Все о ремонте пылесосов
На сегодняшний день трудно найти семью, где бы ни было обычного пылесоса. Этот небольшой помощник в уборке позволяет нам существенно экономить время и осуществлять поддержку чистоты в доме, дабы грязь и пыль не наносила вреда нашему здоровью. Но несмотря на свою простоту в устройстве и эксплуатации, подобный аппарат ломается довольно часто. И учитывая его не самую низкую цену, лучше его починить, так как новый – серьезный удар по семейному бюджету. В этой статье мы поговорим о ремонте пылесосов, их разборке, диагностике неполадок.
Диагностика неисправностей
Не всегда сразу можно понять, что пылесос поломался. Например, он сильно гудит, но продолжает работать и выполнять свои функции, по причине чего многие и не думают, что устройство сломалось. А это уже поломка, которая просто приведет через некоторое время к выходу устройства из строя. Конечно, неполадок может быть довольно большое количество, но обычно причиной поломки пылесоса является мотор. Подобная поломка характерна практически для любого бренда и любой модели, вне зависимости от компании, которая произвела технику. По ряду моментов и тонкостям работы пылесоса можно диагностировать поломку и попробовать своими руками выполнить ремонт рассматриваемой техники:
- первым звоночком некорректной работы мотора будет то, что он громко работает и то, что во время эксплуатации появляется над устройством облако из пыли;
- если пылесос плохо всасывает пыль или же не тянет совершенно, то это может быть свидетельством неполадок со шлангом;
- еще одним признаком нарушения герметичности шланга будет тихая работа устройства, причем суть проблемы может быть не в деформации самой гофры, а в неполадках принимающей щетки;
- если скорость всасывания невелика, то причиной снижения скорости работы может оказаться неполадка, связанная с поломкой подшипников, причем время от времени устройство будет восстанавливать работу в обычном режиме;
- если устройство сильно шумит, то с высокой долей вероятности поломался мотор, в ряде случаев наличие неполадки в моторе будет напрямую влиять на возможность засасывания воздушных масс.
Конечно, различных неполадок существует большое множество, у какой-то одной проблемы может быть несколько причин, но вышеприведенные ситуации позволяют быстро диагностировать наличие поломки и начать что-то делать.
Частые поломки
Следует сказать, что поломкам и деформациям обычно наиболее подвержены следующие детали:
- обмотки мотора;
- провод электрического питания;
- предохранитель;
- подшипники;
- щетки.
В ряде случаев ремонт можно осуществить собственноручно, а иногда придется обращаться за помощью специалистов из сервисного центра. В некоторых случаях проще будет и вовсе купить новый пылесос. Начнем со щеток. Они обычно крепятся в шахтах. Тут следует сказать, что они представляют собой обыкновенный углерод, а значит, при желании их можно стачивать, чтобы подогнать, как требуется. Если площадь соприкосновения с коллектором не столь велика, то нет проблемы, через время щетки приработаются. Их концы немного стираются полукругом внутрь.
Любая из них немножко прижата спецпружинкой, через которую идет энергия, что повышает запас прочности. Углерод будет продолжать работу до момента, пока полностью не сотрется. Важным моментом будет то, что сам коллектор должен быть максимально чист.
Лучше протирать его каким-то веществом, а если нужно, убрать пленку оксидного типа до момента, пока не будет медного блеска.
Следующая часть – подшипники с валом. Обычно вал приделывается к статору на два подшипника, что по размеру не совпадают друг с другом. Это сделано, дабы разборка мотора пылесоса была существенно проще. Обычно задний подшипник будет маленьким, а передний – большим. Вал следует аккуратно выбить из статора. У подшипников есть пыльники, куда также может попадать грязь. Еще частыми поломками являются:
- снижение эффективности фильтра типа HEPA;
- забивание сетки циклонного фильтра;
- блокировка щеточной турбины каким-то посторонним предметом;
- невозможность вращения колес из-за попадания посторонних предметов;
- засорение трубки-штанги;
- разрыв шланга, выполненного из гофры.
Теперь скажем об этой категории проблем чуть подробнее. Обычно пылесосы оснащаются фильтрами многократного применения. То есть после каждого процесса уборки необходимо вытащить фильтры, промыть их, прочистить и вернуть на место. Но следует понимать, что многократное применение и вечность – не синонимы. В какой-то момент фильтры будут нуждаться в замене, а если это проигнорировать, то может появиться необходимость какого-то сложного ремонта. Да и очистка фильтра не может быть полной. С каждым использованием материал, из которого они сделаны, загрязняется все больше. И в какой-то момент фильтр уже пропускает только половину воздуха от первоначального объема.
На этом показателе уже будет нарушаться работа пылесоса. То есть двигатель и дальше продолжает работу на тех же оборотах, но сопротивление в процессе нагнетания и засасывания будет повышать нагрузку. Будут увеличиваться токи, обмотка. Электродвигатель нагревается сильнее, что будет приводит к его износу.
При дальнейшей эксплуатации в подобном режиме придет день, когда получится, что двигатель перегрелся и попросту сгорел либо заклинил.
Следующая поломка – забившийся HEPA-фильтр. Такой материал сложно приобрести, но и здесь можно решить вопрос и найти некий заменитель. Сложнее его установить. Сначала следует аккуратно открыть двойную сетку каркасного типа для извлечения фильтрующего материала. Данный каркас вроде как не подлежит восстановлению. Но при желании он вскрывается.
Сначала при помощи острого ножа надрезаем область, где сопрягаются две пластины, небольшим усилием делим каркас на половинки. Теперь меняем фильтр на другой и склеиваем держательный каркас. То же самое будет относиться к защитному фильтру электрического мотора и сетчатому фильтру, что применяются в циклонных решениях. Что тот, что другой фильтр сильно забиваются мусором по причине того, что пользователи неправильно эксплуатируют пылесосы и позволяют контейнерам забиваться отходами выше безопасной отметки.
Третья проблема касается детали, которая соединяет вход устройства с телескопической трубой, где располагается насадка. Деформации мягкого шланга из гофры могут наблюдаться в местах мягких складок из-за изнашивания материала либо в результате нагрузок, прилагаемых к точке износа. Как правило, наиболее подвержены деформациям места, где осуществляется стык шланга с замочным патрубком или с патрубком трубы-штанги.
Чаще всего отремонтировать такой шланг можно при помощи скотча. Правда, долговечность такого решения будет под вопросом, но как временная мера подойдет.
Сначала следует отрезать часть чуть далее от места разрыва и осторожно удалить остатки из внутренней патрубочной части. Обычно она имеет резьбу именно под шланговую навивку. По такой резьбе срезанный шланг можно просто вкрутить внутрь патрубка, ремонт будет завершен на этом. Практика показывает, что использовать клей нет смысла. Если порыв сформировался в центре шланга, то можно применить подручные средства. Например, кусок камеры из резины от велосипедной шины. По физическим размерам и с учетом довольно плотной обтяжки подобный материал будет идеальным решением. До этого части шланга надрезают и подклеивают, после чего поверх сделанного стыка натягивается муфта из шины с велосипеда.
Следующая неисправность – блокирование движения механизмов. Подобная проблема может наблюдаться с турбиной щетки или у колесного шасси. Просто узлы оснащены различными деталями, что вращаются – кольцами, шестернями, валами. Во время уборки в места, где они расположены, попадает различный мусор, который может наматываться на валы и через время по мере накопления просто блокирует работу вращательного характера.
Такие проблемы становятся причиной возрастающей нагрузки на двигатель, что становится причиной того, что сначала он сильно греется, после чего просто отключается в определенный момент. Для устранения такого типа неполадки сначала требуется разблокировать узловое движение. Турбощетку следует разобрать и хорошо очистить от мусора. Если убрать верхнюю крышку устройства, то можно получить доступ к области, где находятся колеса. Нередко прямо здесь накапливается различный мусор, который блокирует их вращение.
Теперь поговорим о более серьезных поломках рассматриваемых устройств, которые возникают довольно часто. Обычно они требуют вмешательства профессионалов, но ряд из них все же можно решить и своими руками. Первая проблема такого типа может быть с кнопкой включения и кабелем питания. Из-за такой неисправности запустить пылесос нельзя или же нельзя зафиксировать определенный режим работы. В первом случае при нажатии на кнопку включения устройство не запускается, а во втором запускается, если нажать на кнопку, то сразу выключается, если ее отпустить.
Дефектная клавиша пылесоса является причиной неработоспособности устройства. Она является одной из наиболее часто возникаемых, но которую довольно просто устранить. Убедиться, что причины поломки в кнопке, очень просто – достаточно просто проверить ее при помощи тестера. Если клавиша сломана, то она не будет создавать контакт между клеммами в каком угодно положении. Если у клавиши нарушена фиксация, то она будет формировать контакт исключительно в нажатом положении. Для проверки один щуп необходимо подключить к контакту сетевой вилки, а второй к клеммам кнопки. Сетевой шнур также проверяется при помощи тестера. В этом случае не будет лишним проверить и работоспособность розеток.
Второй частой и серьезной поломкой будет ситуация, когда неисправен регулятор оборотов всасывания воздушных масс. Таким регулятором комплектуется почти каждый пылесос. Он отвечает за регулирование частоты вального вращения мотором, который смонтирован внутри устройства. Выглядит такой модуль как электронная схема на основе тиристоров. Обычно в этой электрической схеме ломается такой элемент, как тиристорный ключ.
Обычно он располагается в нижней левой части платы. Если данный элемент неисправен, то, как правило, пылесос либо нельзя запустить, либо же нет никакой возможности осуществлять регулировку его работы.
При этой проблеме будет необходимо разобрать устройство, снять регуляционный модуль и поменять части, которые сломались. В данном случае будет сложно работать, если не иметь определенные навыки. Речь идет конкретно о том, чтобы отличить резистор от конденсатора и навыки использования паяльника. Но при желании этому можно научиться.
Еще одной часто возникающей проблемой будет выход из строя электромотора пылесоса. Данная проблема будет, наверное, наиболее сложной. Данная деталь будет требовать к себе особого внимания. Есть вариант замены детали на новую, но по затратам это будет половина стоимости всего пылесоса. Но и конкретно в двигателе могут ломаться различные части. Например, учитывая, что вал в моторе вращается довольно быстро, опорные подшипники испытывают довольно серьезные нагрузки. По этой причине дефекты подшипников считаются крайне распространенным явлением.
Обычно показателем этого является очень сильный шум при работе. Кажется, что пылесос буквально свистит.
Устранение этой проблемы своими руками вроде и непростое, но осуществимое. Но сначала придется разобрать устройство, дабы добраться до двигателя. Предположим, что добраться до него удалось. Когда его сняли, следует демонтировать щетки контакта и кожух крыльчатки. Данный процесс будет крайне простым. Щетки крепятся при помощи одного винта и легко вытаскиваются из ниш установочного типа. На крыльчаточном кожухе следует осторожно отогнуть 4 вальцовочные точки и, применив небольшое усилие, демонтировать кожух.
Самым непростым будет отвинчивать гайку, которой на моторном валу закреплена крыльчатка. Когда это удается сделать, вынимается вал, после чего нужно снять подшипник с якоря и заменить его. После этого осуществляется сборка в обратном порядке.
В общем, как можно убедиться, частых поломок бывает немало, все они разного типа, но практически со всеми можно справиться самостоятельно, без привлечения специалиста.
Как разобрать пылесос?
Вне зависимости от того, с какой поломкой вы столкнулись, чтобы знать ее причины и почему пылесос перестал работать, следует его разобрать.
Конечно, каждая модель имеет свое особое устройство, но приблизительным общим алгоритмом будет следующая цепь действий.
- Следует осуществить демонтаж уплотняющей решетки, что располагается под крышкой области пылесборника. Она крепится при помощи двух винтов либо иных соединений резьбового типа. Открутить винты можно при помощи обычной отвертки.
- Когда уплотняющая решетка была снята, следует осуществить отсоединение блока управления и крышки пылесборника.
- В зависимости от типа и модели рассматриваемой техники пылесборник следует просто снять либо открутить. Под ним должен находиться мусоросборочный механизм, под которым корпус соединяется с мотором устройства.
- Чтобы добраться до него, следует разделить основание и корпус. В ряде моделей это осуществляется после скручивания скрытого болта, который располагается в ручке.
- Обычно мотор защищается спецпрокладкой на тканевой основе, что прикрепляется на входе шланга приема. Прокладку следует снять и очистить или, если есть необходимость, заменить ее на другую.
- Теперь снимаем с мотора проводы, отвечающие за подачу электропитания. Чтобы сделать это, следует открутить зажимы, скрепленные болтами.
- Теперь будет необходимо осуществить проверку подшипниковых пар, которые отвечают за работу двигателя. Малейшим свидетельством износа является наличие различных неровностей и трещин. Если есть что-то подобное, то следует осуществить замену деталей.
Кроме подшипников, не будет лишним проверить целостность щетки и моторного якоря.
Теперь перейдем непосредственно к разборке мотора. Следует сказать, что проведение таких процедур требует наличия опыта их проведения. В противном случае лучше обратиться к специалисту.
- Сначала следует снять кожух. Сделать это можно при помощи прямой отвертки, планки либо линейки. Он довольно плотно прилегает к мотору, по причине чего можно сначала осторожно по нему постучать, дабы отсоединить. Следует делать это осторожно, чтобы не нанести ему физического ущерба.
- Когда кожух снят, то можно получить доступ к крыльчатке, что держится на встроенных гайках. Они плотно закреплены при помощи клея, так что под рукой следует иметь такое вещество, как растворитель.
- Под крыльчаткой есть 4 шурупа, которые закрепляют двигатель. Их следует откручивать поочередно.
- Когда доступ к мотору получен, следует проверить его работоспособность.
Если он не работает, то следует выяснить, почему он сломался, устранить неполадки, заменить сломанные детали и осуществить сборку в обратном порядке.
Отметим, что модель, которая может осуществлять еще и влажную уборку, ремонтировать будет труднее, по причине того, что необходимо будет проводить работы еще и с водяной помпой. Главной ее задачей будет подача жидкости в пылесборник, из-за чего помпа обычно монтируется на входе.
При осуществлении ремонта моющего пылесоса следует знать и аспекты отсоединения помпы.
Что делать, если он не включается?
Время от времени бывают ситуации, когда пылесос вообще не хочет включаться. Следует ли в этом случае осуществлять разборку устройства? Не во всех случаях. Дело в том, что причины такой ситуации могут быть разными. Например, пылесос не активируется, он не ломался ранее, но активации техники при нажатии клавиши включения не происходит. Причиной могут являться проблемы именно с электропитанием. То есть могла элементарно сломаться розетка или электрический провод, который отвечает за подачу питания.
Следует очень внимательно осмотреть все элементы электроцепи. Обычно неполадки, которые есть, можно найти прямо у вилки, которая вставляется в розетку. По причине того, что шнур, отвечающий за подачу электрического питания именно у такого устройства, как пылесос, довольно подвижен, то он отличается повышенной уязвимостью и довольно часто на нем при работе могут образовываться деформированные места.
Если же пылесос работает, но обороты никак не получается отрегулировать, то это примерно такая же проблема. Но в данном случае, скорее всего, речь идет о пропаже контакта.
Данный дефект можно устранить путем замены резистора или ползункового симистора.
Как ремонтировать двигатель?
Как можно было понять из вышеописанного, выход из строя электрического мотора пылесоса относят к категории довольно сложных неисправностей. Обычно в современных моделях используются моторы осевого типа, которые имеют частоту вращения около 20000 оборотов в минуту. Данная деталь представляет собой конструкцию, которая требует особого внимания, если необходим ремонт. Для его проведения потребуется иметь следующие инструменты:
- пара отверток для различных размеров шурупов крестообразного типа и пара плоских отверток;
- пинцет;
- кусачки либо плоскогубцы;
- тиски слесарные;
- вещество для смазки мотора.
Следует заметить, что следует соблюдать правила техники безопасности и ни в коем случае не проводить ремонт электромотора пылесоса, подключенного к электрической сети. Если говорить непосредственно о ремонте устройства, то для проведения сначала требуется разобрать устройство. Причем делать это следует в четко установленном порядке:
- осуществляется съем контейнера для собирания грязи, заднего и переднего фильтров;
- выкручиваем отверткой шурупы, расположенные под фильтрами;
- осуществляем демонтаж корпуса устройства, приподнимаем переднюю часть и лишь после этого остальную, корпус обычно снимается очень легко;
- теперь чистим корпус самого электромотора с использованием кисточки либо тряпки.
Следует провести осмотр и дальнейшую починку устройства, последний процесс будет осуществляться по следующему алгоритму:
- сначала отверткой откручиваем пару боковых болтов, что располагаются в верхней части корпуса;
- немного поворачиваем его и осматриваем мотор (демонтировать его сейчас не получится по причине того, что это будет мешать осуществить катушка);
- осторожно освобождаем мотор от проводов, отсоединяем все разъемы и выводим катушечные провода таким образом, чтобы сама катушка все еще была на корпусе;
- теперь снимаем двигатель, после чего повторяем очистку его от пыли;
- далее осуществляем демонтаж уплотнительной резинки, для чего – откручиваем пару боковых болтов;
- используя отвертку, разъединяем две половины корпуса мотора;
- теперь из корпуса, выполненного из пластмассы, нужно вытащить сам мотор;
- при осмотре верхней части мотора можно увидеть так называемые завальцовки, их следует выгнуть в обратную сторону, а в любую щель воткнуть отвертку, чтобы половинки были разъединены между собой (это позволит освободить турбину от корпуса);
- с использованием торцевой головки на 12 необходимо открутить болт (резьба является левой, поэтому при снятии шурупа его нужно крутить по часовой стрелке);
- моторный статор нужно заклинить при помощи небольших деревянных брусков, а во время работы всю конструкцию следует обязательно придерживать;
- осуществляем демонтаж турбины;
- вынимаем шайбу и откручиваем пару болтов;
- внизу находятся еще 4 болта, которые необходимо открутить;
- далее снимаем щетки, перед этим выкрутив все болты;
- теперь нужно выбить якорь, после чего вставить ключ в отверстие и постучать по нему при помощи молотка; после этих манипуляций он должен как бы выскочить наружу;
- теперь следует обратить пристальное внимание на подшипники: если они в хорошем состоянии, то их можно смазать маслом;
- при помощи пинцета необходимо вытащить пыльник; если подшипник крутится со звуком, который напоминает шелест листьев и в то же время остается сухим, то его следует прочистить и хорошо смазать (для прочистки данной детали можно применить очиститель для карбюратора).
На этом все. Для завершения работы остается только собрать устройство в обратном порядке. Как можно убедиться, ремонт пылесосов – процесс, который будет зависеть от сложности поломки. Если она не слишком сложная, то его легко можно осуществить собственноручно. Если же неполадка относится к категории довольно сложных, то лучше будет обратиться к специалисту, так как вмешательство человека, не имеющего опыта, может не только усугубить поломку, но и привести к травме. Особенно если дело будет касаться электрической части.
О том, как разобрать двигатель от пылесоса, вы можете узнать из следующего видео.
Очень полезная тема.