителей активного образа жизни: туристов, охотников, рыболовов. Признанным лидером считаются снегоходы BRP.
Особенности
Производитель данных снегоходов – канадская корпорация BRP, основателем которой является Ж-А. Бомбардье, была создана в 1942 г. Ее специализацией было производство только снегоходов.
Свой первый снегоход Бомбардье изобрел еще в 1937 г., и он очень отличался от современных моделей. Транспорт имел вид закрытого фургона и был рассчитан только на перевозку пассажиров (до 7 человек). Выпуск современных 1- и 2-местных моделей начался только с 1959 г. линейкой Ski-Doo.
Теперь снегоходы стали не только средством передвижения, но и способом развлечения.
Все снегоходы BRP обладают общими особенностями. Прежде всего эта техника имеет мощные двигатели, особое устройство рулевого управления (в виде литеры U), гидравлическую тормозную систему, гусеничную базу, оснащенную прочными и высокими грунтозажимами от 4 см, высокий уровень проходимости. По конструктивным особенностям различают такие модели: одногусеничные, двухгусеничные.
- Одногусеничные: 1 гусеница находится сзади, а 2 лыжи — спереди. Такая конструкция отличается повышенной устойчивостью, меньшей чувствительностью к неровностям дороги, правильным распределением веса.
- Двухгусеничные. У таких снегоходов имеется 1 лыжа и 2 гусеницы. Эти модели являются устаревшими и имеют недостатки в виде низкой управляемости и недостаточной устойчивости на неровной поверхности. Встретить их можно крайне редко, поскольку производство прекращено.
В зависимости от типа двигателя различают двухтактные модели и четырехтактные.
- Двухтактные модели. Техника отличается нетребовательностью к топливу, небольшим весом, а ручной стартер без труда заводится даже в ненастье. Недостатками снегохода являются шум при работе и неэкономичность.
- Четырехтактные. Такие двигатели расходуют значительно меньше топлива и работают довольно тихо, имеют более высокую экологичность, но у них большой вес и высокая цена. Топливом обычно служит бензин, но существуют снегоходы, работающие на дизеле. Их отличают очень большая масса, малая мощность и низкая устойчивость к морозам.
В современных машинах функции редуктора и сцепления обеспечиваются за счет трансмиссии, а передняя подвеска может быть телескопической или рычажной.
Модельный ряд
За годы деятельности концерна модельный ряд техники значительно расширился и в настоящее время представлен разнообразными образцами. Это – утилитарные, спортивные, туристические, а также снегоход-кроссовер, горный и детский. Обзор модельного ряда представлен описанием двух больших групп.
Ski-Doo
Этот вид техники производится с 1959 г., но постоянно совершенствуется с применением современных методик и инновационных материалов. Линейка включает утилитарные, туристические и спортивные модели, кроссоверы. Машины без труда преодолевают труднопроходимую местность, заледенелую или с глубокими снежными сугробами.
Модели данного типа имеют общие характеристики:
- оснащены платформами REV или REV Gen4;
- инновационная система SHOT облегчает разогрев двигателя;
- обладают центрированной системой двигателя;
- имеют подвеску с особой конструкцией RAS-3 и тормозную систему типа Brembo.
Ski-Doo включает несколько линеек: Freeride, Renegade, Summite и другие.
Серия снегоходов Renegade оснащена надежными двигателями Rotax 850 E-TEX и приспособлена для передвижения по маршрутам повышенной сложности и для гонок на заснеженных трассах.
Техника Freeride снабжена широкими гусеницами и грунтозацепами (в пределах 63 мм), мощными моторами, которые обеспечивают преодоление глубоких снежных покровов. В конструкции использована платформа REV Gen-4 и усовершенствованные pDrive вариаторы, гарантирующие хорошую мобильность.
Легкое прохождение поворотов в горах обеспечивается применением Tmotion-подвески.
Для передвижения по труднопроходимым пространствам используют снегоходы модельного ряда Summit, поскольку их двигатель имеет мощную тягу. Снегоход наращивает скорость в течение 3–4 мин., а конструктивные особенности позволяют экономно расходовать топливо. Максимальная безопасность во время поездки гарантируется тормозной системой, используемой в гоночных моделях.
Lynx
Линейка Lynx BRP специально создана для регионов с морозными и снежными зимами. Модели данной серии используют чаще всего в туристических целях, для длительных поездок и активного отдыха. Техника характеризуется отличным качеством, надежностью монтажа и имеет моторы с баками вместимостью 550–1200 куб. см. Сиденья с подогревом обладают эргономичным устройством.
Техника оснащена PPS-подвеской высокой надежности. Radien рама характеризуется компактностью конструкции и небольшим весом. Снегоходам Lynx присущи такие характеристики:
- каркас из стали позволяет использовать модели в хозяйственных целях;
- снегоходы имеют электронную систему прямой подачи топлива E-TEC, редуктор с 2 режимами скорости, гидравлический механизм тормозной системы, двойную переднюю подвеску рычажного вида в форме литеры А, многофункциональную электронную приборную панель;
- прочные лобовые стекла хорошо защищают от снега и ветра;
- рукоятки руля оснащены подогревом.
Линейка Lynx представлена 5 сериями.
Rave — эта серия включает модели, предназначенные для скоростных состязаний. Особенностями образцов являются укороченная гусеничная база и мощный двигатель до 165 л. с. Облегченный корпус гарантирует беспрепятственное прохождение сложных трасс.
- Commander. Данная серия предназначена для подготовленных туристических и иных маршрутов, для целевых рабочих выездов в условиях суровой зимы. Широкие гусеницы с удлиненными грунтозацепами позволяют свободно перемещаться по обледенелым участкам дороги. Последние усовершенствованные модели серии оснащены новой облегченной и компактной платформой Radien-X, и в результате общий вес машин уменьшился почти на 16 кг. Снегоходы могут иметь двигатели 3 типов: 600R E-TEC, 900ACE, 900 ACE TURBO.
- Ranger — ряд представлен утилитарными видами, которые предназначены для работы в очень сложной обстановке. Последние новые модели серии имеют уменьшенные размеры ширины колеи и длины гусениц, усовершенствованную регулируемую подвеску.
- Boondocker — снегоходы рассчитаны на активную эксплуатацию. Последние модели обладают усовершенствованиями в виде тоннеля Shorty и уменьшенной ширины колеи. Модели оснащаются 2 видами моторов: 600R E-Tec или 900 E-Tec.
- Xterrain. Технику данного ряда возможно применять для езды не только по высокому снежному покрову, но и по утрамбованной трассе. Агрегаты оснащены 2 вариантами двигателей: 600R E-TEC и 850 E-TEC.
Утилитарные и горные модели считаются наиболее востребованными. Утилитарная техника чаще всего двухместная. Ее назначение — регулярная эксплуатация для выполнения хозяйственной деятельности и других практических задач.
Обычно эти модели отличаются повышенной проходимостью и надежностью в эксплуатации.
Опишем популярные модели.
- Lynx 59Yeti 600 ACE — утилитарный снегоход, ориентированный на выполнение различной работы в самых суровых или часто меняющихся погодных условиях. При умеренном расходе топлива 4-тактный двигатель имеет высокую производительность. Модель возможно использовать как одноместный вариант с большим грузовым пространством и как двухместный — с небольшим багажным отделением.
- Ski-Doo Expidition 1200 и Lynx Adventure 900 ACE — максимально укомплектованные мощные агрегаты с широкой гусеничной базой.
- 69 Ranger Alpine — машина способна работать в наиболее сложных ситуациях. Отличается большой вместимостью и шипованными гусеницами.
- Summit 850 154 и Summit X154 850 E-tec – часто используют как утилитарный вариант.
- MXZ Renegade 800R — модели присущи высокие скоростные параметры и экономичность. Имеет эффектный дизайн.
- Boondocker DS 4100 850 E-TEC Shot – машина рассчитана на экстремальную, быструю езду по большим сугробам. Гусеницы Powdermax Flexedge гарантируют отличную маневренность.
Среди других видов данной техники можно выделить такие актуальные модели: кроссоверы Renegade X-RS 850 E-tec и Xterrain 3900 850 E-TEC, спортивный Freeride 850 165 ES, семейный вариант Ski-Doo Expedition 1200, 2-местный Ski-Doo Grand Touring 900 ACE Turbo, 2-местный 49 Ranger 600R E-TEC TOURING KIT — самая универсальная модель в своей категории, туристический Commander 900 ACE TURBO и другие.
Аксессуары и запчасти
Дополнительные аксессуары выбирают для обеспечения безопасности пассажира, комфортности во время движения, а также для защиты самого снегохода от повреждений. Узнаем, что же предлагает рассматриваемый бренд.
- Специальные накладки для рук, колен пассажира и накладки для элементов рулевого механизма.
- Бампер (передний и задний) нужен для защиты пластиковых частей снегохода от повреждений, а при необходимости поможет вручную вытянуть или развернуть машину.
- LED-фары (вспомогательные или основные) необходимы для освещения дороги ночью.
- Коньки для лыж облегчают управление снегоходом и улучшают его маневренность во время передвижения по льду или плотному снежному насту.
- Расширители лыж обеспечивают дополнительную устойчивость при движении по глубокому снегу и уменьшают износ лыж. За счет накладок лыжная поверхность увеличивается, в результате чего улучшается проходимость машины.
- Для транспортировки грузов потребуются лебедка, трос и крюки.
- Шипы предназначены для повышения сцепления с поверхностью дороги. Однако их использование усиливает вибрирование и вызывает дополнительную нагрузку на отдельные детали снегохода. Поэтому их устанавливают только на те снегоходы, которые имеют разрешительную маркировку от производителя.
- Кофр на заднее сиденье или багажник. Он необходим для перевозки снаряжения, экипировки и других вещей. Наиболее популярны и надежны тканевые кофры. Они удобны в эксплуатации: мягкая прослойка в стенках предохраняет вещи от ударов, прочная ткань не способна порваться. При выборе такого кофра следует выбирать изделие с прочностью от 600 до 1680 Ден, а толщина мягкой прослойки должна составлять от 6 до 9 мм. Кофр с большим количеством клапанов более удобен в эксплуатации.
- Чехол нужен для укрытия машины.
- Для обеспечения безопасности в непредвиденных ситуациях потребуются карманный передатчик и электронные устройства: навигатор, камера.
Также в поездке нужны и такие запасные детали:
- зеркала — они часто повреждаются по причине большой скорости и различных препятствий во время движения;
- гусеницы – эта деталь изнашивается в процессе длительной эксплуатации и может повредиться во время быстрой езды (следует подбирать ее в соответствии с моделью снегохода);
- на случай поломки также следует иметь в запасе амортизаторы, реле-регулятор напряжения, специальные масла и смазочные средства.
Как выбрать?
Выбор модели зависит прежде всего от цели использования техники.
Для любителей рыбалки и охоты зимой большое значение имеет безопасность. В зимнем лесу с большими сугробами, где незаметны бугры, прогалины и бурелом, лучше использовать утилитарные виды снегоходов типа Skadic SWT 900 ACE. Для охоты в поле или рыбалки лучше подходят облегченные модели утилитарных машин, такие как 49 Ranger 600 ACE.
Для туристических целей (прогулок по открытому или лесному пространству) рекомендуются кроссоверы, например Renegade X-RS 850 ACE. Туристам, предпочитающим экскурсии в горы, потребуются горные виды техники.
Спортивные варианты типа Lynx Rave 800 E-TEC подойдут любителям гоночных соревнований.
Семейные варианты снегоходов должны отличаться вместимостью и безопасностью, повышенной грузоподъемностью и легкостью управления. Утилитарный туристический вид снегоходов вполне соответствует данным требованиям (Lynx Adventure 900 ACE, Ski-Doo Expidition 1200).
Для профессиональной деятельности работников горнолыжных курортов, лесничества и сотрудников природоохранных организаций потребуются утилитарная техника с объемным баком для топлива и телескопическими подвесками (к примеру, 59 Yeti 600 ACE).
При выборе также следует учитывать характер рельефа местности и климатические условия.
Обслуживание
Как и любая другая техника, снегоходы требуют постоянного осмотра и заботливого ухода. Первую диагностику делают после 2-летнего срока службы машины или прохождения 5 тыс. км.
При возникшей необходимости производят замену склизов, уплотнительных колец, роликов ведущего шкива, тормозной жидкости и меняют масло в коробке.
По достижении пробега 10 тыс. км или после 3 лет работы следует проверить электрическое оснащение, произвести замену свечей зажигания. Достигнув пробега в 20 тыс. км, делают еще одну диагностику и устраняют выявленные дефекты. При необходимости нужно снять неисправный аккумулятор и заменить его новым.
По окончании сезона эксплуатации нужна консервация техники.