Все о топиарных фигурах
Топиарное искусство – удивительное, модное, развивающееся направление. Под ним понимается художественное изменение геометрической формы растений. Это фигурная стрижка деревьев и кустарников, если сказать проще.
Общее описание
Топиарии в том или ином виде существовали еще в Древнем Риме, когда слова «ландшафтный дизайн» даже не использовались. Но украшение садов фигурными растениями быстро входило в моду на любой новой территории, и сегодня это симбиоз классики (ведь существует направление очень давно) и современности (новые методы, идеи, возможности). Интересно, что техника создания растительной скульптуры хоть и меняется, но все же незначительно: стрижка и обрезка лежит в ее основе, и это не слова-синонимы, а все же разные технические процедуры.
История топиарных фигур связана со взлетами и падениями. Если в Древнем Риме топиарное искусство процветало и набирало обороты, во времена Средневековья оно просто не могло существовать полноценно – не сочеталось с доминирующим аскетизмом. И вот наступает период итальянского Возрождения, топиарии снова набирают популярность, они украшают парки и скверы, фигуры становятся все причудливее.
Развитие барокко – это золотые времена топиарного искусства. Появляются очень сложные зеленые композиции, дворцы и богатые виллы Франции и Италии становятся полем для воплощения идей «зеленых скульпторов».
К слову, французский парковый стиль, знаменитый и образцовый, сложно себе представить без таких скульптур и целых композиций.
В России красивые зеленые формы предсказуемо стали популярными в Петровскую эпоху. Тогда в стране появились французские парки и, к примеру, садово-парковая зона Петергофского дворца – известнейший на весь мир образец изысканного топиара. С возникновением так называемых диких английских парков французские ландшафтные приемы снова утрачивают востребованность. Это происходит в начале XIX века, тогда садовая скульптура, причудливые шары и кубы, бегемоты и медведи, оленята и сложные геометрические композиции из деревьев и кустарников кажутся вычурными. И не самыми натуральными, не такими близкими к природе, как новая английская ветвь в ландшафтном дизайне. Но в конце века ситуация меняется в корне.
И вот уже в XX веке незначительные колебания популярности ожидают топиарное искусство. Сегодня оно в фаворе, но его нельзя назвать доминирующим, потому что на данный момент наблюдается многоголосье стилей, приемов, отсылок к некогда популярным ландшафтным направлениям. Но сместить топиар из списка лидеров уже не получится. По крайней мере ничто того не предвещает.
Преимущества и недостатки
Психологами установлено, что такая зеленая скульптура (и даже малая архитектура), которая является продуктом топиарного искусства, повышает психоэмоциональный комфорт человека. Оптимизация городской среды связана сегодня и с топиарными объектами в том числе. С одной стороны, они убирают пустоты, заполняют собой пространство, создают эффект некоторой защищенности. Городскому человеку очень важно видеть рядом зеленые, природные объекты. С другой стороны, это художественный продукт, милый, очаровательный, часто созданный с юмором – это элементарно поднимает настроение.
Все это неоспоримые плюсы топиаров. Людям такие скульптуры кажутся уютными, не воспринимаются как отдельные элементы пространства – наоборот, они это же пространство делают более теплым, комфортным, родным. Здесь есть красота, эстетика, стиль и изящество решений.
Одним из минусов топиаров можно считать замену натуральной зелени на искусственную. Ведь осенью и зимой, если брать только реальные деревья и кустарники, вся эта зелень уходит. А голые топиары в виде грустных каркасов только удручают прохожих. Потому полностью или частично топиары делают из искусственной растительности. В этом читаются уход от принципов экологичности пространства, подмена натурального синтетическим. Хотя данный минус спорный, потому что в природе тоже все циклично, и люди нормально воспринимают голые деревья и кусты зимой и в конце осени. А если топиары – те же натуральные объекты, и их сезонную оголенность тоже можно адекватно воспринимать.
Еще один минус фигур (впрочем, тоже условный) – это трудоемкость их создания. Безусловно, просто любой садовод без опыта и навыков с этим не справится. Научиться можно и любителю, но все же придется потратить силы, время, закупить инструменты.
Какие растения используются?
Есть довольно серьезный список требований, выдвигаемых к растениям для создания топиарных фигур. В данном случае речь идет о натуральных культурах.
Они должны быть:
- морозоустойчивыми;
- нетребовательными к условиям произрастания (не так зависимы от света, степени плодородия почвы и ее кислотности);
- способными к замещению побегов;
- иметь конкретную крону (по форме);
- с замедленными темпами роста.
И это лишь основные, обязательные требования к культурам. Постоянный уход, стрижка, обрезка прилагаются – топиары не могут быть дикими, запущенными, они быстро теряют свою суть и эстетику.
Примеры таких культур: туя, можжевельник, барбарис, спирея, кизильник блестящий, боярышник и другие. Четкими и выразительными линиями славятся эти растения, потому что еще в XIX веке в строительство топиариев ввели металлокаркас. Проволока творит чудеса, но с ней нужно уметь работать.
Способы изготовления
Садоводы могут формировать фигуры на основе готовых каркасов. Его, каркас, выбирают сообразно задуманной композиции, с учетом формы и размера. Но фигура всегда дополняет дизайн ландшафта, она не должна быть чужеродной в данном пространстве. Делать фигуру на основе готового каркаса проще, потому что есть база. Второй способ – самостоятельно создавать каркас из проволоки.
Стоит ли говорить, что для второго способа необходимы некоторые художественные навыки и умения. Нужно знать технику, правила добавления пенопласта в каркас, нюансы выбора правильной проволоки и многое другое.
Обычно садоводы, стремящиеся стать садовыми скульпторами, сначала работают с готовым стандартным каркасом, а потом уже повышают уровень сложности, и переходят на изготовления топиара с нуля.
Как сделать своими руками?
Вкратце можно рассмотреть, как же создают топиары двумя указанными выше способами – сначала простым, а потом сложным. Но различаются варианты не только наличием металлического каркаса.
Простой
Он подойдет для начинающих. Начать можно с экспресс-варианта (и такое есть). Следует подготовить место, где будет стоять фигура, сделать подсыпку грунта, при необходимости внести удобрения. В этом месте высаживают мелколистные растения, например, хмель или барвинок, подойдет и плющ. Туда устанавливается готовый металлокаркас: сверху, на растение – так, чтобы стебли могли развиваться свободно. По мере зарастания каркаса лишние ветки следует удалять стерильным садовым инструментом, так сформируется крона.
Другой простой вариант – это топиарий с несложной геометрией. Каркас тут есть, но без проволоки. Сначала надо выбрать дерево или куст, возраст которого 5-6 лет (не меньше). Корневая система у культуры должна быть окрепшая и сформированная. Стричь растения можно весной или летом, не осенью.
Выглядит простой мастер-класс так:
- на земле чертят квадрат – прямо под кроной вокруг ствола растения;
- по углам квадрата выставляют бамбуковые рейки;
- между собой рейки скрепляют поперечными горизонтальными планками;
- шпалерными ножницами нужно провести черновую стрижку – так сформируется контур;
- стрижку начинают с верхних граней, постепенно переходя к нижним торцам;
- стороны куба проверяются на ровность, после чего можно приступать к чистовой стрижке;
- готовую фигуру надо проверить еще раз, мелкие ветки удалить.
Четкость формы увидеть с близкого расстояния невозможно, от объекта надо отойти на 3-4 м минимум. Когда топиар подравнивают, четкость линий, ровность проверяют несколько раз.
Наконец, топиар на готовом каркасе. Его покупают в садовом магазине, их производят из проволоки толщиной 2-3 мм. Это решетчатая структура с зазорами, которые позволяют растениям проникнуть внутрь. В верхней части каркаса есть крышка, она упрощает доступ к внутренностям.
Как сделать такой топиар на готовом каркасе.
- Мох, которым будет наполняться решетчатая основа, вымачивают в теплой воде около получаса.
- Когда структура заполняется субстратом, в нем предусматривают лунки, куда потом высадят почвопокровные и вьющиеся, суккуленты и садовые травянистые культуры (вербейник, плющ, виноград, седум).
- Если топиар будет заполняться плетущимися культурами, земляной ком перемещают из пластиковой емкости в металлическую, побеги распределяют вокруг каркаса и прихватываются специальными U-скрепками. Если фигура среднего или большого размера, чтобы облегчить ее вес, внутрь субстрата помещают пакетики с измельченным пенопластом.
Эти способы можно считать только условно простыми, они также требуют подготовки.
Сложный
Например, сделать топиарий в форме шара сложно – это уже своего рода задача «со звездочкой». Обычно его делают из куба путем усечения граней. Для этого часто используют иву пурпурную, барбарис Тунберга, спирею, пузыреплодник, самшит, тис. А чтобы сделать цилиндрический топиар, используют тую западную, лиственницу европейскую, иргу круглолистную. Принцип стрижки колонны тот же, что и кубической фигуры – под кроной дерева вычерчивают окружность, устанавливают направляющие колья, и выстригают цилиндр.
Мастер-класс изготовления топиара без готового каркаса.
- Взять проволоку диаметром 2-3 мм.
- Сформировать (по чертежам, идеям, шаблонам) задуманную форму металлокаркаса, надежно скрепив все концы.
- Каркас заполнить подходящим субстратом, оставив лунки, куда будут высажены растения.
- После того как высохнет оболочка каркаса, в лунку отправляют растение с землей.
- Его можно оставить и в пластиковом контейнере, но нужно организовать доступ к поливу.
- Ветви плетущейся культуры равномерно распределяют по контуру.
А чтобы уже готовый объект не пересыхал, ему надо обеспечить правильное орошение, то есть, к примеру, капельный полив. Чтобы облегчить конструкцию, внутрь каркаса добавляют пенопласт.
Примеры в ландшафтном дизайне
Больше слов скажут примеры зеленых скульптур, которые, действительно, преобразовывают пространство.
Образцы изящных и красивых топиарных скульптур.
Черепашки с «плюшевой» спинкой создают ощущение динамики на участке, ведь они движутся – так сформирована зеленая фигура.
Большая гусеница сделана из шаров, но усложнена слиянием растений. Стоит обратить внимание, как здорово обрамляют этот объект бордюрные кустики с длинными узкими листьями.
Многих такие сады уводят мыслями в Японию, но это скорее стереотип. Такой геометрический сад может появиться везде, но его нужно не только стричь регулярно, но и пропалывать.
Топиарные объекты могут существовать и в рамках клумбы. Важно не переборщить с их количеством, чтобы не создать пестроты, теряющей форму и единство замысла.
Морской котик, который словно высунулся из земли, – это просто кустарник, дополненный декоративными деталями.
Здорово, когда в создании одного объекта используют разные (но мирно соседствующие) растения – разные по цвету, по форме, опушенности и гладкости листьев.
Современное искусство через топиарную скульптуру может выражаться примерно так. Это уже не милые оленята или медвежата, а что-то более сложное по идее. Но смотрится впечатляюще.
Чем плохи старые добрые слоники, созданные в топиарном искусстве? Если делать их динамичными, работа смотрится сложнее.
Успешных зеленых экспериментов!